$ - 93.4409
€ - 99.5797

ЧИТАЙТЕ В НОМЕРЕ

Возможно подтопление – все службы начеку

Международный Нуреевский фестиваль в лицах

Готовить любят все!

Неравнодушие спасает миллионы

Дорогу осилил идущий!

Итак, свершилось! Амбассадор Уральских гор, блогер, фотограф и путешественник Олег Чегодаев, если пользоваться языком книг Толкиена, исполнил свое предназначение, сделав то, что до сей поры не удавалось никому. 1 мая он отправился в беспрецедентный пеший поход по горной стране Урал, равный, по его «прикидкам», 3 тысячам километров, намереваясь уложиться в 4-5 месяцев и стать первым человеком, свершившим это, не обходя отдельные ее части по равнинам: от начала Южного до конца Полярного Урала, от «широтного течения реки Урал до крайней северной вершины Константинов Камень».

И вот, 17 августа, на 109-й день путешествия он поставил, нет не точку, а восклицательный знак в этом своем радении, касающемся популяризации родного края! Короче, Олег с юга на север прошел пешком весь горный Урал, преодолев 3183 километра, поднимаясь на все основные вершины Уральского хребта (порядка сотни). За это время он также сумел осуществить совместно с фондом «Мархамат» уникальный благотворительный проект и вел дневник, часть финальных страничек коего «ВУ» предлагает вашему вниманию.

12 августа
«Вот так идешь по Полярно-Уральской тундре и за очередным поворотом реки попадаешь к накрытому столу, точнее, к открытому боку оленя.
Подходишь, здороваешься, приятные ребята, оленеводы ханты приглашают к столу с дороги. Отказываться - обидеть хозяев.
Угощаешься. Еще тепленьким. Сперва мясо с бедра, затем почка, ну а напоследок самое лакомство.

Дорогу осилил идущий!

Прямо при тебе топором разрубают кость, извлекают мозг. Горбушку хлеба, чтобы была помягче, окунают в протекающий рядом ручей.
Ну и все это сверху посолить.
М-м-м, пальчики оближешь.
Все-таки, на мой взгляд, Полярный Урал - это уникальное сочетание красивых гор и невероятно захватывющей, поражающей, удивляющей культуры народов севера, оленеводов.
Люблю его в первую очередь за это».
«104-й день.
За день пройдено 23 км. Общий километраж 2972.
…Спустился вниз, к центральному круглому озеру под названием Перевальное. Это важное место Полярного Урала, здесь можно «посуху» пройти между северной и южной частью. Это междуречье: на восток уходит Собь, на запад Елец. В большую воду это важно.
Вышел на ж/д и по шпалам, будь неладен этот их неудобный промежуток, дошел до станции 110 км, бывший поселок, а теперь призрак «Полярный».
В назначенное время поезд, пыхтя и изрыгая клубы черного дыма, привез мою заброску. Отправил мне ее Денис Мостовщиков из Салехарда. Который год он меня выручает. Спасибо, Денис!
Запихал я все невпихуемое пока в рюкзак, добежал до реки Малая Пайпудына и начал уменьшать, обрабатывать заброску. Так до вечера и провозился. Завтра стартую дальше».

13 августа
«Пока я иду по северной части Полярного Урала и не могу показать вам ее красоту, давайте я по-показываю прошлый этап, южную часть Полярного Урала. Расскажу несколько историй.
И начнем мы, пожалуй, с того момента, как я покинул базу Санавож и перешел реку Кожим.
Первым интересным участком после этого был на моем пути северный край еще Приполярного Урала. Менее «альпийский» по рельефу и значительно менее часто посещаемый, но очень красивый.
Властвует там, притягивая к себе все внимание и восхищение, многокилометровая стена Народо-Итьинский кряж. Я поднялся на него по ручью Селимшор, а спустился по рекам Большая Тыкотлова и Петравож. Было великолепно красиво, тяжело и наиболее медвежье за весь мой маршрут. В один день встретил трех косолапых, правда, благодаря открытым тундрам разошелся далеко. Миханы поднимаются наверх за ягодами.
Попасть туда не сложно, с классической заброски от вида переправы через Кожим уйти на северо-восток по дороге, вдоль реки. Затем по старой геологической дороге вдоль Селимшора - и вот вы уже там, где редко бывают туристы.
Исследуйте. Урал ждет вас».
«105-й день.
За день пройдено 51 км. Общий километраж 3023.
Три тысячи километров, у-у-ух. Честно сказать, отправляясь в это путешествие 1 мая, я делал шаг в неизвестность. Совершенно не представлял, как поведет себя организм, особенно все его подвижные части, на такой дистанции. И вот эта, может и формальная, но важная цифра - 3000 километров - за спиной.
Надо отметить, организм показал себя хорошо. Я до сих пор бодр и могу вваливать.
Если говорить про события сегодняшнего дня, то было все банально. Дождь, облака и остатки более развитой горнодобывающей цивилизации в виде дорог.
Шел, шел и пришел».

14 августа
«По доброй уже традиции, девчата, эти цветочки с Полярного круга персонально для вас.
Я шел на восхождение, на гору Хордъюс. С каждым шагом вверх жизнь отступала, уже пропали тундры, трава, кустарники, вокруг - только курумы да небольшие пятна разноцветных лишайников. А за плечом соседней горы вставали отвесные башни горы Скалистая, придавая пейзажу еще большую брутальность.
Как вдруг, что это?
Невероятно, как он тут удержался, нашел пятачок земли среди камней кустик невысоких цветов. И как-то на душе стало светлее. Жизнь - всегда берет свое.
Так и вы, девчата, всегда приятно встретить именно вас на тропе, в горах. «Магическим» образом вы делаете этот суровый мир прекраснее. Ходите в горы чаще».
«106-й день.
За день пройдено 36 км. Общий километраж 3059.
Второй день выхожу поздно. Дождит по утрам, ну и я прекрасно понимаю, что сил у меня меньше, чем светового дня, в любом случае.
А сегодня на этот аргумент наложилось еще «похмелье» от вечернего вчерашнего переедания.
Я уже был в палатке и, не торопясь, черпал из котелка надоевшее картофельное пюре, как к лагерю подкатили нарты и меня пригласили в соседнее стойбище попить чаю.
Надо ли говорить, что «попить чаю» означало неумеренное потребление мяса оленя и мучных продуктов. Приятная семья зырян-оленеводов Георгия Терентьева окружила меня теплотой и гостеприимством на один вечер.
Особенно неожиданно и замечательно всем нам было узнать, что оказывается в этом чуме чтут и помнят Марину Галкину, приходившую к ним лет 10 назад (известная путешественница, которую называют «Конюхов в юбке» - ред.). Вот уж тесен Урал. В честь нее даже назвали ручей в верховьях Усы - Галкина Шор.
Вернулся в палатку я заполночь.
По ходовому дню получилось все не ровно. Долго и уныло, под тучами и моросящими дождиками шел до массива Харнаурдыкну. Он, как и следовало ожидать, был спрятан в облаках. Долго думал: идти или нет на самый большой ледник на Урале - ИГАН.
Все-таки пошел. И на тебе. Тучи разлетелись, и я 2-3 часа лазал по леднику. Фотографировал.
После огреб немного на спуске к озеру Ходатаеганлор и в довершение всему на последнем километре был догнан сильнейшим ливнем и промочен до нитки.
Вот вкратце как это было».

15 августа
«Идем дальше, по южной части Полярного Урала.
Позавчера мы остановились на Народо-Итьинском кряже. Так вот, он еще тянулся пару десятков километров на север и кончился, растворившись в зеленом бархате тундр. На смену ему пришла территория относительно невысоких гор с плавными линиями изгибов и множеством скальных останцов.
Это были прекрасные деньки, светило солнце, я шел прямо по вершинам, и за каждым взлетом меня ждало что-то по-доброму новенькое. Не слишком грандиозное, о котором думаешь «и как туда сейчас корячиться», а вполне понятное и логично выстраиваемое в маршрут.
Это продолжалось два дня и закончилось «марсианской провинцией». Но это уже другая история».
«107-й день.
За день пройдено 42 км. Общий километраж 3101.
В такие дни я вспоминаю рассказ моего любимого писателя Рэя Бредбери «Нескончаемый дождь» из венерианской серии.
Я шел, и он шел сегодня вместе со мной. Я кушал, а он стекал с моего лица ручьями, и не было ничего в этом мире, кроме воды, ветра и облаков.
Так было, пока я не дошел до озера Большое Щучье. Тут штормит, волны беснуются, зажатые меж скал, ветер несет над водой вихри брызг.
Очень эпично и красиво.
Наконец, сегодня что-то интересное. Стихия.
Одна проблема, пришлось спрятать палатку в кусты, чтобы не унесло на место старта.
Поэтому штормом наслаждаюсь на слух».

16 августа
«Это был последний значимый участок Южного Полярного Урала, и один из моих любимых.
Он начался от Карового массива на юге и тянулся более чем 100 км, до Собь-Елецкого прохода. И я, как вы, наверное, уже поняли, назвал его Уральской марсианской провинцией.
Причина тому, конечно же, цвет пород, слагающих эти горы. Ярко-бурая, желтая, красная, суровая и скудная жизнью пустошь. В окружении высочайших вершин Полярного Урала.
Меня всегда эти места впечатляют неимоверно. И будоражат фантазию, воспитанную на «Марсианских хрониках».
Думаю, российское кино про освоение Марса можно вполне снимать у нас на Урале, но лучше, конечно, не надо».
«108-й день.
За день пройдено 52 км. Общий километраж 3153.
Если все пойдет, как планирую, завтра я сделаю то, о чем запрещал себе думать больше 100 дней».

17 августа
«109-й день.
За день пройдено 30 км. Общий километраж 3183.
ВСЁ».
***
«У меня была мечта. И вот она исполнилась.
Я прошел пешком Урал.
Сегодня, взойдя на самую северную уральскую вершину Константинов Камень, я убедился, что движение к цели важнее самой цели.
Я поднялся наверх, и ничего особого и не случилось - туман, курум, ветер. Все как на сотнях и сотнях прошлых вершин.
Тогда я сел за вершинный тур, спрятался от ветра, закрыл глаза и начал вспоминать день за днем этот долгий-долгий маршрут.
Я вспомнил степные вершины крайнего юга, курумные реки, рассвет над Чусовой, брошенную в горах сеялку с видом на Косьвинский Камень, готический замок вершины Мунин-тумп, изматывающую, но прекрасную тайгу между «пупами» и Щугором, стену Тельпосиз, и дальше, дальше на север...

Дорогу осилил идущий!

И почувствовал счастье. Я прошел Урал! Теперь, глядя на любую широту карты Урала, мне будет что вспомнить.
***
Но, конечно, это еще не конец истории.
У меня невероятное количество материала-руды, из которого надо что-то теперь создать. Книгу, фильм и много отдельных историй. Думаю, будет интересно».

Подготовила
Илюзя КАПКАЕВА.
Фото из открытых источников.

Дата создание новости 20-08-2021   Комментарии (0)   Просмотров: 935     Номер: 58(13528)     Версия для печати

19 апреля 2024 г. №27(13771)

«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930

ВАКАНСИЯ

Редакция газеты «Вечерняя Уфа» примет на работу корреспондента с опытом работы. Зарплата по результатам собеседования (оклад плюс гонорары). Резюме присылайте на почту ufanight@rambler.ru с пометкой «корреспондент». Обращаться по телефону: 286-14-65.