$ - 93.4409
€ - 99.5797

ЧИТАЙТЕ В НОМЕРЕ

Возможно подтопление – все службы начеку

Международный Нуреевский фестиваль в лицах

Готовить любят все!

Неравнодушие спасает миллионы

Маленькие радости дачной жизни


Маленькие радости дачной жизни

«А вы не хотите с мужем поехать на недельку в Татарию на дачу?» - озадачила меня на утренней тренировке давняя приятельница Наталья Михайловна Шабанова. «Так вы купили дачу?!» - воскликнула я. «Нет, дача у нас бесплатная. Соглашайтесь! Вечером с Алексеем Степановичем за вами заедем. Мы в Уфу на три дня вырвались, за продуктами и в квартире порядок навести, постирать кое-что...»

Эту поездку я бы назвала путешествием в прошлое. Сейчас пустующие дома в заброшенных деревнях - не редкость. Вот и супруги Шабановы, туристы со стажем, открыли для себя столь удивительный мир уединения на лоне природы.

Наше Простоквашино
После двух часов езды по трассе мы свернули на плохо разъезженную грунтовую дорогу и еще минут сорок петляли по лесам и полям. Первые дома с заколоченными окнами и дверьми встретили нас на опушке. «Вот и наше Простоквашино!» - почти одновременно сообщили Шабановы. Усадьбы заросли не только бурьяном, но и деревьями. Крыши кое-где провалились, изгороди частично сгнили. Наш уазик-«буханка» притормозил возле крепкого домика, покрашенного свежей сине-белой краской. Из калитки вышел бодрый старичок и приветливо взмахнул рукой. «Здорово, Петрович! - Алексей Степанович открыл дверцу фургона, вытащил несколько пакетов с продуктами и новые цинковые ведра. – Принимай товар: консервы, колбаса, мука, крупы, мыло и хозяйственные мелочи. Все, как ты заказывал».
Мы проехали дальше, к соседнему дому. Оставив автомобиль у ворот, поднялись на крыльцо и открыли ключом деревянную скрипучую дверь. В лицо пахнуло жаром прогретого июльским солнцем старого помещения. Кровати с кружевными подзорами, горки подушек, огромный кованный сундук, комод, резной буфет, этажерка с книгами, два стола, два венских стула, несколько табуреток, полка с посудой, маленький холодильник «Саратов».
«Располагайтесь! Вещи здесь чистые. Мы еще в прошлом году генеральную уборку провели, отмыли все, покрасили. Постельное белье, подушки, одеяла – это наше. Вот только подзоры и скатерть на комоде остались от прежних хозяев. Жалко такую красоту выбрасывать».
Во всей деревне остались три жилых дома. Дача Шабановых – четвертый. Из удобств только электричество. Газ баллонный, вода в колодце. За питьевой водой приходится с полкилометра ходить на родник. Но это на случай особый. А вообще, колодезная вода тоже пригодна для питья. В сарайчике куры, за которыми в отсутствие хозяев присматривает рачительный 78-летний Петрович. Сам Петрович имеет «сурьезное хозяйство»: кур, гусей, коз, огромный огород, три улья. Помогают ему сын и внуки, по очереди приезжающие из Челнов, как выражается дед, «на отработку».
Алексей Степанович зарезал курицу, и мы на костре сварили вкусный, ароматный суп-лапшу. Петрович принес свой домашний хлеб, свежую редиску, банку соленых огурцов и «новости с полей»: сколько земляники собрал, какие травы «поспели», кукушка в этом году не куковала… «от жары, небось, сморилась».
Всю неделю пребывания «на даче» мы не смотрели телевизор, не пользовались сотовым телефоном (чтобы появилась связь, надо пройти несколько километров до соседней деревни). В нашем распоряжении был и транзистор, который напоминал о цивилизации, и книги – русская классика по школьной программе, как наследство от прежних хозяев, и исторические романы из библиотеки Натальи Михайловны.

Петухи и… прошлое
Первое время от тишины у меня звенело в ушах. Щебетанье птиц, однообразный звук ручной пилы с «поместья» Петровича умиротворяли и настраивали на лирический лад. Когда Наталья Михайловна полила грядки с огурцами и помидорами, срезала увядшие цветы, мы втроем расположились под навесом. «Эх, вы еще перекличку местных петухов не слыхали! У Татьяны Васильевны, это через пять дворов отсюда, совершенно удивительные петухи! Мало того что красавцы – крупные, важные, огненно-рыжие, с гребешком-короной, так еще и певуны знатные! Кстати, наш Гренадер их родственник. Вот послушаете… Ну, прямо какое-то художественное разноголосье! - Алексей Степанович рассмеялся. – Я сразу детство вспоминаю… Батя в 60-е годы сезонно работал массовиком-затейником в Уфимском доме-отдыха; и я при нем – на каникулах. Там у сторожа небольшое хозяйство было: лошадь, корова, свиней держали, кур, уток… Вроде рядом с городом, а жили как в деревне. Дачи для отдыхающих без удобств, одно- и двухэтажные дощатые, палаты на 6-8 человек. Но весело как-то было! Чуть свет, петухи утро приветствуют. Начинают вроде робко, словно спросонья, а потом в раж входят, никак угомониться не могут. Даже отдыхающие жаловались…»
«Я тоже в этом Доме отдыха бывала. С мамой или тетушкой ездили. И петухов помню, и утреннюю зарядку под баян. После обеда взрослые собирались своей компанией, дети своей. В догонялки играли, в «вышибалы», в казаки-разбойники, а если погода дождливая, приходили в клуб, рисовали, из пластилина лепили, а воспитательница нам книжки вслух читала», - вспомнила я.
Алексей Степанович принес самовар, сушки и мед «от Петровича». Наталья Михайловна поставила на стол оранжевые чашки в белый горошек и такой же заварной чайник. «Знаете, этот неполный сервиз остался в буфете от бывших хозяев. Я его отмыла и пришла к выводу, что расцветка очень позитивная, солнечная… И у посуды началась новая жизнь».
Травяной чай и родниковая вода превратили напиток в ароматный нектар. Жара спала, и вечерняя прохлада приятно освежала, добавляя запахи цветов и душистого сена.
«Алеша, ты расскажи-ка нашим гостям про шахматные турниры, про Федьку-«гроссмейстера».
«А..а…а! Да, занятный феномен! А дело обстояло так… В каждый заезд в Доме отдыха проводили различные мероприятия, и обязательным пунктом программы был шахматный турнир. Конечно, все это на любительском уровне, но страсти кипели нешуточные. Участники соревнования менялись, не менялся только победитель. Это был местный конюх, он же разнорабочий при столовой, вечно пьяненький Федор – мужичок неопределенного возраста, какой-то дальний родственник сторожа. Слава о непобедимости «гроссмейстера» приобрела городской масштаб. В конце концов, дело было не в призе – флаконе «Тройного» одеколона, а в принципе: если ты не отдыхающий, не встревай в турнир! Федька уже стал отказываться от награды, но народ твердо стоял на своем: участники - только отдыхающие. Ситуация доходила до комедии! Кто-нибудь из шахматистов заранее договаривался с Федькой, и тот во время игры, которая проходила в помещении столовой, как бы по делу проходил через зал, бросив взгляд на шахматную доску играющих. Этих нескольких секунд ему было достаточно, чтобы оценить положение. Через минуту Федькин подопечный выходил на скамеечку покурить. Там его уже и поджидал «гроссмейстер» с подсказкой. Но даже с такой помощью игрок не всегда успешно мог завершить партию. Федька страшно возмущался; уже после окончания турнира расставлял фигуры и объяснял непонятливому шахматисту его ошибки. Кстати, именно Федька научил меня играть в шахматы. Вот только до уровня его таланта я так и не дорос», - закончил свой рассказ Алексей Степанович.
Мы не рискнули испытать свои скромные познания в древней игре, тем более с учеником «гроссмейстера». Да и ранние петушиные вокализы, переходящие в дуэты и квартеты, настроение нам не портили. Пока летняя жара еще не набрала силу, мы пили кофе и отправлялись на прогулку по окрестностям. Обед варили на костре. Потом помогали по хозяйству, в огороде, читали, вспоминали прошлое. Наталья Михайловна устроила викторину по роману Льва Толстого «Война и мир». Увы, многое со школьных лет позабылось! Мы по очереди находили любимые главы. Наталья Михайловна с чувством прочитала сцену, где князь Андрей, будучи в Отрадном, случайно услышал разговор Наташи и Сони: «Нет, ты посмотри, что за луна! Ах, какая прелесть! Ты поди сюда. Душенька, голубушка, поди сюда. Ну, видишь? Так бы вот села на корточки, вот так подхватила бы себя под коленки – туже, как можно туже, натужиться надо, - и полетела бы. Вот так!»
Мы всматривались в ночное небо. На природе оно кажется совсем близко. Луна спряталась за облаками, и лишь звездочки мерцали в бархатной тьме, словно присматриваясь к нам, живущим на земле.

Галина ФАДЕЕВА.
НА СНИМКАХ: уфимские дачи в разные годы.
Фото из открытых источников.


Маленькие радости дачной жизни

Дата создание новости 20-07-2021   Комментарии (0)   Просмотров: 482     Номер: 50(13520)     Версия для печати

19 апреля 2024 г. №27(13771)


«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930 





ВАКАНСИЯ

Редакция газеты «Вечерняя Уфа» примет на работу корреспондента с опытом работы. Зарплата по результатам собеседования (оклад плюс гонорары). Резюме присылайте на почту ufanight@rambler.ru с пометкой «корреспондент». Обращаться по телефону: 286-14-65.



 
© 2011-2023, Редакция газеты «Вечерняя Уфа»
Использование материалов без письменного согласия владельца сайта запрещено.