$ - 92.2628
€ - 99.7057

ЧИТАЙТЕ В НОМЕРЕ

Возможно подтопление – все службы начеку

Международный Нуреевский фестиваль в лицах

Готовить любят все!

Неравнодушие спасает миллионы

Андрей ВОЛКОВ: «Можно сказать, что художником я стал поневоле…»


Андрей ВОЛКОВ: «Можно сказать, что художником я стал поневоле…»

Старожилы Башкирского государственного театра кукол называют его уникальным, штучным специалистом. На сегодняшний день в репертуаре театра нет ни одного спектакля, к созданию которого он не приложил бы свои поистине «золотые» руки. Он не просто оформляет спектакль – он всегда выступает еще и его соавтором, сорежиссером, определяя не только форму, но и зачастую в целом решение постановки. При этом он обладает феноменальной скромностью и никогда не выпячивает свои заслуги напоказ.

Он – это главный художник Башкирского государственного театра кукол, заслуженный работник культуры Республики Башкортостан Андрей Волков. В минувшем году Андрей Сарпионович отметил 35-летие своей работы в БГТК, ну а сегодня у него – красивый юбилей.Накануне Андрей Волков ответил на несколько вопросов.

- Андрей Сарпионович, скажите, пожалуйста, когда и почему Вы решили стать театральным художником?
- Художником я не собирался становиться вообще. В детстве грезил сценой – мечтал стать актером, хотел поступить на театральный факультет. Но в итоге я стал художником поневоле.

- Почему поневоле?
- Задатки к этому у меня наблюдались с самого детства. Еще в школе я любил рисовать, меня часто просили оформлять стенгазеты. А в старших классах у нас был УПК (учебно-производственный комбинат), на котором будущие выпускники осваивали азы профессий: поваров, водителей, машинисток… Я пошел в художники-оформители, параллельно занимаясь в театральной студии – готовился стать артистом. Но на актерский факультет я, к сожалению, не поступил. Зато поступил в педагогический институт на художественно-графический факультет. Там проучился два года и понял, что учителем быть не хочу. И тогда пошел искать работу – мне было всего 19 лет, и я думал, куда же мне устроиться? Хотелось быть поближе к театру, думал даже пойти монтировщиком декораций в Русский драматический…
В театральной студии, где я занимался, у нас преподавала Галина Александровна Неволина, и к нам на занятия частенько приходил режиссер Башкирского государственного театра кукол Павел Романович Мельниченко, с которым они дружили. Там мы с ним познакомились, он приглашал меня на спектакли, и я частенько стал приходить в театр кукол. А однажды он сказал мне, что в БГТК освобождается место конструктора кукол. В те поры требовались и монтировщики, но поскольку у меня уже было незаконченное художественное образование, он предложил мне пойти конструктором. В театре кукол работал тогда Саша Алексеев, которому как раз искали замену: работал он всего год, тоже после школы, и поступил в Одесское училище на художника кукол. В то время на конструкторов кукол в СССР учили в двух местах: в Ленинграде и в Одессе. Как раз туда он и поступил, и уже 1 сентября должен был ехать на учебу.
Я устроился в театр кукол 5 августа 1985 года. Как раз с расчетом на то, что за месяц он меня всему научит. Но пообщались мы буквально неделю, как вдруг меня и артистов Артура Байкова, Виталия Щербакова, Валерия Чернецова командировали на трудовые работы в Раевку, на консервный завод.
Тогда это была нормальная практика: от предприятий формировали трудовые коллективы и отправляли разнорабочими в подшефные организации. И когда я приехал с отработок, Саша, что называется, «помахал мне ручкой», и я остался в конструкторском цехе один. Но мне, конечно, все помогали. Заведующим постановочной частью в ту пору служил Тагир Хисматуллин, он до этого работал конструктором кукол и многое мне подсказывал на первых порах... А главным художником БГТК в то время был Наил Байбурин. Как раз в театре шла работа над его спектаклем «Таганок», и под его чутким руководством я начал делать свои первые заготовки.
Но свою мечту быть артистом я не оставлял, как и не оставлял попыток поступить в институт искусств на театральный факультет. И вновь Павел Романович принял участие в моей судьбе. Однажды он мне сказал: «Зачем тебе быть актером? Поступай лучше на режиссерский – будешь ставить спектакли в нашем театре». В тот год в УГИИ он как раз набирал курс режиссеров-заочников. В общем, так я поступил на режиссерский факультет.

- Не жалеете, что так и не стали артистом?
- Теперь уже нет. А тогда, быть может, и жалел. Но раз уж не сложилось – жалеть точно нет смысла… Тем более, работая конструктором, я заочно учился на режиссерском отделении.

- А какая работа Вам все-таки ближе: режиссера или художника?
- Режиссерская работа требует огромных энергетических затрат, а я человек скорее интровертного склада, предпочитаю накапливать энергию внутри себя. Режиссер же должен больше отдавать. Со временем я понял, что режиссерская деятельность меня привлекает меньше…

- Расскажите о первом спектакле, который Вы поставили в театре кукол…
- Мой первый спектакль был – «Смерть царя Ирода». Над ним я работал, учась в институте. Собственно, это был мой дипломный спектакль. В нем я работал как режиссер, художник и мастер кукол. Выпускался я в 1993 году. В комиссии сидели Шамиль Рахматуллин, Юрий Заяц... За спектакль я получил «пятерку». Почти сразу же Наил Байбурин предложил мне вывезти этот спектакль в Екатеринбург на VI Фестиваль театров кукол Урала, где я получил диплом за свой дебют. Каменная стела из уральских самоцветов, стоит у меня дома, как память о первом фестивале, до сих пор.
После окончания института я продолжал работать в качестве художника-конструктора. Спектакли как режиссер в мире кукольников я не ставил. Но вот однажды наш любимый мастер сцены Айрат Ахметшин приступил к работе над спектаклем «По щучьему веленью», художни-компостановщиком у него
была знаменитая ныне Алевтина Торик. Меня назначили вторым режиссером на эту постановку. И Айрат Акрамович попросил меня включиться, поручив вести некоторые репетиции мне.
В 1995 году мы с Юрием Васильевичем Зайцем сделали частный спектакль «Волшебное кольцо» по сказке Бориса Шергина, который мы также вывозили на разные фестивали. На одном из них – это фестиваль «Муравейник» в Иваново, мы даже получили первый приз. Так я и работал в театре художником-конструктором кукол, а параллельно – режиссером и художником-постановщиком. Как художник я выпустил спектакли: «Морозко», «Холодное сердце», «Цирк Шардам», «Дракончик в подарок», «Школа пешехода», «Кот в сапогах», «Дикие лебеди»… Из последних моих работ могу назвать спектакли
«Красная Шапочка», «Приключения белых мышей», «Живи!», «Три поросенка»…
В 1994-1998 годы я преподавал в Институте искусств технологию театральных кукол на курсе у актеров-кукольников под руководством Павла Мельниченко. Но Павел Романович внезапно ушел из жизни, его смерть стала большим ударом для всех нас… Со студентами Павел Романович начинал делать дипломный спектакль «Жив Петрушка!», а заканчивать его пришлось мне. Сейчас из тех выпускников в нашем театре работают актриса и режиссер Ольга Штырляева и актриса Екатерина Кочурова.

- У Вас когда-нибудь возникала мысль поменять профессию?
- Изредка, пожалуй, возникала, как и у любого думающего человека. Особенно в лихие 90-е… По большому счету, при желании, я мог бы делать все, что требовало навыка работы руками. Но торговать бы я точно не смог – это однозначно не мое. А вот любая творческая работа – это всегда пожалуйста!
Таксовать, опять же, тоже бы мог. Но зачем?! Работа в театре кукол – самая любимая, и никакой другой работы мне уже не нужно.

- Бывают ли у актеров какие-то особые требования к кукле? Часто ли они приходят к Вам с просьбой что-то переделать?
- Бывают, безусловно. Особо ответственные – да, подходят, предлагают свои идеи. Если просьба поменять что-то в ее конструкции реально обоснована, то я берусь за работу с удовольствием. А если она не обоснована, но мне не удается актера переубедить – все равно смиряюсь и делаю. В любом случае – работать с куклой предстоит артисту, и она должна быть удобной прежде всего ему.

-Есть ли у Вас пожелания родному театру накануне юбилейного, 90-го сезона?
Всему нашему коллективу я желаю, в первую очередь, крепкого здоровья. А еще я желаю, чтобы в юбилейный сезон сбылась наконец наша мечта и у нас началась долгожданная реконструкция, которая прошла бы успешно. Мы все об этом постоянно думаем…

Коллектив Башкирского государственного театра кукол поздравляет Андрея Волкова с особым днем рождения и желает художнику вдохновения, новых проектов, творческих побед и побольше радостных дней!

Подготовила Диана ГАРАЕВА.
Фото предоставлено литчастью БГТК.

Дата создание новости 30-03-2021   Комментарии (0)   Просмотров: 919     Номер: 22(13492)     Версия для печати

26 марта 2024 г. №21(13765)


«    Март 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031





ВАКАНСИЯ

Редакция газеты «Вечерняя Уфа» примет на работу корреспондента с опытом работы. Зарплата по результатам собеседования (оклад плюс гонорары). Резюме присылайте на почту ufanight@rambler.ru с пометкой «корреспондент». Обращаться по телефону: 286-14-65.



 
© 2011-2023, Редакция газеты «Вечерняя Уфа»
Использование материалов без письменного согласия владельца сайта запрещено.