$ - 91.9829
€ - 100.2432

ЧИТАЙТЕ В НОМЕРЕ

Возможно подтопление – все службы начеку

Международный Нуреевский фестиваль в лицах

Готовить любят все!

Неравнодушие спасает миллионы

В образовании не бывает мгновенных результатов…


В образовании не бывает мгновенных результатов…

В преддверии Дня народного единства в Уфе состоится форум призеров школьных олимпиад и их наставников «Надежда Башкортостана».

«Концепция образования предполагает модернизацию. Какой вы ее видите?» С таким вопросом мы обратились накануне события к ведущим педагогам Уфы и Салавата.
Учитель русского языка и литературы центра образования «Новошкола», победитель конкурса «Учитель года русского языка и литературы столицы Башкортостана - 2017» Регина Закирова:
- Существует расхожее мнение: если система бесконечно обновляется, то это значит, что она плохо работает. Так ли это? Насколько часто необходимо менять федеральные государственные образовательные стандарты?
Замечу, что стандарт, который переделывают через два года, не такой уж и «стандартный». То вводятся вторые иностранные языки и расходуются немалые средства на дорогие учебно-методические комплексы, то затем вдруг отменяются, и это всего лишь один пример. На мой взгляд, систему образования уже лихорадит от постоянных «обновлений». Они, конечно, должны быть, но здравый смысл – тоже!
Другая проблема - переполненность учебных классов. Во многих школах в них по 36-40 учеников. Качество образования в таких стесненных условиях не может быть высоким. Исключение составляют специальные школы и профильные классы, куда проводится специальный отбор детей.
Еще одна очень важная проблема: кадровый голод. Привлечь к педагогической деятельности в школе студентов, окончивших 3-й курс, - не решение вопроса. Такой «выход» продиктован, на мой взгляд, желанием не платить достойную зарплату профессионалам. К сожалению, законопроект о повышении базового уровня оклада труда для учителей депутатами был отклонен, а зря. Проблема нехватки педагогов с каждым годом будет только нарастать.
Следующий важный вопрос: не везде работает связка «Школа – вуз». Надо расширять сотрудничество, например, в рамках проектной деятельности. В высших учебных заведениях накоплена современная материально-техническая база. Следует чаще приглашать в вузы республики заинтересованных школьников.
Я убеждена, что престиж профессии учителя должен повышаться всеми доступными средствами. И это не только зарплата, которая тоже должна быть достойной!
Учитель английского языка гимназии №39 имени Агзама Файзуллина, лауреат Всероссийского конкурса «Учитель года России - 2018» Эмма Сафиуллина:
- Как учитель гуманитарного профиля, предмета, на котором приоритетом является общение, я была бы сторонником отмены всепоглощающего тренда цифровизации образования. Я за то, чтобы дети как можно больше разговаривали и общались друг с другом, как можно больше внимания учителем уделялось грамотной устной и письменной речи ребят.
Также я «голосую» за новую систему оценок знаний учащихся. Знаю, что в учебных заведениях - разные системы: пяти-, семи-, десятибалльные. По моему мнению, к оценкам надо подходить исключительно ответственно, и эту шкалу, наверное, следует расширить или детализировать. В предметных областях оценки тоже нужно скорректировать. Есть такие предметные области, где мы должны учитывать гораздо больше факторов, чем, например, в математике или в рисовании.
Нам, учителям, хочется, чтобы вуз развернулся в сторону школы и коллегиально создаваемых совместных интересных проектов. Студенты, общаясь с нами, нередко говорят, что не знают, с чего начинать свою профессиональную деятельность в школе. Уверена: сотрудничество университета со школой было бы полезным и эффективным для нас всех.
Учитель русского языка и литературы школы №51, абсолютный победитель конкурса «Учитель года столицы Башкортостана – 2018» Елена Исакова:
- Система образования в школе и вузе должна работать именно «в системе»! На мой взгляд, подготовка молодых педагогов не соответствует реалиям жизни в современной школе. Вчерашние студенты, а сегодня молодые учителя не имеют практических навыков построения учебного занятия, не владеют технологиями работы не только с учениками, но и с их родителями.
Первая практика студента - на 4-м курсе. Для уверенного и ответственного начала трудового пути курса обучения и приобретенного практического опыта работы в школе катастрофически не хватает. Именно по этой причине, полагаю, многие молодые специалисты боятся перешагнуть порог школы.
Директор гимназии №47 имени Аркадия Гайдара, абсолютный победитель конкурса «Учитель года Башкортостана - 2019» Ирина Хисматуллина:
- Необходимо прекратить сбор огромной статистической отчетности по всем направлениям деятельности школы. Заполнение гугл-таблиц никак не отражает эффективности ее работы.
Убеждена, что нужно создать службу контроля за содержанием передач и сериалов на телевидении. Такие фильмы, как «Физрук», «Классная Катя», «Иванько» создают отрицательный образ учителя.
Целесообразно разработать и единую систему школьных мероприятий, чтобы можно было работать по циклограмме, планомерно.
А проблему кадрового голода в школах можно решить только глобальным повышением заработной платы. К сожалению, лучшие выпускники педагогических вузов, получив диплом, затем нередко ищут работу с высоким доходом в совсем иной профессиональной сфере.
Учитель биологии гимназии №39 имени Агзама Файзуллина, абсолютный победитель конкурса «Учитель года Башкортостана – 2020» Федан Гафаров:
- В системе воспитания педагогических кадров, на мой взгляд, необходимо усилить психологическую подготовку студентов, а также увеличить количество учебных часов производственной практики в школе.
Что касается общего образования, считаю необходимым внести изменения, нацеленные на повышение качества,  в том числе - через единое образовательное пространство на территории всей страны. Его создание уже ведется, необходимо продолжить.
А вот мнение учителя русского языка и литературы лицея №1 города Салавата, лауреата Всероссийского конкурса «Учитель года России – 2020» Ирины Саутиной:
- Понятие «модернизация образования» за последние тридцать лет стало речевым клише, а сам процесс его обновления - перманентным явлением. Выдвинуто большое количество продуктивных инициатив, которые надо внедрять в повседневную практику, ведь они требуют времени и аккуратности исполнения.
В образовании не бывает мгновенных результатов: все процессы растянуты во времени, имеют отложенный эффект. Например, прекрасны идеи - соединить образование и воспитание, внедрить институт наставничества, обновить ФГОС, наполнив их конкретным содержанием, перестать считать образование сферой услуг, развивать ЕГЭ, разработать систему развития функциональной грамотности.
Считаю нецелесообразным и даже вредным вносить новые идеи модернизации образования, пока существующие инициативы не разработаны полностью и не доведены до логического завершения с определением результативности.
Серьезный подход к обновлению образования должен перестать ориентироваться на популистские лозунги и стать вдумчивой системой работы над реализацией существующих полезных и важных проектов.

Вопросы задавала
Гузель ЮСУПОВА.
Фото Лилии ЗАГИРОВОЙ.

Благодарим президента клуба «Учитель года столицы Башкортостана» Сергея Переверзева за помощь в подготовке материала.


Дата создание новости 28-10-2022   Комментарии (0)   Просмотров: 2 026     Номер: 75(13637)     Версия для печати

19 марта 2024 г. №19(13763)


«    Март 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031





ВАКАНСИЯ

Редакция газеты «Вечерняя Уфа» примет на работу корреспондента с опытом работы. Зарплата по результатам собеседования (оклад плюс гонорары). Резюме присылайте на почту ufanight@rambler.ru с пометкой «корреспондент». Обращаться по телефону: 286-14-65.



 
© 2011-2023, Редакция газеты «Вечерняя Уфа»
Использование материалов без письменного согласия владельца сайта запрещено.