$ - 70.4999
€ - 79.2207
75-летие Победы

ЧИТАЙТЕ В НОМЕРЕ

Бренд - гарантия качества

Газ в доме будет

Умылись улицы в преддверии зимы

Осознанно "включая" чувство долга, чужую боль воспринимаем как свою


Осознанно "включая" чувство долга, чужую боль воспринимаем как свою

В Башкирском государственном педагогическом университете имени Мифтахетдина Акмуллы прошла Республиканская научно-практическая конференция "Инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями: состояние и перспективы". Она состоялась в рамках реализации программы Башкирского республиканского отделения Российского детского фонда "Родительский лекторий "Грамотейка".

В первой половине дня работа велась по секциям, корреспондент же "Вечерки" побывал на пленарном заседании и может засвидетельствовать: итоговый разговор получился не просто деловой и обстоятельный - он всех присутствующих задел за живое.
"...Нас пришли приветствовать те, ради кого мы здесь собрались!" - эти слова, предваряющие выступление юных артистов, питомцев коррекционных образовательных учреждений, сразу задали общению неформальный тон и расставили точки над "i": все, что в этот день делалось, делалось на благо ребятишек, которым так нужна помощь окружающих - и не только взрослых, облеченных властью...
Об актуальности и остроте рассматриваемой проблемы свидетельствовала и представительность конференции: в числе ее гостей были заместитель председателя Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан Лилия Гумерова (со вчерашнего дня - вице-премьер Правительства Башкортостана), председатель Комитета Госсобрания - Курултая РБ по социальной политике и здравоохранению Альбина Бурангулова, председатель Попечительского совета Благотворительного образовательного фонда "Мархамат" Гульшат Хамитова.
Открыл пленарное заседание ректор БГПУ Раиль Асадуллин, поблагодаривший организаторов за то, что вуз был выбран площадкой для этой встречи.
- Нам очень важно, чтобы в наши аудитории приходили добрые люди, - подчеркнул Раиль Мирваевич.
- Успешное решение проблем инклюзивного образования невозможно, если эта тема не пройдет через душу и сердце каждого, кто данными проблемами занимается, - убеждена Лилия Гумерова.
Она с горечью констатировала, что инклюзивное образование на сегодня больше остается декларацией, нежели реальной возможностью для особых ребятишек получать образование наравне со сверстниками. Работы, как она выразилась, непаханый пласт:
- Мы с Благотворительным фондом "Мархамат" больше половины республики уже объехали и, когда слышим, какие именно вопросы нам задают на местах, понимаем, как много еще нужно сделать...
В числе энтузиастов и подвижников, людей, которые "просто идут и помогают" детям с ограниченными возможностями здоровья, - руководитель Детского фонда Республики Башкортостан Нина Федянина. Ей Лилия Гумерова торжественно вручила Благодарственное письмо председателя Государственного Собрания - Курултая РБ Константина Толкачева.
О состоянии и перспективах специального образования в регионе рассказала заместитель министра образования РБ Венера Валеева. В Башкирии 37 коррекционных учреждений, есть среди них и те, которые по итогам всероссийского конкурса получили высокое звание "Жемчужина российского образования". Воспитанники многих заведений активно участвуют в олимпиадах, конкурсах и состязаниях, завоевывая награды. И это замечательно, ведь успех коррекционной работы с детьми в немалой степени зависит от их занятий физической культурой и художественным творчеством.
Венера Фаритовна еще раз отметила необходимость создания безбарьерной среды, рассказала о внедрении инновационных методик в коррекционной педагогике, остановилась на развитии дистанционной формы обучения.
Проблемам социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья посвятила свое выступление исполняющая обязанности министра труда и социальной защита РБ Ленара Иванова.
Как отметила Ленара Хакимовна, в реабилитационных центрах не хватает ни оборудования, ни средств на обучение кадров, недостаточно внедряются и современные методики реабилитации, поэтому помощь Благотворительного образовательного фонда "Мархамат" в этом плане просто неоценима.
Притчей во языцех стало отсутствие координационного взаимодействия в работе с особыми детьми.
- И образование, и здравоохранение, и социальная защита живут в этом смысле каждый своей жизнью, - сказала Ленара Хакимовна и в качестве примера привела тот факт, что Минтруда и соцзащиты никак не связано с деятельностью ППМК - психолого-медико-педагогических комиссий.
Ленара Иванова уверена, что совместное обучение, против которого пока возражают порядка 60 процентов родителей (данные по Москве), пожалуй, даже важнее здоровым детям - чтобы из них не вырастали потом уроды моральные (после этих слов зал разразился аплодисментами), а значит, огромную роль в формировании общественного мнения должна сыграть социальная реклама.
Все выступления на конференции были деловыми и дали участникам массу информации к размышлению. Но гвоздем программы стало выступление директора Института проблем интегративного (инклюзивного) образования МГППУ, эксперта ЮНИСЕФ в области инклюзивного образования Светланы Алехиной.
Как призналась Светлана Владимировна, она удивлена, что общественной организации в Башкортостане по силам получить поддержку и организовать столь высокостатусное мероприятие.
Говоря о тенденциях развития инклюзивного образования, Алехина подчеркнула: это социокультурный проект, заказ общества на изменение человеческого отношения к проблеме. А менять предстоит многое.
- Мы все время кого-то к чему-то готовим - и одновременно лишаем возможности реализовать свои шансы... Например, выпускник детсада описывается у нас набором прилагательных, в том числе словом "здоровый". А если он не здоровый и никогда не будет им? Он ведь тоже имеет право на полноту жизни! - эксперт не могла сдержать эмоций.
Все международные каноны инклюзивного образования опираются на идею включающего общества.
- Иностранцы, приезжающие к нам, удивляются, - рассказала Алехина. - Мол, мы говорим о людях с ограниченными возможностями, мы в Москве уже несколько дней, почему же не видим их рядом с собой - в метро, на улице? Где вы их прячете?
Светлана Владимировна четко разграничила интеграцию и инклюзию как процессы: первая модель исходит из необходимости человека адаптироваться к существующей среде, вторая предполагает изменение социума, то есть адаптацию среды под потребности и возможности человека. Говоря об инклюзии, мы подразумеваем, что сама система должна измениться так, чтобы человек с ограниченными возможностями мог быть вместе со всеми. В развитых странах инклюзия в обучении уже пришла на смену интеграции.
- Мы идем в русле мировых тенденций, но опаздываем, - признала эксперт.
Конечно, нашей стране, имеющей богатейший опыт в сфере специального образования, надо здесь идти эволюционным, а не революционным путем, убеждена Алехина.
- Мы должны сохранить коррекционную школу (присутствующие поддержали сказанное аплодисментами - С.Ш.) на тот период, пока школа массовая не готова решать задачи инклюзии. Наверное, до 2015 года, пока действует соответствующая федеральная программа, мы все-таки не успеем сделать этот процесс устойчивым, стабильным и ответственным. Англичане в этом направлении работали сорок лет...
Согласимся со Светланой Владимировной: мы должны обогащать общее образование гуманностью коррекционного, действуя сообща. Но перетягивать одеяло на себя недопустимо. В некоторых регионах общественные организации пытаются брать на себя роль экспертов, что делу только во вред.
- У вас в республике этого нет, - отметила Алехина. - Тот альянс, который я вижу здесь, кажется мне наиболее эффективным.
Помимо обустройства доступной среды, для развития инклюзивного образования надо провести и другую большую работу. Нужна правильно выстроенная система ресурсной поддержки (ресурсные центры можно создавать на базе коррекционных школ). Параллельно необходимо запускать подготовку и переподготовку кадров, ведь педагогам тоже придется преодолевать свою неуверенность.
Инклюзия - это не только образование. Это и экономика, и психология. Страх перед нововведениями испытывают и родители (причем как здоровых, так и особых детей), и преподаватели.
- Если мы через год в этих стенах сможем обсуждать результаты исследований, связанных с подобными психологическими барьерами, мы, безусловно, сможем двинуться вперед, - подытожила Светлана Алехина.



Светлана ШИРОКОВА.
На снимках: фрагменты конференции.
Фото Булата ГАЙНЕТДИНОВА.

Дата создание новости 26-10-2012   Комментарии (0)   Просмотров: 2123     Номер: 207(12105)     Версия для печати


Добавить комментарий
Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
Полужирный Наклонный текст Подчеркнутый текст Зачеркнутый текст | Выравнивание по левому краю По центру Выравнивание по правому краю | Вставка смайликов Выбор цвета | Скрытый текст Вставка цитаты Преобразовать выбранный текст из транслитерации в кириллицу Вставка спойлера
Вопрос:
8+2-5=?
Ответ:
Код:
Включите эту картинку для отображения кода безопасности
обновить, если не виден код
Введите код:


 
© 2011-2019, Редакция газеты «Вечерняя Уфа»
Использование материалов без письменного согласия владельца сайта запрещено.