$ - 64.4913
€ - 71.8369

ЧИТАЙТЕ В НОМЕРЕ

Скачки во славу республики

На родину Моцарта - прямиком

Эксперты оценили питьевую воду

Актуальное интервью

За что российские банки не любят Самохина?


За что российские банки не любят Самохина?

Сегодня у нас в гостях - эксперт потребительского рынка, руководитель региональной общественной организации защиты прав потребителей «Форт-Юст» РБ Валерий САМОХИН.
- Валерий Геннадьевич, Вас знают теперь не только в республике, но и за ее пределами благодаря громким и смелым судебным процессам, которые ведет «Форт-Юст», защищая права потребителей. А с чего все началось?
- Поскольку у меня два образования - экономическое и юридическое, знакомые обратились с проблемой, - рассказывает Валерий Самохин. - Человек взял в банке кредит, где ему навязали несколько видов незаконных страховок. На тот момент судебная практика была полностью на стороне банков. Меня заинтересовала сама схема, и я попытался понять, осилить весь этот сложный финансово-экономический и юридический пласт. Написал претензию в банк, который, естественно, мне отказал. Тогда направил жалобу в Антимонопольный комитет и одновременно - исковое заявление в суд. В банке посмеялись, сказали, что все мои действия бесполезны. С тех пор прошло восемь лет, и за это время мы взыскали с банков порядка 200-300 миллионов рублей в пользу граждан. Если бы тогда претензию удовлетворили (кажется, это было 50 тысяч), то сегодня у банков в стране было бы меньше проблем.
- Получается, что Ваша организация для банков с некоторых пор - большая проблема?
- Это было резонансное решение Верховного суда России в пользу потребителя. Получается, мы создаем практику для всей страны и многие считают нас лучшими в данной категории, хотя за пределы Башкирии мы выходить не хотим, у нас и здесь дел хватает. В республике работают филиалы организации, и, хотя они автономные, самостоятельные, у нас единые требования, стандарты, практика.
- Каковы принципы работы «Форт-Юста»?
- Мы формируем их всем коллективом. Это реальная защита потребителей. Конечно, нарушений очень много, и мы отдаем себе отчет в том, что не в наших силах их устранить.
- А для потребителей услуги в Вашей организации платные?
- Нет. Хотя в каких-то ситуациях вынуждены им отказывать. Наша общественная организация существует на средства, полученные от штрафов, которые взимаются с ответчиков. Эти деньги позволяют компенсировать расходы, которые мы несем, защищая потребителей. И если мы уверены в том, что ответчик не платежеспособен, предупреждаем об этом обратившихся граждан. Например, мы участвуем в госпрограмме по мониторингу качества пищевых продуктов, и госбюджет возмещает нам стоимость купленных в магазине образцов для исследований. А все остальное - подготовка экспертного заключения, транспортные расходы, зарплата специалистам - за наш счет. Нам же нужно как-то пополнять бюджет.
...Вернувшись к теме банков, мы говорили c Валерием Геннадьевичем о том, что владельцы банковских карт - а это все мы - в какой-то степени рискуют.
- Конечно, рискуют. И речь не только о мошенниках, которые крадут личную информацию, предпринимают разные уловки, чтобы завладеть деньгами. Мы порой сталкиваемся с агрессивным маркетингом или недобросовестностью самих банковских работников. Когда вы, например, получаете новую дебетовую карту, то обязаны поставить на договоре подпись - с условиями согласен. Я, желая получить такую карту в одном из банков, попросил показать мне те условия, с которыми должен был согласиться. Мне распечатали увесистый том страниц на 500, изучая который, профессиональный юрист и экономист может сойти с ума. Я забрал эти условия с собой и читаю их уже не первый месяц. Кстати, в этом документе может быть немало подводных камней. Например, по условиям банка, с которыми вы «соглашаетесь», ваша дебетовая карта может вдруг стать… кредитной.
- Разве такое возможно?
- Технический овердрафт на дебетовой карте является несанкционированной задолженностью, возникающей исключительно по техническим причинам. Наверное, многие обратили внимание на информацию о том, что дебетовые карты одного крупного известного банка сменили свой статус на овердрафтные. Руководители банка заявили, что такого быть не может, эта информация фейковая. Но, оказывается, такая возможность была прописана в условиях, хотя клиенты об этом даже не догадываются. Мы пытаемся оспорить в суде этот пункт в условиях банка. Одному клиенту все-таки удалось помочь, по другому делу продолжаем работать. Знаете, банк не может ответить на элементарные вопросы. Любой кредитный договор по закону предполагает согласие клиента и график платежей: сколько, когда и под какой процент он должен вносить. График банк предоставить не может и, понимая, что овердрафт - это все-таки не кредит, сам отказывается от процентов, вроде как дарит подарок клиенту. Почему мы не всегда можем помочь? Пока суд да дело, истекает срок исковой давности.
…В одной из телепередач Валерий Самохин рассказал о случае с потребителем, который пытался снять в банкомате 200 тысяч рублей. Операция была отклонена, человек ушел, а банкомат деньги выдал с опозданием, и забрали их случайные неустановленные лица.
- Ваша организация взялась защищать права пострадавшего держателя карты. На каком этапе рассмотрения это дело?
- Дело рассматривается в Демском районном суде, назначено, если не ошибаюсь, уже седьмое заседание. Нужно доказать, что клиент пострадал из-за технического сбоя в системе банка, который в первую очередь выдвинул версию об искусственном сбое, устроенным мошенниками. Однако мы просмотрели запись видеокамеры и пришли к выводу, что никакого постороннего вмешательства не было. По мнению банка, клиент сам виноват, поскольку не дождался завершения транзакции. Но ведь он получил чек с информацией о том, что операция отклонена. И вообще - сколько человек должен ждать возле банкомата, если тот долго «думает» - час, два, три? Где это прописано?
- При покупке какой-то дорогой вещи в кредит нам постоянно навязывают кредитные карты, какие-то дополнительные услуги «в подарок»…
- В последнее время автодилеры, оформляя кредит на машину, «дарят» покупателям карту «Помощь на дорогах». Приятно, правда? Но в иных случаях оказывается, что такой «подарок» может стоить от 20 до 150 тысяч рублей, и эта сумма заметно увеличивает кредит. Отказаться от карты можно хоть на следующий день, но из тех денег вам вернут лишь 15-20 процентов. Разумеется, если вмешается суд, он примет решение в пользу потребителя, но на это уйдет немало времени. За этот срок, как показывает практика, автодилер может обанкротиться, и уже не с кого будет взимать долг.
…Государственные надзорные органы находятся в жестких рамках. Они не могут зачастую выйти с инспекцией без санкции прокурора, а о плановых проверках обязаны сообщать заранее.
- Какими полномочиями наделены общественные организации по защите прав потребителей?
- Фактически у нас есть полномочия публичные. Общественная организация имеет право обращаться в защиту неопределенного круга лиц. Если мы видим нарушение и считаем, что оно создает реальную угрозу здоровью, то актируем его и обращаемся с иском в суд. Это касается, например, мониторинга пищевой продукции. Мы также в иных случаях передаем материалы в надзорные органы, ведомства. Например, недавно отправили письмо в Министерство труда и социальной политики РБ. А проблема вот в чем: люди с ограниченными возможностями здоровья физически не могут попасть в банки и кредитные организации, потому что отсутствуют пандусы. Или они есть, но слишком неудобные, оборудованы «для галочки». Сначала материал был передан в прокуратуру, оттуда - в министерство. А министерство, в свою очередь, отправляет запрос в Государственное Собрание - Курултай РБ, поскольку считает, что действующее законодательство не определило ответственные органы исполнительной власти, которые должны этот вопрос контролировать.
- То есть программа «Доступная среда» есть, а контролировать ее реализацию некому?
- Получается, некому… Так что мы занимаемся разными темами, но чаще - финансовым сектором. Он самый сложный и социально значимый.
- Мне всегда казалось, что самое трудное - найти защиту в сфере услуг связи…
- Вот, свежий пример. Мой сотовый оператор прислал sms, приглашает участвовать в акции: сдать старый телефон, поменять на новый айфон. Это ведь чистой воды реклама. Знаете, в чем фокус? Я им письменно запретил направлять на мой номер рекламу и согласился принимать ее и рассматривать при условии, что за это мне будут платить. Я им отправил оферту. Теперь в суде выясним, будут они платить мне или нет. Ведь когда нам направляют предложение, и мы нечаянно нажимаем на кнопку, то мы как бы согласились на их предложение. Здесь то же самое, только уже с моей стороны. Защищать граждан в этой сфере проблематично. Суммы, которые клиент теряет, небольшие, из-за них никто в суд не пойдет. Вот когда у нас будет возможность подавать коллективные иски, когда, например, к истцу Иванову присоединятся тысячи людей, тогда это серьезно. Вообще, наши крупные продавцы товаров и услуг давно пришли к простому пониманию принципа обогащения: брать надо со всех, но понемногу. Если возьмешь много, получишь судебный процесс.
- В практике «Форт-Юста», наверное, бывают случаи, когда не удается помочь потребителю. Но сегодня хотелось бы узнать о победах. Несколько слов о самом ярком судебном споре.
- Об этом деле многие писали. Наша клиентка Гульнур Исламова взяла потребительский кредит в банке ВТБ и добровольно присоединилась к договору коллективного страхования. Подумав, она решила отказаться от страховки, что могла сделать в пятидневный срок (сейчас он увеличился до двух недель), и вернуть деньги. Банк отказался удовлетворить ее просьбу. С нашей помощью потребитель дошла до Верховного суда РФ, и лишь на этом уровне истицу поддержали и вынесли решение в ее пользу. Так был создан прецедент в России, и у граждан появилась возможность выигрывать подобные споры.
В работе региональной общественной организации защиты прав потребителей «Форт-Юст» немало направлений. В числе важных тем, например, качество пищевых продуктов. Но об этом мы поговорим в следующий раз…
Вопросы задавала Татьяна БАРАБАШ.
Фото Лилии ЗАГИРОВОЙ.


ИЗ ДОСЬЕ «ВУ»…
В прошлом году РОО ЗПП «Форт-Юст» принимала участие в республиканском конкурсе на лучшую общественную организацию по защите прав потребителей. В итоге - победа в трех номинациях конкурса и вторые места в двух других номинациях.

Дата создание новости 12-03-2019   Комментарии (0)   Просмотров: 425     Номер: 18(13302)     Версия для печати


Добавить комментарий
Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
Полужирный Наклонный текст Подчеркнутый текст Зачеркнутый текст | Выравнивание по левому краю По центру Выравнивание по правому краю | Вставка смайликов Выбор цвета | Скрытый текст Вставка цитаты Преобразовать выбранный текст из транслитерации в кириллицу Вставка спойлера
Вопрос:
8+2-5=?
Ответ:
Код:
Включите эту картинку для отображения кода безопасности
обновить, если не виден код
Введите код:


 
© 2011-2019, Редакция газеты «Вечерняя Уфа»
Использование материалов без письменного согласия владельца сайта запрещено.