$ - 76.1999
€ - 91.2037
75-летие Победы

ЧИТАЙТЕ В НОМЕРЕ

Бренд - гарантия качества

Газ в доме будет

Умылись улицы в преддверии зимы

Мифы и реальность

Для кого же строили подземный переход?


Для кого же строили подземный переход?

Недавно в одном из печатных изданий прочитал очередной миф о советском периоде жизни Уфы. Журналист пишет о том, что якобы Мидхат Закирович Шакиров, будучи первым секретарем Башкирского обкома КПСС, жил на улице Ленина, любил ходить пешком на работу и с работы, и для себя построил подземный переход через улицу Фрунзе (ныне - Валиди)...

Из всего сказанного соответствует истине лишь один факт. Действительно, глава высшей партийной организации республики любил ходить пешком. Кстати, начинал он трудиться с самого раннего утра и лишь поздним вечером завершал работу. Его график был продолжительным и насыщенным: заседания бюро обкома КПСС, совещания, пленумы, прием членов правительства, собеседования с кандидатами на назначение на номенклатурные должности, знакомство с документами, переписка с центральными органами... После утомительного дня длиною в двенадцать-четырнадцать часов не грех было немного пройтись. А когда он шел домой, транспорта, тем более грузового, на улицах уже встречалось немного.
На самом же деле квартира Мидхата Закировича находилась сначала в одном пятиэтажном доме (на улице Худайбердина, 1/1), затем - в другом, соседнем (улица Энгельса, 1). А до назначения на партийную работу он жил в двухэтажном каменном доме отца - известного башкирского ученого Закира Шакирова, на улице Карла Маркса между Пушкина и Фрунзе. Это здание сохранилось и по сей день.
Насколько мне известно, выходец из села Карача-Елга Уфимского уезда (ныне - Кушнаренковский район) Закир Шакиров ранее жил в небольшом деревянном доме на улице Коммунистической, напротив Башкирского государственного педагогического института имени Климента Тимирязева (в этом угловом здании из красного кирпича с военных лет размещается заводоуправление производственного объединения "Прогресс"). Скромный шакировский дом стоял рядом с купеческим особняком - на его площадях сейчас располагается Союз писателей республики. На месте же шакировского в 1950-е годы построили сталинскую пятиэтажку.
Что же касается подземного перехода, то это совершенно другая история...
Осуществлялся план коренной реконструкции исторического центра Уфы. В общем, после того как возвели здание обкома КПСС и Совета Министров Башкирской АССР, был полностью реконструирован парк культуры и отдыха имени Александра Матросова, убрали танцплощадку, старый деревянный кинотеатр "Идель", читальню и многое другое... Ну а памятник самому Герою Советского Союза вполне логично перенесли на территорию бывшей детской трудовой колонии, где до войны Матросов и воспитывался.
Парк, который во второй половине XIX века заложил еще уфимский губернатор Сергей Ушаков, в поры реконструкции переименовали в духе советского времени и развитого социализма. Короче, стал он парком имени Владимира Ленина. Сей зеленый уголок примыкал к центральной улице города, имею в виду улицу Ленина, которую решили довести до уровня парадной и нарядной. Так сказать, лица миллионной столицы Башкирии. И Мидхат Закирович делал многое для этого. У него был хороший градостроительный вкус, организаторские способности и политическое чутье.
...Уфа преображалась прямо на глазах. Газеты писали об этом хвалебные статьи. И мы, простые горожане, стали очевидцами тех перемен и в основном поддерживали идеи партийного руководителя республики. Впрочем, лично я с середины 50-х привык к совершенно иному облику центра города.
Скажу и о том, что некоторые люди, в свое время всецело одобрявшие планы и действия Шакирова, потом, после 1987 года, когда Мидхат Закирович ушел на пенсию, в угоду конъюнктуре обвинили его, назвав главной фигурой эпохи "мраморной лихорадки". Речь о том, что отдельные здания по улице Ленина облицевали красивыми мраморными плитками - гостиницу "Агидель", Главпочтамт, Башпотребсоюз, пятиэтажный жилой дом на перекрестке улиц Кирова и Ленина... Разве это было плохо? Наш город стал тогда немного походить на Москву, Ленинград, Ригу, Минск... Люди со всей страны, впервые приезжавшие в Уфу, удивлялись тому, насколько хорошо выглядит ее центр. Они даже не предполагали, что на Южном Урале есть такой красивый и ухоженный мегаполис, как наш!
Теперь, что касаемо злополучного перехода на улице Фрунзе (Валиди)... Его строительство Мидхат Шакиров инициировал для того, чтобы люди, гуляя по пешеходной улице Ленина, могли, не боясь бурного потока автомобилей, спокойно попасть по путепроводу в парк. Мидхат Закирович по большому счету начал заниматься благоустройством и переустройством столицы, еще работая первым секретарем Уфимского горкома КПСС. А продолжил, когда его в 1969 году избрали партийным лидером республики.
Шакиров был наблюдательным человеком, с современными взглядами. Во всем его поведении, в его действиях сказывалось то, что он вырос в интеллигентной семье. Бывая за границей, Мидхат Закирович, естественно, видел, что Европа уже живет по-другому. И передовую западную культуру в урбанистике он первым стал внедрять у нас, ломая стереотипы и барьеры. А это было нелегко. Мидхат Шакиров убрал из центра трамвайные пути, планировал на месте старого Гостиного двора и трамвайного кольца возвести киноконцертный зал на две тысячи зрителей. Снес в сердце столицы старые деревянные дома и на их месте построил Дворец культуры "Нефтяник", здание Комитета государственной безопасности Башкирской АССР, Ленинский мемориал, Центр научно-технической информации, новые корпуса авиационного института, выводил на окраину заводы и фабрики, реконструировал сквер перед кинотеатром "Родина"...
Надо сказать и о том, что в период руководства Мидхата Закировича республикой в Уфе появились и другие подземные переходы: на проспекте Октября, возле Центрального рынка, Дворца культуры "Юбилейный", автодорожного моста через реку Белую (через улицу Воровского), агрегатного производственного объединения на улице Аксакова (кстати, через тот же самый путепровод между товарным двором на железной дороге и Оренбургским трактом). Конечно, для этого привлекались не только бюджетные деньги, но и, к примеру, средства Министерства авиационной промышленности СССР, благо глава мощного и богатого ведомства Петр Дементьев неоднократно избирался депутатом Верховного Совета СССР от Уфы. Вот наши избиратели и давали министру свой депутатский наказ, чтобы он финансировал строительство переходов там, где размещались авиационные заводы. Хочу еще раз подчеркнуть: Шакиров делал подземные переходы отнюдь не для себя, а исключительно для народа, заботясь в первую очередь о безопасности пешеходов и увеличении пропускной способности главных автомагистралей столицы.

Рашит АЮПОВ.
НА СНИМКАХ: кинотеатр "Родина" в наши дни.
Фото Лилии ЗАГИРОВОЙ

Дата создание новости 28-11-2014   Комментарии (0)   Просмотров: 1918     Номер: 230(12628)     Версия для печати


Добавить комментарий
Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
Полужирный Наклонный текст Подчеркнутый текст Зачеркнутый текст | Выравнивание по левому краю По центру Выравнивание по правому краю | Вставка смайликов Выбор цвета | Скрытый текст Вставка цитаты Преобразовать выбранный текст из транслитерации в кириллицу Вставка спойлера
Вопрос:
8+2-5=?
Ответ:
Код:
Включите эту картинку для отображения кода безопасности
обновить, если не виден код
Введите код:


 
© 2011-2019, Редакция газеты «Вечерняя Уфа»
Использование материалов без письменного согласия владельца сайта запрещено.