$ - 102.5761
€ - 107.4252

ЧИТАЙТЕ В НОМЕРЕ

Горячая биография огнеборцев столицы

Пронзая столетья, зажигая сердца…

«Ещё книги – будут!»

Девятьсот пятьдесят шагов по улице Уфимской

Душа кочующего театра, или Праздник на нашей улице

Ирек ЯЛАЛОВ:

"Я открыт для разговора"


"Я открыт для разговора"

Я не случайно вынес в заголовок фразу главы городской Администрации Ирека Ялалова, в которой присутствует понятие "открытость". Ибо именно открытость была одним из принципов или, если хотите, даже определенным достижением мэрии в минувшем году. Уж мы-то, журналисты, знаем, как в былые времена было трудно достучаться до иных подразделений городской власти.

Но на состоявшейся позавчера традиционной предновогодней встрече мэра с пишущей и снимающей братией мощный сдвиг в деле создания гласности и открытости отметили все мои коллеги.
И "контрольным выстрелом" на этой ниве стал несколько иной формат встречи: на нее, кроме руководителей муниципальных и государственных изданий, были приглашены и редактора негосударственных СМИ.
Кстати, еще одним подтверждением информационной открытости мэрии стал и такой факт: на встрече почти не звучали привычные вопросы о каких-то конкретных проектах и результатах. Это действительно уже озвучивалось не раз. Хотя не обошлось, конечно, без традиционных тем - деньги, снег, транспорт... (Почему-то всех, по старой привычке, что ли, на предмет снега пугают первые числа января.)
Разговор получился конкретным и откровенным. И я с удовольствием позволю себе обозначить его основные моменты...

Как стать для всех хорошим

Лично меня интересовал один философский вопрос, который я Иреку Ишмухаметовичу и задал. Улучшение условий жизни, городской среды, благоустройство улиц, дворов (а ощутимые положительные сдвиги в Уфе в этом плане не сможет отрицать и самый "отмороженный" злопыхатель) вполне естественно порождает и возрастающие требования людей.
Что отмечает для себя мэр при многочисленных встречах с горожанами? Возрастание требовательности, претензий? Или напротив - больше, скажем так, моментов удовлетворенности?
Отвечая на этот вопрос, сити-менеджер вспомнил начало лихих 90-х прошлого века. Тогда критика властей была действительно уничтожающей. Были шествия, было выламывание дверей в муниципалитете...
У любого мэра есть два пути. Либо красиво говорить, ни в коем случае не предпринимать непопулярных, как мы это называем, шагов, не навлекая на себя огонь критики и волну недовольства. Либо эти самые непопулярные шаги предпринимать - во имя развития города. Да просто ввиду назревшей острой необходимости. Ирек Ишмухаметович вспомнил, как, например, в свое время создавался Единый расчетно-кассовый центр. "Мы получили уголовное преследование. Нас обвинили в том, что мы хотим украсть деньги, вывести их куда-то там в оффшоры... А потом это было введено на уровне Российской Федерации". В этом же ряду наш собеседник упомянул переход на индивидуальные тепловые пункты в домах. Тогда обвинили ни много ни мало - в развале государственной системы обеспечения жизнедеятельности миллионного города. А ведь экономическая выгода нововведения была очевидна!
А сколько эмоций вызвало расширение дорог в столице! (Я, читатель, иногда думаю: не иначе тем, кто поднял крик по поводу расширения на метр дороги под его окнами, больше нравилось, когда здесь нещадно газовала автомобильная пробка...) Шумели по поводу вырубки деревьев. Но то, что взамен вырубленного в городе как обязательное правило высаживается два новых - это уже недовольных не интересовало.
Ирек Ишмухаметович с улыбкой заметил: отношение горожан к мэру - вопрос философский. Предпринимая непопулярные, но жизненно необходимые для города шаги, хорошим для всех не будешь. А вот действительно объективная оценка - это оценка близких с детства друзей. Которые фальшивить и лукавить не станут.

Дела видные и не очень

Не очень видные дела - это не от того, что они незначительны, немасштабны. Горожанам они действительно не видны в прямом смысле этого слова. Существует подземный город - это километры коммуникаций, изношенных от времени. Не заниматься их обновлением нельзя, иначе рано или поздно коллапс обеспечен. Сегодня на это уходит много сил и средств. Это очень и очень проблемное "наследство", оставшееся еще с советских времен. Состояние "подземных городов" мегаполисов просто катастрофично. Огромная работа в этой сфере простому горожанину не видна, да, собственно, и обывателя она мало волнует. Только специалист поймет, что такое круглосуточное поддержание жизнеобеспечения миллионного города.
Касаемо же проблем надземных... Их классификация заняла бы всю газетную страницу. Мой коллега, редактор республиканской газеты, поблагодарил нашего собеседника за прекрасный стрелковый тир на улице Губайдуллина и за стопроцентное выполнение Закона о языках. Здесь Ирек Ялалов подчеркнул и практическую сторону дела - занятость достаточно большой армии преподавателей родного языка, которые сегодня профессионально выполняют свои обязанности.
Есть вещи, которые деньгами не измеряются - здесь нужно понимание, желание помочь, если хотите, политическая воля. Но тем не менее в нашем разговоре постоянно сквозила тема бюджета, денег. Город несет много затрат, которые по определению нести не должен. Конкретный пример. На следующий год Уфе выделяется дополнительно 170 миллионов рублей на содержание, уборку от снега территорий, которые принадлежат федерации и республике. А сколько лет до этого обслуживали за свой счет? Ирек Ишмухаметович привел образное сравнение: "Это все равно, что вы живете в частном доме, а вас обязывают еще убираться во дворе у соседа". Вообще, законодательство в плане местного самоуправления, мягко говоря, несовершенно. "Мы не имеем права наказать того же водителя, заехавшего на газон. Это федеральные полномочия. Бред? Бред!"
"Мы сейчас уперлись в нормативно-правовую базу, - заметил сити-менеджер. - Многие вещи, которые мы должны делать, мы делать не можем. А вы знаете, что я не могу сейчас заасфальтировать ни одной дорожки, например, в парке Гафури? Тоже бред. Городские леса? А вы знаете, что городскими лесами вдруг оказался и южный склон около Дома Республики? Половина этого "леса" - яблони и груши! И там, в "городских лесах", ничего делать нельзя! Слава Богу, что руководство страны эту проблему услышало, и создан Совет по местному самоуправлению при Президенте Российской Федерации (Ирек Ялалов вошел в президиум этого Совета - В.Г.)".
Огромная часть работы городского главы сегодня - это лоббирование на федеральном уровне всевозможных нормативно-правовых актов и инициатив с целью создания нормальных условий деятельности для муниципалитетов. И это тоже очень нужная, но не видная и не заметная для обывателя работа.
"Невидного" много. Очень много.

Транспорт

Наверное, это тема, критикуемая уже по определению. По крайней мере, за тридцатичетырехлетнюю работу в главной городской газете я не помню периода, когда положение дел устраивало бы уфимцев. В разные годы вал недовольства и критики то убывал, то возрастал с новой силой. Когда-то было предпринято здесь много мер. Порой, как показало время, ошибочных. Но мы имеем то, что имеем...
Транспортные потоки напрямую зависимы от потоков финансовых - это ни для кого не секрет. "В республике ежегодно выделяется порядка полумиллиарда рублей на дотацию общественного транспорта. В нулевые годы была пропорциональная система распределения этих средств. То есть у нас были три города с электротранспортом - Уфа, Стерлитамак и Салават, - и был и есть крупнейший оператор в области общественного транспорта "Башавтотранс". Было пропорциональное распределение средств. С 2010 года сложилась такая практика, что все деньги остаются в "Башавтотрансе". И наш МУЭТ фактически оказался без тех средств, которые раньше получал. Если говорить глобально, то проблему можно решить только одним способом. Это создание единого суперперевозчика. Как, например, в Минске. Там всего четыреста автобусов! Почти в двухмиллионном городе. Возьмем Казань. Создан один перевозчик - и экономическими, административными методами вытесняется весь нелегальный спектр.
Мы с таким предложением выходим каждый год: объединить МУЭТ и ту часть "Башавтотранса", которая работает на город. Да, идет естественный процесс укрупнения компаний. И таким образом через десять лет останутся три-четыре игрока. Но мы не можем ждать десять лет. Потому и предлагаем нашим коллегам из Гостранса: давайте создадим мощную компанию! Сегодня
МУЭТ и "Башавтотранс" перевозят всего 15 процентов всех пассажиров. Это просто провал. Десять лет назад возили 50 процентов. "Башавтотранс" получает дотации - и не обеспечивает регулярность перевозок. Вы после десяти вечера дождитесь машины этого перевозчика на второстепенных маршрутах! На всех линиях работают нелегальные перевозчики.
В Казани этот вопрос решен. Как? Жесточайшим администрированием на республиканском уровне".

О духовном. О формах малых и больших

Был на нашей встрече задан и вопрос о деятельности недавно созданного Фонда "Имэн Кала", призванного содействовать сохранению и воссозданию объектов культурно-исторического и архитектурного наследия. Ирек Ишмухаметович сообщил, что работа идет. Появились и первые спонсоры фонда - например, "УРАЛСИБ", направивший 4 с половиной миллиона рублей. Здесь цель номер один - завершение работ по воссозданию Воскресенского собора. Вообще, по состоянию православных храмов Уфы мэр высказался жёстко: "Это позор для города". По Воскресенскому собору столица, конечно, помогает в меру своих возможностей. В частности - это проведение коммуникаций, создание в последующем хорошего близлежащего парка.
Идут работы и по мечети на проспекте Салавата Юлаева. Есть понимание, что надо переступить через какие-то конфликты. Посредником здесь и выступает "Имэн Кала". То есть фонд создан не для "галочки".
Отвечая на вопрос, каким он видит правильный подход к сохранению и воссозданию исторических зданий, Ирек Ишмухаметович назвал несколько одинаково правильных подходов - но опять же по обстоятельствам. Самый правильный, конечно - взять и отреставрировать то или иное здание. Но иногда проще и дешевле снести и возвести копию. Все зависит от состояния памятника архитектуры, его фундамента, перекрытий. Увы, чаще всего это состояние называется "тронь - развалится". И потому можно вести речь о трех подходах: реставрация, реконструкция, создание копии.
Немало споров среди горожан вызвали арт-объекты малых форм, в большом количестве появляющиеся на улицах города. Кому-то нравится, кто-то их ругает за невысокий уровень художественного вкуса. Сити-менеджер резонно заметил: человек старался, работал, желая одного: порадовать горожан. За это можно ругать? И посоветовал: не нравится - замените, создайте что-то лучше... Есть желающие?
То-то...

"...Значит, это кому-нибудь нужно"

Среди вопросов был и такой, на мой взгляд, несколько странный. Нужны ли нам предстоящие Международные летние Детские игры?
Их цель и смысл - общение, был ответ. Приезжают дети, приезжают мэры городов. Что может быть полезнее и ценнее общения? Наш собеседник отметил: "Детские игры - единственные в мире чистые в плане допинга игры. Ведь здесь во главу угла не ставится спортивный результат". Специалисты отметили: состоявшиеся в Уфе зимние Детские игры были лучшими за всю историю. Уфу узнали во многих уголках мира. Так было и с проведением молодежного чемпионата мира по хоккею.
Да, не все измеряется деньгами. Но... Большие и важные дела прямо или косвенно ведут именно к ним.

Сколько нужно в рублях?

Вопрос о том, сколько денег нужно городу для благополучного существования, Иреку Ялалову задается регулярно. Знаю, что, будучи практиком и реалистом до мозга костей, он сослагательного наклонения не любит. И работает с тем, что имеет и что удалось заработать. И он ответил вопросом на вопрос: а мы хотим развиваться, как, например, китайские города? Если да, то, конечно, бюджет должен быть иным, складывающимся в том числе из несколько иных федеральных и республиканских вливаний. Сити-менеджер просто предложил сравнить: бюджет Уфы - 25 миллиардов, бюджет Астаны - 100. И заметил - здесь много факторов и вопросов, которые не решаются только на уровне руководителей города и республики.

Зима тревоги нашей

Обслуживаем и чистим, насколько позволяют это сделать опять же средства. Сегодня работает четыреста единиц большой и малой снегоуборочной техники. Должно быть тысяча триста. При том Уфа - единственный город-миллионер, который работает по системе сухой очистки, то есть без применения химикатов. Больная тема - работа на тротуарах. В советское время в Уфе было пять тысяч дворников. Сейчас - девятьсот пятьдесят. Их труд оплачивается из сборов за жилищные услуги. Выходит, сколько платим - столько и дворников. Но при всем при том, лично на мой взгляд, город от снега очищается, может, и не суперхорошо, но однозначно лучше, чем это позволяют имеющиеся средства.
Вообще, говоря о столь резонансной для наших СМИ "снежной" теме, Ирек Ишмухаметович с улыбкой заметил: "Мое имя уже стали отождествлять и с природными явлениями!"
Ну, с природными - это, конечно, перебор. Но то, что отождествляется со всем, что происходит хорошего и плохого в городе, независимо от того, имеют к этому отношение городские власти или нет, - неоспоримый факт.
Такая уж у мэра доля.

Вячеслав ГОЛОВ.
Фото предоставлено
пресс-службой Администрации ГО г.Уфа РБ.


"Я открыт для разговора"

Дата создание новости 29-12-2017   Комментарии (0)   Просмотров: 2 011     Номер: 104(13180)     Версия для печати

22 ноября 2024 г. №82(13826)


«    Ноябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 





ВАКАНСИЯ

Редакция газеты «Вечерняя Уфа» примет на работу корреспондента с опытом работы. Зарплата по результатам собеседования (оклад плюс гонорары). Резюме присылайте на почту ufanight@rambler.ru с пометкой «корреспондент». Обращаться по телефону: 286-14-65.



 
© 2011-2023, Редакция газеты «Вечерняя Уфа»
Использование материалов без письменного согласия владельца сайта запрещено.