Городское хозяйство
Без своевременного «медосмотра» делу – труба
Помните, как доктор Айболит спешил к заболевшим зверятам? По звонку собирал белый чемоданчик и немедля отправлялся в место, где его ждут. Специалисты МУП "Уфимские инженерные сети", подобно литературному персонажу, ежедневно выезжают на поиск повреждений в трубах центрального отопления и ГВС, чтобы спасти многокилометровые подземные "сосуды" своего пациента.
Для обнаружения точного места дефекта и его ликвидации раньше приходилось вскрывать большие участки теплотрассы, рыть многометровые траншеи. Практически вслепую, долбя грунт, взламывая асфальт и ориентируясь в основном на внешние проявления утечки теплоносителя и горячей воды. Айболиты "УИС" буквально по метру "простукивали" старое, залатанное тело тепломагистрали. Поиск "ранки" был сопряжен не только с высокими финансовыми затратами, но и с большими неудобствами для горожан, отключением горячей воды, а иногда, в особо тяжелых ситуациях, и тепла, да и автомобилистам в таком случае приходится нелегко, поскольку на время парализуется уличное движение.
Врачи давно знают, что болезнь гораздо легче и эффективнее лечится при ее ранней диагностике. Это применимо и при эксплуатации инженерных сетей. На днях в распоряжение МУП УИС поступила мобильная теплотехническая лаборатория MainLine-5, предназначенная для диагностики тепловых сетей. Она создана российской промышленной группой на базе автомобиля "ГАЗ-2752" ("Соболь"). Уникальное для столицы республики высокотехнологичное оборудование позволит специалистам в рекордно короткие сроки определить повреждения в тепловых сетях с точностью от одного метра до десяти сантиметров! Своевременная проверка труб на износ помогает определить их состояние на данный момент и вписать "пациентов" на прием к "врачу", скажем, через год.
Итак, рассмотрим новейшую "скорую помощь" для тепломагистрали поближе. На первый взгляд - обычная белая "Газель", каких в городе масса. Но стоит заглянуть внутрь, становится ясно - каждая деталь в салоне передвижной лаборатории продумана до мелочей. Начнем с того, что состоит она из трех независимых отсеков: кабины водителя и пассажиров, непосредственно самой лаборатории с приборами и компьютером и грузового отделения со вспомогательным оборудованием. И если кабина водителя стандартная, то вторая "комната" достаточно любопытна и интересна. Она оснащена источником электропитания 220В, преобразователем напряжения инверторного действия, позволяющим специалистам работать в комфортных условиях - тепле и свете. И если у доктора на рабочем столе обязательно найдется градусник, стетоскоп и тонометр, то и оператору-эндоскописту для работы требуются сложные и дорогостоящие приборы. Один из них - измеритель концентрации напряжения (ИКН), способный выявлять на ранних стадиях процессы усталости и коррозии металла.
Напряжение в зонах протекания процессов усталости, ползучести и коррозии чаще всего приводит к повреждению рабочих конструкций. Такое состояние сравнимо с непосильными нагрузками на человека. Утомленные люди ощущают слабость, чувствуют себя разбитыми. Если это состояние своевременно не скорректировать, могут начаться серьезные неполадки со здоровьем. Так же и здесь: контроль напряжения для выявления подобных зон является важной задачей. Такой метод помогает установить реальный ресурс оборудования. На колесо, напоминающее велосипедное, крепится прибор ИКН. Специалист катит своеобразную "тачку" по земле, по направлению оси трубопровода. На месте порыва трубы дисплей датчика покажет скачок.
Применение расходомера позволит неразрушающим способом установить потери тепла и жидкостей на объектах теплосетей инфраструктуры города.
- Аппарат предназначен для быстрого определения расхода жидкости на каком-либо участке, - объясняет Дмитрий Сафин, начальник лаборатории металлов и сварки МУП "УИС". - Он дает более точную информацию, чем счетчики воды. Процедура измерения несложная - без врезки в трубопровод, и она занимает всего пару минут.
Течеискатель, словно аппарат УЗИ, упрощает поиск трещин в трубопроводах и позволяет оперативно выявить координаты участка с нарушенной цельностью. Это устройство обнаруживает дефект независимо от глубины залегания труб, типа грунта, температуры жидкости, давления...
Во врачебной деятельности доктору Айболиту очень помог бы тепловизор. Это устройство видит заболевания живого организма задолго до их внешнего проявления, помогает установить диагноз. Но тепловизоры применяют не только в ветеринарии, а прежде всего в энергетике, металлургии, строительстве дорог и железного полотна. Таковые предназначены для наблюдения за распределением температуры исследуемой поверхности.
- Для того чтобы выявить дефект трубы, аппарат наводится на теплотрассу, и специалист производит съемку с высокой точки, например, с крыши здания. Участок с трещиной высветится красным цветом, - рассказывает Дмитрий Сафин. - Тепловизионный контроль по энергоаудиту зданий и сооружений рекомендуется проводить в холодное время года, при разнице температур внутри теплотрассы и снаружи не менее десяти градусов.
Своевременный "медосмотр" теплового хозяйства столицы позволит выявить заболевание на начальной стадии, а значит, предотвратить риск серьезных осложнений. Использование уникальной, современной лаборатории разрешит уже в ближайшем будущем существенно сократить время ремонтов, снизить потери в тепловых сетях, увеличить надежность и качество теплоснабжения Уфы.
Ильвина ХУЗИАХМЕТОВА.
Фото Альберта ХИСАМУТДИНОВА.
14-08-2013 (0) Просмотров: 1 601 Номер: 155(12303) Версия для печати