$ - 53.3641
€ - 56.0535

ЧИТАЙТЕ В НОМЕРЕ

Бренд - гарантия качества

Газ в доме будет

Умылись улицы в преддверии зимы

Девушка из рода Гэрэй, или Танец длиною в жизнь


Девушка из рода Гэрэй, или Танец длиною в жизнь

Всех поклонников танца – этого прекрасного и удивительного вида искусства – на свой бенефис 26 апреля приглашает заслуженный деятель искусств Башкортостана, заслуженная артистка республики Рамиза Мухаметшина. Событие состоится в Большом зале Башкирской государственной филармонии имени Хусаина Ахметова.

По жанру это будет своеобразный творческий отчет мастера хореографии, в котором она поделится своей философией балетмейстера-постановщика.
Впрочем, дадим слово самой героине:
- Я родом из старинного башкирского рода Гэрэй – рода Черного ворона. Эта свободолюбивая птица для нас священна, с ней связано очень много традиций, – делится Рамиза Санировна. – Все женщины моего рода преподавали в женском медресе. По тем временам это были учебные заведения, близкие по духу школе благородных девиц, где обучают этикету высшего общества.
Моим воспитанием занималась бабушка, поэтому с младых ногтей я впитала в себя все светские манеры и смело ими оперировала, порой доводя свое поведение до театральности. Когда я поняла, что это мешает мне в жизни, потому что среди сверстников я выгляжу «белой вороной», находясь с ними в диссонансе, мне пришлось даже себя переламывать. Но до сих пор слышу в свой адрес слова об изысканности моих манер и особой стати… – смеется бенефициантка.
- Вы известный балетмейстер не только в республике, но и в регионах России. Причем Вас характеризуют как хореографа-философа с оригинальным мировоззрением. В каждой Вашей постановке прослеживается глубокое суждение, идея, размышления... Как формируются Ваши творческие фантазии? Какова природа глубины Вашей души?
- Одно из ярких воспоминаний детства – сказки, рассказанные на ночь моей бабушкой. Самой любимой сказкой была легенда о том, как Луна забрала к себе девушку с коромыслом, избавляя ее от земных забот и злой мачехи. Так и осталась эта девушка на Луне...
Мне все время хотелось изменить финал этой сказки! Хотелось во что бы то ни стало вернуть девушку на землю, дабы она не была одинокой на той холодной Луне... И бабушка, поняв мою печаль, каждый раз придумывала новые сюжетные линии в этой истории, когда, в конце концов, бедная сиротка спускалась с Луны на землю. Так формировалось мое воображение, пробуждалась фантазия, которая ныне мне очень помогает в творчестве.
Я благодарна бабушке, которая дарила мне рассказы про райский сад и дивных животных, в своем подсознании я уплывала в те неведомые страны...
К слову, бабушка передала мне интерес к различным областям жизни, любознательность и пытливый ум. А также веру в лучшее, прекрасное, силу духа и воли.
- Как получилось, что Вы связали свою жизнь с танцем?
- В детстве я мечтала быть актрисой и даже записалась в драматический кружок. На первом занятии педагог показал нам, как правильно падать со стула. Это у меня получалось лучше всех! На втором занятии педагог уже меня попросила научить детей так же грациозно опускаться на пол. Это повторилось на третьем и четвертом занятиях… Я почувствовала разочарование! И вдруг в коридоре из толпы меня выхватила дама и повела в другой зал. Я увидела огромное количество зеркал! Это был танцевальный класс! Но на всякий случай я огляделась – нет ли в этом зале стульев?!
А когда мне было лет двенадцать, в мой родной Янаул с концертом приехал Башкирский государственный ансамбль народного танца (ныне – Государственный академический ансамбль народного танца имени Файзи Гаскарова). Когда я увидела их яркие номера, смыслом моей жизни стало желание – попасть в этот знаменитый коллектив. Я просто грезила о том, чтобы выступать вместе с ними. А, как известно, мечтам свойственно сбываться!
Так начался мой танец длиною в жизнь… «Я счастлива, потому что я танцую! Я танцую, потому что я счастлива!» – это стало моим жизненным кредо.
Я проработала в ансамбле замечательных 22 года, где мне посчастливилось создать ряд хореографических образов в известных постановках, ставших, в какой-то степени, моими «визитными карточками»: это – «Проказница», «Укротители», «Подарок», «Весенний поток», «Гуси-лебеди» и другие. В них я стремилась показать и отточенность своих движений, и хореографию, которая, как отмечали многие, гармонично сочеталась с моими актерскими данными. Все танцы, которые мне довелось исполнить, дороги моему сердцу. Каждый из них очень близок и по-своему интересен.
С коллективом Файзи Гаскарова мы представляли башкирское хореографическое искусство во многих странах и на многих континентах.
Что интересно, после ансамбля я продолжаю работу на этой же сцене уже в качестве балетмейстера-постановщика. Получается, что почти 40 лет я работаю в одном зале! Дух этого великолепного здания меня поддерживает и оберегает.
- А как Вы стали балетмейстером? Это тоже – часть мечты или же Вы пришли к иной профессии случайно?
- Порой мы даже не предполагаем, как наша судьба может измениться! Подчас неожиданный приход в ту или иную профессию происходит путем жизненных коллизий... Так или иначе, в моей судьбе случился перелом, который дал новый толчок к действию. Мне понадобился свежий глоток воздуха, новая атмосфера, новые люди... И новой сферой деятельности стал ТЕАТР, который я всегда любила. Еще с детства!
Но в театр я пришла не актрисой, а балетмейстером. Продолжая работу в ансамбле танца, я начала расширять свой творческий диапазон в постановочной работе. Не буду лукавить, мне это давалось легко и просто!
И моей первой работой в новом качестве стал спектакль «Ромео и Джульетта» Уфимского государственного татарского театр «Нур». Это был 1995 год...
С тех пор работа в театре – моя большая любовь, отдушина, радость и творческое удовлетворение! Но и огромная ответственность!
Сегодня я работаю со многими театрами республики. Это, конечно же, Башкирский академический театр драмы имени Мажита Гафури, с которым я сотрудничаю более 15 лет. Национальный Молодежный театр Республики Башкортостан имени Мустая Карима, в котором работаю 14 лет. И многие другие театральные коллективы нашего региона и России, с коими я плодотворно и, главное, с удовольствием сотрудничаю. Порой выпускаю в месяц по три спектакля! В общей сложности, я поставила в Башкирии и за ее пределами более 200 спектаклей. И это – моя большая гордость и счастье! Особенно после позитивных откликов от зрителей и мастеров сцены! Это вдохновляет и придает уверенности в себе.
Театр сыграл в моей судьбе ключевую роль, и сегодня я не представляю свою жизнь вне его.
- Но, как известно, этим Ваши поиски новых возможностей в профессии не ограничились? У Вас в творческом портфеле еще и диплом об окончании Уфимского института искусств по специальности «режиссер драматического театра»...
- Да. И это тоже очень способствует моей работе балетмейстера в тандеме с режиссером. Ведь мы с ним говорим на равных. Я его понимаю не только как хореограф-постановщик, но и как режиссер режиссера. К тому же в родной филармонии я тоже работаю режиссером концертных программ. И даже вношу свои режиссерские идеи в программы других постановщиков.
- У Вас много интересных хореографических постановок, причем, каждая из них не просто номер, а своего рода аллегория. Расскажите о самых ярких, на Ваш взгляд.
- В каждый номер я вкладываю душу, пропускаю все через свое сердце. Сначала это идея, раздумья, размышления. Меня иные коллеги называют хореографом-философом. Ведь каждый танец – не просто мини-спектакль, это – отдельный мир! К примеру, «Испанский танец с шалью» - есть диалог, где шаль – это Он.
Танец «Хыял кошо» – «Птица мечты»... Мысль такова: у каждого человека – своя мечта! У кого-то романтичная, у другого – более прозаичная... Обязательно мечтайте! Мечты совершенствуют личность, вдохновляют и мотивируют на дальнейшие действия. Верь в мечту! У нее есть приятная особенность – сбываться!
Одна из любимых постановок – философская хореографическая притча «Путь». В начале танцовщицы изображают распахнутое окно, слышен звук движения часовых стрелок – мы приходим в этот мир, куда-то стремимся, бежим, переживаем перипетии судьбы... а потом окно закрывается, часики останавливаются... земной путь завершен. Интересна музыкальная тема этого номера. Автор музыки – композитор Аркадий Манджиев. Он известный деятель искусств Калмыкии, автор произведений крупной формы, жанра национальной музыки, музыки к танцам, к слову, много писал для церковного хора. Любопытный факт – с ним мы работаем дистанционно, связываемся по интернету, у нас нет общения «глаза в глаза», но при этом очень тонко чувствуем друг друга. Я рассказываю идею танца, композитор пишет музыку – причем все выверено до последнего такта!
- Всегда ли танец ставится на готовую музыку? Бывают ли случаи, что сначала появляется номер и только потом на него накладывается мелодия?
- Да, так случилось с постановкой «Девушки из рода Гэрэй». Сначала был поставлен номер, а потом уже прекрасный композитор Урал Идельбаев написал замечательную музыку.

Девушка из рода Гэрэй, или Танец длиною в жизнь

Правда, когда еще только задумываешь новый номер, при прослушивании готового музыкального материала в голове сразу рождается картина того, как должен выглядеть танец…
- Вас часто приглашают на постановки региональные театры. К слову, Вас там называют хореографом – режиссером по пластике и пластическому решению сценического пространства…
- Да, я работала во многих регональных театрах – Чувашия, Хакасия, Удмуртия, Мордовия... Приходилось изучать новый материал, вникать в тонкости менталитета… Порой находила такие факты, о которых не знали сами представители этносов. Однажды нашла кинохронику чувашского хоровода, датированную 1927 годом, что стало открытием для артистов чувашского театра!
Год назад меня пригласили в Хакасский театр драмы и этнической музыки «Читiген» в качестве режиссера по пластике и хореографии спектакля «Хубай - сын охотника». Весь спектакль застроен на пластике – это обряды и традиции хакасского народа. С целью точного воспроизведения всех обрядовых жестов я пообщалась с хакасским аксакалом - художником по специальности, который знает все детали и нюансы хакасских обычаев. Что интересно, весь спектакль идет в сопровождении живого оркестра, в котором преобладают старинные музыкальные инструменты Хакасии. Получился очень интересный проект. Это был очень ценный опыт творческого общения для меня.
(Добавлю: за работу в этом спектакле Рамиза Санировна была отмечена Благодарственным письмом Министерства культуры Республики Хакасия – за значительный вклад в развитие театрального искусства Хакасии – О.И.).
- Помимо театральных постановок я провожу психо-физические тренинги для актеров – это язык жестов, психофизика действия, – продолжает Рамиза Санировна. – Делюсь знаниями, которые приобрела за все свои годы профессиональной работы. Меня часто приглашают на мастер-классы, для регионов я – любопытная персона, – смеется собеседница. – Недавно я стала гостьей федерального проекта «Диалог на равных», где известные личности делятся своим опытом работы и творческой практики.
- Среди Ваших наград – звание лауреата Российской Национальной театральной премии «Арлекин» в номинации «Лучший балетмейстер» (2009) и «За пластическое обаяние спектакля» (2010).
- Конечно, я благодарна, что отметили мою работу в спектакле «Мастер и Подмастерье» Башкирского академического театра драмы имени Мажита Гафури на таком высоком уровне. Кстати, сегодня премия и фестиваль «Арлекин» позиционируется на уровне премии «Золотая Маска» в области детского театра. Конкурс «Арлекин» проводится в Санкт-Петербурге, и в нем принимают участие лучшие российские спектакли для детей, отобранные экспертным советом.
- О чем мечтаете сейчас?
- Мечтаю, чтобы все мои ученики стали мастерами сцены. Причем многие из них уже имеют звания. Все они – солисты, каждый со своим характером, своей изюминкой. Я стараюсь помочь своим подопечным в реализации их творческих возможностей. Я буду счастлива, если зритель, глядя на них, увидит в этих исполнителях одновременно и потрясающих танцоров, и одаренных актеров. Век танцовщика короток, поэтому все свои мысли, идеи и планы нужно реализовывать сразу. «Только здесь и сейчас!» – считаю это девизом для артистов.
...Сегодня все мои силы направлены на проведение бенефиса, который состоится 26 апреля в Большом зале Башкирской государственной филармонии имени Хусаина Ахметова. Приглашаю всех поклонников такого прекрасного и удивительного вида искусства, как танец! (14+)
…Мне остается добавить, что в бенефисе Рамизы Мухаметшиной выступят артисты балета Башкирской филармонии, представив хореографические постановки нашей героини. Это – заслуженные артисты Башкортостана Алия Нургалеева, Лилия Хазигалеева, Евгения Цыпина, солисты Регина Баракова, Татьяна Мутафи, Рустам Гандалипов, Розалина Ягафарова, Альберт Ильясов.
Коллеги из Государственного академического ансамбля народного танца имени Файзи Гаскарова исполнят номера, в которых в свое время блистала Рамиза Санировна, будучи солисткой коллектива.
В программе вечера: танцы народов мира, песни, стихи, а также видеоприветствия российских театров, с которыми сотрудничает виновница торжества – Хакасия, Чувашия, Мордовия, Удмуртия и другие.
Режиссер – заслуженная артистка Башкортостана Сулпан Аскарова.
Зрители от 14 до 22 лет могут приобрести билеты по «Пушкинской карте».

Вопросы задавала Оксана ИВАНОВА.
НА СНИМКАХ: Рамиза Мухаметшина; а это она в период работы в Гаскаровском ансамбле – танец «Семь девушек» (сидит справа).
Фото предоставлено
литчастью филармонии.

Дата создание новости 19-04-2022   Комментарии (0)   Просмотров: 545     Номер: 26(13588)     Версия для печати

28 июня 2022 г. №44(13606)


«    Июнь 2022    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930 



ВАКАНСИЯ

Редакция газеты «Вечерняя Уфа» примет на работу корреспондента с опытом работы. Зарплата по результатам собеседования (оклад плюс гонорары). Резюме присылайте на почту ufanight2017@gmail.com с пометкой «корреспондент». Обращаться по телефону: 286-14-65.

 
© 2011-2019, Редакция газеты «Вечерняя Уфа»
Использование материалов без письменного согласия владельца сайта запрещено.