$ - 75.8146
€ - 89.8934
75-летие Победы

ЧИТАЙТЕ В НОМЕРЕ

Бренд - гарантия качества

Газ в доме будет

Умылись улицы в преддверии зимы

Имена в истории БАШКОРТОСТАНА

От Андрея Трофимука до Мусы Гареева


Советский Союз, продолжая славные традиции дореволюционного периода, выстроил свою четкую наградную систему и постоянно ее обновлял. Высшим знаком отличия в СССР в период с 1930 года по 1991-й считался орден Ленина. Чтобы его удостоиться, нужно было внести значительный вклад в социально-экономическое развитие страны на протяжении очень длительного периода или же совершить беспримерный подвиг во имя Родины. Конечно, сейчас отношение к советским наградам несколько изменилось. И все же суть осталась прежней, ведь теми орденами Ленина награждались самые выдающиеся люди Советского Союза, герои труда, науки и созидания, золотыми буквами вписавшие свои имена в историю нашей страны.

Из людей, тесно связанных с историей Башкирской АССР, наибольшее количество орденов Ленина имеет академик Академии наук СССР и Российской академии наук Андрей Алексеевич Трофимук. Из рук руководителей Коммунистической партии и государства он получал высшую награду страны шесть раз (1944, 1948, 1967, 1975, 1981, 1986). Великий советский ученый работал старшим геологом, научным руководителем Центральной научно-исследовательской лаборатории уфимского треста “Востокнефть” (1934-1940), главным геологом треста “Ишимбайнефть” (1940-1942) и “Башнефтекомбината” (1942-1953). После 1953 года жил в Москве.
Высокопоставленные партийные работники Мидхат Закирович Шакиров, Зия Нуриевич Нуриев, крупный авиадвигателестроитель Михаил Алексеевич Ферин, выдающиеся авиаконструкторы Владимир Яковлевич Климов, Николай Дмитриевич Кузнецов и видный руководитель нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности СССР Виктор Степанович Федоров имеют по пять орденов Ленина.
Однако надо подчеркнуть, что из них только двое - Мидхат Шакиров и Михаил Ферин - награждались пятью орденами Ленина за работу непосредственно в Башкирской АССР. Мидхат Закирович в первый раз удостоен такой чести в бытность главным инженером - заместителем управляющего уфимским трестом союзного значения “Нефтепроводмонтаж” - за строительство в середине 60-х годов прошлого века самого крупного в СССР магистрального газопровода Бухара - Урал (1964), а еще четырежды - когда работал первым секретарем Башкирского областного комитета Коммунистической партии Советского Союза (1971, 1976, 1981, 1986).
Под руководством уроженца Уфы Шакирова наша республика добилась наивысшего расцвета в социально-экономическом, научном и культурном развитии. Не случайно партия и правительство высшим орденом страны отмечали главу республики за успехи всего региона в течение четырех пятилеток подряд. Кстати, четвертый орден Ленина и золотую медаль “Серп и Молот” Мидхату Шакирову в связи с присвоением ему звания Героя Социалистического Труда 5 марта 1981 года в Москве во Владимирском зале Большого Кремлевского дворца в торжественной обстановке вручил генеральный секретарь ЦК КПСС, председатель Президиума Верховного Совета СССР Леонид Ильич Брежнев.
Что же касается Михаила Ферина, он стал кавалером пяти орденов Ленина, когда трудился главным металлургом (1945) и генеральным директором (1957, 1966, 1971, 1975) Уфимского моторостроительного производственного объединения Министерства авиационной промышленности СССР. Обратите внимание, что свой первый высший орден страны он получил в 1945-м. Это своеобразная оценка всей трудовой деятельности Михаила Алексеевича в годы Великой Отечественной войны. От четкой и слаженной работы службы главного металлурга завода зависела прочность корпусов и деталей военных авиамоторов, работавших на сверхвысоких скоростях и физических нагрузках. Всего же Михаил Алексеевич имеет девять различных орденов, в том числе три Трудового Красного Знамени и “Знак Почета”. Его как крупного руководителя оборонного предприятия очень ценил член Политбюро ЦК КПСС, секретарь ЦК КПСС Дмитрий Устинов, курирующий по линии Центрального комитета партии оборонную промышленность страны.
Славный сын башкирского народа Зия Нуриевич Нуриев, руководивший республикой с 1957 по 1969 год, отмечался орденом Ленина за работу в должностях заведующего сельскохозяйственным отделом (1949), первого секретаря (1965) Башкирского обкома КПСС, министра заготовок СССР (1971) и заместителя председателя Совета Министров СССР по вопросам агропромышленного комплекса (1975, 1985).
Владимира Климова, эвакуированного вместе с конструкторским бюро в Уфу из Рыбинска в 1941-м, во время Великой Отечественной войны лично знал Верховный главнокомандующий Иосиф Сталин, который ежедневно держал на контроле вопросы разработки, доводки и серийного выпуска новой боевой техники. Владимир Яковлевич создал вместе со своим коллективом мощные двигатели для истребительной и бомбардировочной авиации. Ему в годы работы в Уфе трижды присуждалась Сталинская премия: за разработку нового авиационного мотора (1941), усовершенствование авиадвигателя (1943) и создание нового образца авиамотора (1946). С 1943-го за большой вклад в развитие авиации и по личному распоряжению Иосифа Сталина все двигатели Климова получили название “ВК” (Владимир Климов).
Авиаконструктор Александр Яковлев в книге “Цель жизни”, вспоминая военные годы, пишет: “...Мы работали в тесном контакте с В.Я. Климовым. Он компоновал свой двигатель специально для нашего истребителя так, чтобы обеспечить установку на самолете авиационной пушки, способной работать без синхронизатора. Тем самым мы освобождались от недостатков, с которыми связана стрельба через плоскость вращающегося винта. На двигателе Климова пушка устанавливалась в полом валу редуктора, и стрельба ее не зависела от режима мотора и винта”.
Выдающийся организатор промышленности Виктор Степанович Федоров в Уфе работал всего два года - председателем Башкирского совнархоза. Приехал он к нам в республику в 1957-м по направлению ЦК КПСС с должности первого заместителя министра нефтяной промышленности СССР. Его отозвали в Москву в связи с назначением председателем Государственного комитета Совета Министров СССР по химии. Он, более двадцати лет (1964-1985) занимая высокий пост министра нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности СССР, часто приезжал в Уфу в служебные командировки, посещал подчиненные ему предприятия, оказывал им практическую помощь в строительстве, освоении новых производственных комплексов и передовых технологий.
Николая Кузнецова на работу в Уфу направил секретарь ЦК партии Георгий Маленков, курирующий авиационную промышленность и высоко ценивший способности талантливого инженера. Николай Дмитриевич с 1943 по 1949 год работал на Уфимском моторном заводе: сначала заместителем генерального конструктора Владимира Климова, а когда того летом 1946-го перевели в Ленинград, возглавил это КБ. Безусловно, Кузнецов вошел в историю страны после переезда в Куйбышев, когда он стал руководителем Государственного союзного завода №2 по разработке и производству опытных реактивных двигателей. Под его руководством создавались двигатели для ракетно-космических комплексов СССР. Собственно, он продолжил в Куйбышеве то серьезное дело, которое было разработано еще в годы пребывания в Уфе. Двигателями Кузнецова оснащались стратегические бомбардировщики Ту-95, транспортный самолет Ан-22 и пассажирский Ту-114 и их модификации.
По четыре ордена Ленина в своем послужном списке имеют видный государственный и партийный деятель Сабир Ахмедьянович Вагапов (1943, 1944, 1948, 1949), авиадвигателестроитель Василий Петрович Баландин (1936, 1943, 1945, 1945), нефтяники Степан Иванович Кувыкин (1942, 1948, 1953, 1965), Алексей Кириллович Кортунов (1945, 1957, 1966, 1971) и Валентин Дмитриевич Шашин (1959, 1966, 1971, 1976).
Организаторскую работу председателя Совета Министров БАССР (1940-1946) и первого секретаря Башкирского обкома КПСС (1946-1953) Сабира Вагапова высоко и по достоинству оценили партия и правительство. Под его руководством Башкирия приняла и разместила в начале войны эвакуированные предприятия, Академию наук Украинской ССР, наркоматы связи и нефтяной промышленности СССР, госпитали, вузы, театры, архивы, детские дома, формировала новые воинские части, оказывала помощь семьям красноармейцев, обеспечивала фронт продовольствием, обувью и теплой одеждой, дала кров сотням тысяч людей, прибывшим к нам из прифронтовой зоны СССР.
Директор Уфимского моторного завода - заместитель наркома авиационной промышленности СССР в годы войны Василий Баландин удостоился трех орденов Ленина в очень короткий срок (с 1943 по 1945 год), потому что руководимый им многотысячный трудовой коллектив внес значительный вклад в Победу нашей страны в Великой Отечественной войне. В военный период возглавляемое им предприятие выпустило 97 тысяч авиамоторов. Сам Василий Петрович оказался прекрасным организатором производства. Он сумел на строящемся Уфимском моторном заводе разместить эвакуированные из прифронтовой полосы западных областей СССР заводы авиационной промышленности и обеспечить самолетостроительные предприятия надежными и современными двигателями. По большому счету в 1941-1945 годах победитель схватки между СССР и Германией определялся в войне моторов (самолетов и танков), а мощные двигатели гениального инженера Владимира Климова, сконструированные и усовершенствованные им в период войны, сыграли огромную роль в воздушных боях, в которых принимала участие советская авиация. Баландину, как и Климову, в 1944-м одновременно присвоено звание генерал-майора инженерно-авиационной службы.
Степан Кувыкин приехал в Башкирию по направлению ЦК партии в апреле 1942 года и возглавил “Башнефтекомбинат”, в состав последнего тогда входили все нефтепромыслы республики и перерабатывающие заводы Ишимбая и Уфы. В годы Великой Отечественной войны, когда гитлеровцы ворвались на Северный Кавказ и частично отрезали его нефтепромыслы от СССР, намного возросло значение “Второго Баку” (между Волгой и Уралом) в обеспечении фронта горючим для боевой техники. Именно в этот период, в 1944-м, с участием Кувыкина на северо-западе Башкирии (вблизи Туймазов) открыто крупнейшее в стране месторождение девонской нефти. С 1 января 1945 года, то есть после разделения предприятия на два объединения - добычи и переработки - Степан Иванович руководил “Башнефтью”. За умелое руководство нефтяной отраслью Башкирии и выдающийся вклад в строительство нефтепровода Туймазы - Уфа Кувыкину 8 мая 1948 года присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали “Серп и Молот”.
С 1957 по 1958 год заслуженный деятель науки и техники Башкирской АССР Кувыкин занимал должности начальника Управления нефтедобывающей промышленности Совнархоза Башкирского экономического административного района, первого заместителя председателя Башсовнархоза. С 1958 по 1962 год работал председателем Башсовнархоза до своего перевода в Москву, где он трудился первым заместителем председателя Совета Народного Хозяйства РСФСР (1963-1965) и заместителем министра нефтяной промышленности СССР (1965-1970).
Уроженец Новочеркасска Алексей Кортунов первым орденом Ленина награжден в 1945 году вместе с присвоением ему звания Героя Советского Союза. Он в конце войны умело командовал стрелковым полком на первом Белорусском фронте. В мирное время всего около трех лет (с 1948-го по 1950-й) работал в Башкирии - начальником Туймазинского территориального строительного управления Главнефтегазстроя при Совете Министров СССР, поэтому не успел в этот период стать еще одним кавалером ордена Ленина. Роль Кортунова в дальнейшем развитии нефтяной и газовой промышленности, газификации нашей республики трудно переоценить. Напомню, что Алексей Кириллович с 1950 по 1973 год работал на многих руководящих должностях правительства страны - заместителем министра нефтяной промышленности СССР (по строительству), начальником Главного управления по строительству в восточных районах страны (Главвостокнефтестрой), начальником Главнефтепромстроя СССР, заместителем министра, министром строительства предприятий нефтяной промышленности СССР, начальником Главного управления газовой промышленности при Совете Министров СССР, председателем Государственного производственного комитета по газовой промышленности СССР - министром СССР, министром газовой промышленности СССР, министром строительства предприятий нефтяной и газовой промышленности СССР.
Это при активном участии Кортунова бухарский природный газ в 1966 году по магистральным трубопроводам пришел из далекой Средней Азии в Башкирию, в том числе и в Уфу. Это была большая революция в обеспечении республики голубым топливом, так как раньше в топках в основном сжигали уголь и топочный мазут. Как говорил великий химик Дмитрий Менделеев, топить печь нефтью - все равно, что топить ее ассигнациями.
Трех орденов Ленина удостоены главный инженер Рыбинского и Уфимского моторных заводов Петр Денисович Лаврентьев (1939, 1945, 1945), управляющий трестом “Башнефтезаводстрой” Алексей Маркович Стариков (1948, 1958, 1966), главный инженер Уфимского моторостроительного завода, директор Уфимского завода аппаратуры связи Леонид Федорович Аврас (1957, 1966, 1971), первый секретарь Илишевского райкома КПСС Талгат Лутфуллович Рахманов (1966, 1975, 1986), Леонид Александрович Бородин (годы награждения не установлены), уроженец Уфы, академик Академии медицинских наук СССР Дмитрий Дмитриевич Яблоков (1956, 1976, 1986), уроженец Чекмагушевского района, первый секретарь Татарского обкома КПСС в 1944-1957 годах. Зиннат Ибятович Муратов. Кстати, Алексей Стариков за четверть века, что возглавлял трест, построил пол-Уфы. Многие объекты, сооруженные под его руководством, до сих пор служат людям. Леонид Бородин работал вторым секретарем Башкирского обкома КПСС в 1963-1967 годах, а затем двадцать один год возглавлял Астраханский обком партии.
Среди известных уфимцев, награжденных двумя орденами Ленина, - дважды Герой Советского Союза, летчик-штурмовик Муса Гайсинович Гареев (1945 - дважды), секретарь Башкирского обкома ВКП(б), председатель Совета Министров Башкирской АССР Насыр Рафикович Уразбаев (1944, 1949), председатель Совета Министров Башкирской АССР Зекерия Шарафутдинович Акназаров (1971, 1984), главный инженер и директор химического завода Мират Самикович Бакиров (1965, 1971), главный конструктор машиностроительного конструкторского бюро “Союз” Сергей Алексеевич Гаврилов (1971, 1975), управляющий трестом “Востокнефтепроводстрой” Аваль Хаджаевич Сунарчин (1964, 1971), народный поэт Башкирии Мустай Карим (1967, 1979), многие рабочие и колхозники.
Имена некоторых кавалеров ордена Ленина, особо отличившихся во время работы на башкирской земле, увековечены в Уфе и других городах. Так, в честь Мусы Гареева названы речной пассажирский теплоход, общеобразовательная школа-интернат с первоначальной летной подготовкой (кадетский корпус), Центральный аэроклуб Республики Башкортостан в Уфе, улица в Ишимбае. Именами Михаила Ферина, Степана Кувыкина, Зекереи Акназарова, Мустая Карима названы улицы Уфы, имя Василия Баландина носит бульвар в микрорайоне уфимских моторостроителей Инорс. Имя Михаила Ферина присвоено Уфимскому профессиональному училищу №52, имя Степана Кувыкина - Октябрьскому нефтяному колледжу. Михаилу Ферину и Мустаю Кариму в столице Башкортостана установлены памятники, Мусе Гарееву - бюсты на бульваре Славы и в парке Победы. Имением Зии Нуриева в Уфе назван сквер. Именами выдающихся советских авиаконструкторов Владимира Климова и Николая Кузнецова названы соответственно Ленинградское научно-производственное объединение и Самарский научно-технический комплекс. Муса Гареев, Зекерия Акназаров и Мустай Карим удостоены званий почетных граждан города Уфы.

Рашит АЮПОВ.


Дата создание новости 4-11-2015   Комментарии (0)   Просмотров: 1042     Номер: 212(12860)     Версия для печати


Добавить комментарий
Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
Полужирный Наклонный текст Подчеркнутый текст Зачеркнутый текст | Выравнивание по левому краю По центру Выравнивание по правому краю | Вставка смайликов Выбор цвета | Скрытый текст Вставка цитаты Преобразовать выбранный текст из транслитерации в кириллицу Вставка спойлера
Вопрос:
8+2-5=?
Ответ:
Код:
Включите эту картинку для отображения кода безопасности
обновить, если не виден код
Введите код:


 
© 2011-2019, Редакция газеты «Вечерняя Уфа»
Использование материалов без письменного согласия владельца сайта запрещено.