$ - 80.7321
€ - 92.6047

ЧИТАЙТЕ В НОМЕРЕ

Неразрывная связь

На единой цифровой платформе

На урок истории – к паровозу «Лебедянка»

Дерзкий башкир – гроза японцев

Духовики ССМК как оплот победного духа колледжа!

Ростислав ШИБАНОВ: «Для меня театр – это когда получилось»



В сентябре 2025 года студенческий театр-студию УУНиТ «Гротеск» возглавил актер и режиссер Ростислав Альбертович Шибанов.
О творческом пути нового руководителя театра и перспективах студенческого коллектива он рассказал в беседе с ветеранами «Гротеска» Игорем Мешковым и Петром Фёдоровым.

- Во всех энциклопедиях и справочниках любые биографии начинаются с информации о дате и месте рождения того или иного героя. Где и когда Вы родились?
- Родился я в Уфе в 1971 году, летом.
- В какой семье Вы росли и были ли в Вашей семье театральные традиции?
- Родился я в обычной семье. Театральных традиций у нас не было. А моя творческая деятельность началась в детском саду. Все эти утренники, стишки, песни, танцы. Потом постепенно, постепенно… В школе я уже начал писать свои небольшие зарисовки миниатюр, пьесы. Сам их ставил. Участвовал во всевозможных конкурсах чтецов стихов и агитбригадах.
- Как Вы попали в театр?
- У меня было желание играть на сцене. И судьба повернулась ко мне так, что я в 1990 году «через знакомых, товароведов, через заднее крыльцо» пришел в театр Петра Александровича Шеина. Во дворец культуры «Нефтяник», в народный коллектив.
- А Шеин о Вас наслышан был?
- Нет, ну что Вы! Я пришел на первую репетицию буквально с улицы. В разговоре, общаясь, Петр Александрович, видимо, что-то во мне увидел, что-то понял и принял. Первый спектакль был «Вальпургиева ночь, или Шаги Командора» по пьесе Венедикта Ерофеева. Я там играл самую «многословную» роль. Когда меня били электрошоком, я кричал: «А-а-а-а-а!!!»
- Вы начинали в народном театре как актер. И наверное, много ролей в этом театре сыграли?
- Двадцать шесть, это только в спектаклях, не считая всевозможных концертов, новогодних сказок, утренников. Сколько всего, сейчас сказать очень сложно.
- А кого Вы могли бы назвать своим учителем в области театра?
- В первую очередь, конечно, Петра Александровича Шеина. И это безусловно, потому что я о театре не знал практически ничего. Я был очень начитанный мальчик, читал очень много, я и сейчас много читаю, и как многие юноши считал себя необыкновенно умным и всезнающим. Но когда пришел в театр, на первой же репетиции увидел, что на свете существуют люди, которые знают и умеют больше, чем я. Тут-то мой юношеский максимализм и дал трещину. И, конечно, все азы, все секреты театрального мастерства, все познание о сценическом искусстве, о том, как существовать на подмостках, что такое театр, мне дал Петр Александрович. Очень многое я узнал от старших актеров, взрослых, опытных. Таких, как Борис Аронович Шнейдер, который подсказал мне, что текст делится на мысли. Алексей Ходорев, который объяснял, как легче запомнить текст. Остальные актеры тоже очень сильно помогали.
- От директора студклуба УУНиТа Розалии Иршатовны Тагировой мы слышали, что Вы после ухода из жизни Петра Александровича Шеина стали режиссером в его театре. Почему, будучи успешным актером, Вы занялись еще и режиссурой и какие спектакли поставили?
- После ухода Петра Александровича театр обретался сначала в уфимском Доме Актера, потом во дворце РТИ. Далее нас приютил Национальный Молодежный театр. Мы репетировали там, поскольку в «Нефтянике» шел ремонт. Режиссера у нас тогда не было. А для того, чтобы труппа не распалась (все ведь работали), для того, чтобы остаться вместе, я взялся за пьесу Робера Тома «Ловушка». Самое интересное, что эту пьесу мы репетировали два сезона. На сцене Молодежного театра не получилось ее поставить. Потом мы вернулись к себе домой, во дворец культуры «Нефтяник», и уже там, на его сцене, в 2015 году была воплощена эта пьеса, мой первый спектакль.
- Вы достаточно много лет связаны с народным театром, в котором состоялись и как актер, и как режиссер. Почему Вы согласились, в отличие от многих, возглавить студенческий театр УУНиТ «Гротеск», переживающий далеко не лучшие времена, взяв на себя эту ответственность и непростую ношу? Нагрузка большая, а результат чаще всего непредсказуемый…
- Вот какая история, очень интересная. К нам в театр на кастинг пришла девочка из «Гротеска» - Таня Козлова. Таня нам очень понравилась, а когда мы ее взяли, выяснилось, что она ученица Розалии Иршатовны, которая когда-то училась у Петра Шеина на курсе, когда он преподавал в институте искусств. Вот такая связь поколений... Чуть позже на одной из репетиций Таня сказала, что в «Гротеске» режиссера нет, театр разваливается, и ей предлагают его возглавить, а она кроме всего прочего староста, для нее это большая нагрузка. Я предложил ей свою кандидатуру. Опыт работы с разными коллективами, начиная со школьников, заканчивая таможенниками и железнодорожниками, у меня достаточно богатый. Но особенно мне интересно работать с молодыми людьми. Интересно почему? Потому что они еще не закостенели. Они пока тот самый пластилин, из которого художник творит свои шедевры. А когда они раскрываются, испытываешь даже некоторую гордость. Вот почему я пришел в «Гротеск».

- Все-таки Вы остаетесь своими корнями в театре Шеина?
- Иначе и быть не может. Вот смотрите. Пришла к нам в театр Таня Козлова, очень талантливая девочка. Через год в «Гротеске» ее уже ничто не держит. Где ей продолжать? Что ей делать? Она уже оканчивает вуз, и было бы очень обидно, если бы она после окончания учебы забросила свое увлечение театром. Поэтому ребята, которые на самом деле горят искусством, должны иметь возможность развиваться дальше.
- А Вы считаете, что студенческий театр обречен на вечное повторение пройденного, не имея перспективы развития?
- Смотрите, какая интересная штука!.. То, что одни приходят, другие уходят, приводит к смене поколений. Те новенькие, которые приходят, они смотрят на «стареньких». Учатся у них. Происходит преемственность поколений. Они становятся такими же хорошими, опытными и уверенными в себе актерами, и продолжается дело, которое мы начали.
- Это в том случае, когда был жив Ярослав Иванович Баборыкин, который был не только отцом-основателем «Гротеска», но и с 1971 по 2011 год, в течение сорока лет, его бессменным руководителем. Вот это и есть та традиция, о которой Вы сейчас говорили. И пока он возглавлял театр, она сохранялась. Но когда он ушел, она прервалась. Потому что потом на четырнадцать лет наступила эпоха безвременья… В театр время от времени приходили случайные люди, ставили один-два спектакля и уходили. А «Гротеск» от этого деградировал, он стал не интересен студентам и зрителям. И дошло даже до того, что руководство вуза предложило ликвидировать его по примеру студенческого театра УГАТУ. И лишь стойкость директора студклуба Розалии Иршатовны Тагировой спасла «Гротеск» от полного уничтожения.
- Здесь, как мне видится, проблема состоит в том, что если руководитель не воспринимает театр как свое детище, дело сердца и рук своих, он ничего не добьется. Это как за ребенком смотреть. Нужно его воспитывать, его поддерживать, чтобы он рос умным, красивым и сильным…
- Нам очень понравилось, что для первого спектакля Вы взяли русскую классику в ее христианском изводе, чего в прежнем «Гротеске» никогда не было. Хотя некогда поставили спектакль по сказке Василия Шукшина «До третьих петухов», но там это было опосредовано. Вы не думаете, что современные студенты и зрители, выросшие на совершенно другой культуре, Ваш спектакль не поймут и не примут?
- Смотрите: по поводу того, что примут или не примут. Почему зритель воспринимает или не воспринимает? Это моя личная позиция, мое видение творчества. Если со сцены в зрительный зал уходят искусственные эмоции, сгенерированные с помощью интонаций, с помощью актерской техники, тогда зритель это не принимает. Зритель приходит в театр получать настоящие, живые эмоции, которых ему не хватает в жизни. Если на сцене идет честная игра, тогда ему это интересно. А если на сцену выходят актеры, которые выучили текст и просто его пересказали, тогда да, нет отклика. Если со сцены театра звучит правда, тогда не важно: классика это или не классика, мультфильмы или кукловождение, если со сцены зрителю транслируются настоящие эмоции, рожденные в душе актера, тогда публике это всегда интересно. А по поводу того, что мы сейчас делаем… я ведь с ребятами только что познакомился и не знаю, кто на что способен. Я им говорю: «Давайте мы придумаем пьесу сами. Что придумаем, то и будем ставить». Сейчас я даже не вспомню, что мы хотели поначалу, но сошлись на том, что деньги в нашей жизни сейчас очень важны и на них строятся человеческие отношения. Тогда я предложил ребятам найти небольшие фрагменты в каких-то пьесах, которые характеризуют отношение людей к деньгам... Конан Дойла и «Школу злословия» они принесли сами, показали. Мы, естественно, обработали эти тексты. У Конан Дойла «Знак четырёх» это даже не пьеса, мы адаптировали его рассказ для сцены.
- А Островского и Достоевского?
- Это уже я. Почему Островский и Достоевский? Мне показалось, что здесь они будут уместны.
- Неужели Вы нашли в университете таких студентов, которые способны сыграть князя Мышкина и Настасью Филипповну?
- Понятно, что величин уровня Смоктуновского или Яковлева мне не найти. Здесь все зависит от того, как это подать. Здесь у меня задача показать не игру актеров, а влияние денег на человека. Сейчас для меня самое главное, чтобы ребята почувствовали себя коллективом. Почувствовали сцену. Дабы им было интересно, они работали, они поверили в себя.
- Чем для Вас является театр?
- Это моя жизнь, моя любовь. Театр – это смысл. Тридцать пять лет на сцене, наверное, о чем-то говорят. Для меня что в работе актеров, что в работе режиссера понятие «получилось» - вот самое главное. А когда получается - приходит удовлетворение от проделанной работы. И как правило, приходит благодарность от зрителя. Театр – жизнь. Театр – грезы. И в нем есть все - от истины до лжи... В нем есть любовь, есть смех и слезы. Есть красота и чистота души.
- Будем надеяться, что первая премьера «Гротеска» в декабре под Вашим руководством пройдет успешно. А мы хотим пожелать, чтобы со сцены на всех спектаклях этого театра зрители получали яркие эмоции от той правды, которую будут доносить до них молодые актеры. И пусть сохраняются и приумножаются традиции прежнего «Гротеска», которому на будущий год исполнится 55 лет. Мы даже придумали на эту тему шутливый слоган: «От Ярослава до Ростислава всегда гремит «Гротеска» слава!»

Дата создание новости Сегодня, 08:10   Комментарии (0)   Просмотров: 2     Номер: 66(13901)     Версия для печати

21 ноября 2025 г. №66(13901)


«    Ноябрь 2025    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930





ВАКАНСИЯ

Редакция газеты «Вечерняя Уфа» примет на работу корреспондента с опытом работы. Зарплата по результатам собеседования (оклад плюс гонорары). Резюме присылайте на почту ufanight@rambler.ru с пометкой «корреспондент». Обращаться по телефону: 286-14-65.



 
© 2011-2025, Редакция газеты «Вечерняя Уфа»
Использование материалов без письменного согласия владельца сайта запрещено.