$ - 92.2628
€ - 99.7057

ЧИТАЙТЕ В НОМЕРЕ

Возможно подтопление – все службы начеку

Международный Нуреевский фестиваль в лицах

Готовить любят все!

Неравнодушие спасает миллионы

Разговор по существу

Чтобы жалоб с каждым годом становилось меньше



В рейтинге по уровню защищенности интересов потребителей органами государственной власти Башкортостан разместился на шестой строке. Такими данными на заседании коллегии Госкомитета республики по жилстройнадзору поделился заместитель премьер-министра Правительства РБ Владимир Нагорный. Мероприятие состоялось в минувшую пятницу. Помимо Владимира Александровича в обсуждении итогов и планов ведомства участвовали первый заместитель главы Администрации Уфы Салават Хусаинов, руководство госкомитета, представители муниципалитетов, профильных ведомств, управляющих, ресурсоснабжающих компаний и общественного контроля.

Кто бьёт рублём, а кто отбивает

Упомянутый рейтинг составлен Объединением потребителей РФ по итогам нынешнего года. Как сообщил Владимир Александрович, регион лидирует по ряду других позиций, да и в целом республиканская система жилищно-коммунального хозяйства характеризуется стабильностью. И все же значимость жилищного надзора переоценить сложно. Только в 2016-м от граждан поступило порядка 17600 обращений. Львиная доля из них обоснована!
Любопытная статистика: из 3485 выданных управляющим организациям в текущем году предписаний 730 касались неверных начислений. Практика показывает, что к расчетам за жилищно-коммунальные услуги у населения больше всего претензий - в 2016-м на них пришлось 35 процентов от общего количества жалоб в госкомитет. Притом в итоге суммарный перерасчет платы за ЖКУ достиг 40400000 рублей. Цифра внушительная. И вероятно, многим управляющим компаниям пересмотр начислений дался нелегко. Председатель ведомства Ильдар Шафиков утверждает, что чаще в судах оспаривают предписания, суть которых сводится именно к перерасчетам платы за комуслуги.
- Сотни тысяч рублей. Управляющим организациям их проще отбить, чем заплатить. Но правильный ли это подход? - задается вопросом Ильдар Маратович.
Вместе с тем значительную часть предписаний (95 процентов) управляющие компании своевременно все же выполняют. А тех, кто не укладывается в срок, госкомитет штрафует. Вынужденно. По словам председателя ведомства, несмотря на наличие рычагов, цель иная - добиться порядка.
- Не допускайте нарушений - штрафов не будет, - подчеркнул Ильдар Шафиков. - Время на исправление даем. Кстати, здесь наши с Прокуратурой республики мнения расходятся. Прокуратура говорит: надо наказывать сразу. Но мы понимаем: в конечном-то счете это деньги граждан.
Надежду на решение вопросов "без крови" в ведомстве возлагают, в частности, на создание типовой формы отчетности перед потребителями (в начале 2017-го) и методических рекомендаций по определению размера платы.
- Люди не понимают, за что отдают деньги, они не видят результата, - обратился к жилищникам Ильдар Маратович. - Документ же позволит обосновать затраты на работы, проведенные по статье "Содержание".

От старого ОДН к "свежему"

Конечно, говорить о скромном количестве жалоб от народа не приходится, однако в сравнении с прошлым годом, когда их число подскочило в 1,5 раза, ситуация устаканилась. Связано это, по мнению руководства госкомитета, с грядущим переносом расходов на ОДН в статью "Содержание". Предполагается, что нововведение о прежних спорах позволит забыть.
К слову о них. После потока обращений, обрушившегося на ведомство с осени 2015-го, в ходе проверок крупных управляющих компаний были выявлены масса нарушений. В Октябрьском, Калининском, Советском и Орджоникидзевском районах плату за ОДН зачастую взимали, исходя из объемов, превышающих нормативы, и без решения собственников. А в Кировском и Демском районах ежемесячные платежи увеличивали, завышая размеры площадей общедомового имущества. Как сообщила заместитель председателя госкомитета Эмилия Абдуллина, доначисления возвращены, но не везде. Деньги, к примеру, отказались отдавать в УЖХ Орджоникидзевского района и УЖХ "Сипайловский" Октябрьского района. Напомним, ведомство с соответствующими исками обратилось в суд, требования были удовлетворены.
- Сейчас осуществляется работа по исполнению судебных решений, - резюмировала Эмилия Радатовна.
Помимо упомянутых нарушений она озвучила стандартный "набор" недочетов: "резиновые квартиры" без счетчиков, со счетчиками - недостоверный учет, несанкционированные подключения к общедомовым сетям, неправильное определение состава силового оборудования при начислениях... Вместе с тем заместитель председателя подчеркнула улучшение комплексной работы управляющих компаний по урегулированию вопроса: меры по энергосбережению, повышению платежной дисциплины, другие. Напомнила она и о необходимости безболезненного перехода управляющих организаций на новую систему по начислению ОДН.

Достижим ли идеал

Надо сказать, что участники коллегии на столь наболевшую тему высказывались охотно. Салават Хусаинов отметил отсутствие статистики именно обоснованных обращений, которая по идее и должна отображать реальную картину. Затронул и вопрос обязательств управляющих компаний:
- Мы получили задолженность еще до того, как тарифы привели в порядок. Источников для ее погашения ни у кого нет. Что делать?.. Совету многоквартирных домов нужно понимать: если человек потребил ресурсов на 100 рублей, ему и надо за них рассчитаться, как бы ни было тяжело. Никто больше оплачивать не станет. Субсидий же нет.
Директор ООО ДУ "Южный" Владислав Афанасьев уверен: переход на новую систему не выгоден ни жителям, ни управляющим организациям. Правильней оплачивать чистый небаланс. Однако для обеспечения стопроцентного учета, по его словам, надлежащий инструментарий отсутствует.
- Доступ в квартиру собственника для проверки счетчиков получаем в двух случаях из трех. Второе: в Минстрой страны нужен посыл от республики, касаемый приборов учета - все ПУ разного класса точности, чего в принципе не должно быть, - заявил Владислав Львович. - Не озвучивают и проблему дикого рынка организаций, занимающихся поверкой счетчиков. Работают с несертифицированным оборудованием либо без лицензии. В отношения управляющих компаний с потребителями это вносит большой диссонанс. Начинаем считать, житель говорит: "У меня - поверка". А поверка-то липовая!
По мнению Владислава Афанасьева, стопроцентный учет потребления электроэнергии гораздо существеннее, чем замена лампочек на энергоэффективные или решение иных материально-инструментальных задач.
- Театр начинается с вешалки, а любая платежная система - с правильности начислений. Ее отсутствие неизбежно порождает конфликты. В том числе и между организациями управляющими и ресурсоснабжающими, - коснулся он вопроса долгов.
А еще Владислав Львович обратился к теме непрозрачности расчетов, которые производят ресурсоснабжающие компании. Привел конкретный пример. В минувшем июле в "Южный" обратился владелец нежилого помещения в многоэтажке на улице Биишевой, 7/1. Общее потребление домом электроэнергии - 54140 киловатт, ОДН - 49064 киловатт, то есть около 90 процентов! Ресурсоснабжающее предприятие рапортует: незаконных подключений нет, оборудование работает в соответствии с нормативами. Договор у ресурсников с жителями прямой.
Салават Сахиевич согласился, что разбираться с ситуацией надо индивидуально:
- Есть много моментов, влияющих на правильность начислений. Так, человек по прямому договору должен предоставить показания счетчиков 21 числа, а обрабатывают их, условно говоря, 23-го. Два дня выставляют... как долг.

Правила сбалансировать

Поднималась на встрече и тема лицензирования управляющих организаций. Последних в Башкортостане 397, притом в ведении 77 нет ни одного дома. Им выданы лицензии с "нулевым" реестром. В госкомитете уверены: на рынок вышли компании, главная цель которых - не надлежащее управление, а максимальное извлечение прибыли.
- Мы ожидаем, что в ближайшее время в действующее законодательство внесут изменения: ответственность лицензиатов в случае причинения вреда жизни и здоровью граждан усилят, если фактически управление домом не осуществляется, срок лицензий ограничат, а порядок лишения лицензий недобросовестных компаний упростят, - сообщил Ильдар Шафиков.
Также Ильдар Маратович напомнил о жестких санкциях за невыполнение предписаний. Если, вкратце, в течение года управляющая организация не исполняет два (по ним судами вынесены постановления о наложении наказания), дом из реестра управления исключается, Госкомитет получает основание направить в суд материалы о лишении компании лицензии (с учетом ряда факторов). Подобные примеры в Уфе есть. Возможно, на очереди - еще десять многоэтажек, по которым зафиксирована "просрочка" по предписаниям. Кстати, отделу муниципального жилищного контроля Администрации столицы уже доводилось проводить открытые конкурсы по выбору управляющих организаций в отношении 14 жилых домов.
- Нормативно-правовую базу надо менять: способность компании управлять жилфондом должно оценивать еще до выдачи лицензии, - заявил Салават Хусаинов. - Сбрасывают на муниципалитет, когда та успела науправлять и наделать долгов. Это абсурд, совершенно неприемлемые вещи!
В то же время, по словам Салавата Сахиевича, требования к профессиональной подготовке жилищников предъявляются довольно серьезные:
- Работать некому, уважаемые коллеги. Со всеми этими функциями госжилнадзора - без обид, каждый выполняет свою работу - мы просто потеряем людей, которые обслуживают весь фонд...
Постфактум или на опережение
Помимо перечисленных на коллегии поднимались проблемы капитального ремонта и теплоснабжения. Владимир Нагорный отметил, что претензий у граждан к качеству первого стало меньше - всего 10 процентов от общего числа "профильных" обращений. Для сравнения: в 2015 году данный показатель равнялся 20, в 2014-м - 66. На информационное же сопровождение капремонта, напротив, количество жалоб растет. В нынешнем году достигло 65 процентов.
Еще увеличилась доля обращений, касающихся платы за отопление. Как правило, людей смущает непроведение ее корректировки или неверные перерасчеты. Кстати, сегодня госкомитетом рассматривается вопрос о внесении изменений в КоАП РФ (в порядке выдвижения законодательной инициативы) в части ужесточения ответственности за нарушение законодательства об энергосбережении и повышения энергетической эффективности. Добавим, по качеству теплоснабжения число жалоб снизилось до 546.
И все же кое-какие вопросы к ресурсникам, муниципалитетам, да и самому надзорному ведомству имеются. В частности, Владимир Александрович сообщил о том, что после проверки госкомитетом готовности городов и районов республики к отопительному сезону к инспекции, как обычно, приступил Ростехнадзор. Выяснилось: семь муниципальных образований полную подготовку не обеспечили.
- При прохождении осенне-зимнего периода по сути мы реагируем постфактум - на обращения граждан, - признал Ильдар Шафиков. - Но сейчас изучаем опыт Московской области. Там поступают несколько иначе: мероприятия с участием госжилнадзора проводят в преддверии отопительного сезона. Работают на опережение. С 2017 года на такую схему, думаю, перейдем.
...Также на заседании обсуждали систему общественного контроля в жилищно-коммунальной сфере, вопросы размещения управляющими компаниями информации в ГИС ЖКХ, реализации "дорожной карты" в рамках утвержденной стратегии развития ЖКХ в стране до 2020 года и другие темы. По итогам встречи были определены задачи по обеспечению безопасных комфортных условий проживания граждан на ближайшее время и долгосрочную перспективу. Надзор обещали усилить - в соответствии с решением Правительства РФ, готовится целый пакет поднадзорных актов.

Арина АСТАФЬЕВА.

Дата создание новости 22-11-2016   Комментарии (0)   Просмотров: 1 570     Номер: 167(13065)     Версия для печати

29 марта 2024 г. №22(13766)


«    Март 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031





ВАКАНСИЯ

Редакция газеты «Вечерняя Уфа» примет на работу корреспондента с опытом работы. Зарплата по результатам собеседования (оклад плюс гонорары). Резюме присылайте на почту ufanight@rambler.ru с пометкой «корреспондент». Обращаться по телефону: 286-14-65.



 
© 2011-2023, Редакция газеты «Вечерняя Уфа»
Использование материалов без письменного согласия владельца сайта запрещено.