Камертон
Заря встаёт на ранней зорьке...
Что такое двадцать пять лет? Для человека и любого коллектива, несомненно, юбилей. Счастливый возраст!
В Национальном симфоническом оркестре Республики Башкортостан этой датой гордятся. И на протяжении четверти века вечёркинцы не упускают из вида наш замечательный коллектив, рассказывая о дирижёрах, пианистах, скрипачах, флейтистах, гобоистах. Многие из них пришли в оркестр вчерашними школьниками, потому ныне, достигнув профессиональных успехов, артисты всё так же молоды, красивы, а еще - признаны.
Сегодня наша героиня - Заря Садыкова, помощник концертмейстера группы вторых скрипок оркестра.
Её история началась давным-давно, когда маленькая семилетняя девочка из глубинки поехала поступать в Уфу, в Среднюю специальную музыкальную школу (ныне - Средний специальный музыкальный колледж), как они тогда решили с мамой, на фортепиано. Приёмную комиссию в составе педагогов Лилии Богомоловой, Земфиры Валеевой, Дамира Ханнанова трудно было удивить. В коридоре школы многие дети волновались, вновь и вновь повторяя выученный материал. Но только не Заря. Когда настала её очередь, малышка спела песню про Уфу, любимые "Крылатые качели", бойко исполнила башкирский народный танец. Сотни раз она делала это в родной деревне Лемезы Иглинского района. Моментально запоминала по радио песни и на сабантуях выдавала "премьеры". Именно сельчане стали первыми слушателями будущей артистки. И она захотела стать ею по-настоящему, тогда, конечно, ещё не понимая, что, выбрав Большую музыку, надо будет расстаться с тем, к чему привыкла... Впереди ждал шум мегаполиса, воспитатель вместо мамы, интернат в общежитии института искусств на улице Пушкина вместо родного крова с запахом домашних пирогов и уютом. Сейчас Заря с улыбкой вспоминает свою детскую мечту - стать городской. Ходить из школы непременно одной, со скрипичным футляром в руках, а не строем с остальными одарёнными учащимися...
Вызов от школы о зачислении в первый класс пришёл в самом конце лета, 30 августа. Оттого, что ждала этого известия мучительно, ежедневно, радость была бесконечной. А уже в Уфе выяснилось, что Заря Садыкова зачислена в класс скрипки той самой строгой учительницы "с экзамена" - Лилии Феликсовны Богомоловой. Как оказалось, за прекрасные природные данные и уникальный слух. Началась настоящая взрослая жизнь с её уроками и воспитанием трудностями. Маленькая девочка, постоянно жаждущая пристального внимания к себе, на уроках по специальности занималась с огромным желанием и трудолюбием, представляя себя на сцене. Сейчас её одноклассники с улыбкой говорят о том, что в младших классах Заря была настолько крохотной по росту, что скрипка не раз падала из её рук. Даже во втором классе, сойдя за первоклашку, на школьной линейке давала первый звонок.
В десятом, когда пришло время всерьёз задуматься о профессиональном будущем, мама Хатима Тулебаевна с зарплаты начальника почты купила дочке скрипку современного майкопского мастера Анатолия Щербакова. На ней Заря играет и доныне. Мама и сейчас считает: судьба сделала правильный выбор. Со скрипкой дочь не расстаётся по сей день.
Сегодня за ее плечами двадцать один год работы в любимом коллективе, где на протяжении шести лет, с 2004 по 2010-й, наша героиня была концертмейстером группы вторых скрипок и инспектором. В домашнем архиве хранятся две дорогие сердцу Почётные грамоты - от Правительства Башкортостана и Министерства культуры республики. Последнюю, кстати, вручили в марте нынешнего года.
А ведь кажется, что первая репетиция 1996-го прошла будто вчера... Тогда группу вторых скрипок возглавлял известный уфимский музыкант и педагог Булат Османович Абдулбанеев, рядом сидели Алла Щадрина, Ольга Михайлова, Аня Худякова, Юля Панфилова... Девочки давно разъехались по другим городам. Играют в симфонических оркестрах Самары, Перми...
Студенческие годы в Уфимском государственном институте искусств, сначала в классе аспиранта Алексея Воронина, а затем - талантливого педагога Флюры Булатовны Ситдиковой, шли параллельно с работой в "симфонии". В 2003 году на выпускном курсе УГИИ Заря Садыкова вместе с альтисткой Гульшат Усмановой, скрипачами Маратом Габдуллиным и Айгуль Гайнетдиновой, виолончелисткой Элизой Ханафиной, по приглашению дирижёра Александра Сладковского попала в сборную Национального студенческого симфонического оркестра России. Два года подряд Заря выступала в знаменитом Малом зале имени Александра Глазунова в Санкт-Петербурге и в Берлине, естественно, впервые побывав в обеих культурных столицах. Играли Бетховена, Малера, Шостаковича, Щедрина. С известным российским виолончелистом Сергеем Ролдугиным исполнили Вариации на тему рококо Петра Ильича Чайковского. Годы спустя были гастроли с Национальным симфоническим оркестром Башкортостана в Испанию, Тунис и Швейцарию, яркие программы, аплодисменты зарубежной публики.
Красивое имя Заря - утренняя звезда, выбрала для девочки жена родного дяди Сагура. Может быть, потому с детства Заря любит рано вставать и любоваться восходящим солнцем... Однажды в школьные годы произошёл забавный случай. Впервые четвероклассницей она попала на Башкирское телевидение и под прицелом камер и объективов исполнила Скрипичный концерт ля минор Антонио Вивальди. Перед съёмками в гримёрке телецентра к ней подошёл редактор, чтобы спросить имя девочки. Не поверив, что ее зовут Зарёй, в титрах подписали Тан Садыкова. А Тан, как известно, в переводе с башкирского языка означает утро. Позже мама, увидев дочь по телевизору, долго смеялась...
Хорошо запомнились моей собеседнице события 2013 года. В ту пору НСО получил первый грант от Президента Республики Башкортостан. Под руководством директора оркестра Владимира Геннадьевича Рихтера тогда приобретались необходимые "запчасти" для музыкальных инструментов - струны, канифоль, сурдины... На первый open air артисты вышли в новых платьях, фраках и обуви. Помнится, как неравнодушная Заря, будучи в тот период инспектором оркестра, после репетиций оставалась в офисе и по журналам, советуясь с девочками, выбирала модели концертной одежды и туфель.
...Сегодня Заря Садыкова - сложившийся музыкант, владеющий полным репертуаром оркестра. Среди любимых произведений - "Времена года" Вивальди, Пятая симфония Чайковского, Вступление к опере "Тристан и Изольда" Вагнера, Вторая симфония Рахманинова с божественным по красоте Адажио, струнное Адажиетто из Пятой симфонии Малера... Ежедневно, приходя на репетиции, Заря проделывает кропотливую работу - расставляет штрихи в нотах для грамотной, слаженной игры струнной "команды", вместе с концертмейстером Светланой Ворониной "ведёт группу", много часов занимается сама. А как же иначе? Ведь главные успехи жизни ещё впереди!
Эльмира ИЖБОЛДИНА.
Фото Лилии ЗАГИРОВОЙ.
Фото Лилии ЗАГИРОВОЙ.
26-05-2017 (0) Просмотров: 1 340 Номер: 42(13118) Версия для печати