Когда «ананас» приятней, чем аванс
В минувшую пятницу, в полдень собрав в Малом зале труппу, которая устроилась в креслах с учетом социальной дистанции, Башкирский государственный академический театр драмы имени Мажита Гафури (увы, без активной поддержки зрительской аудитории, чья реакция уже давно стала традиционной частью всех самых ярких событий в жизни БАТД) по-семейному негромко и душевно закрыл свой юбилейный сотый сезон.
Впрочем, если учесть присутствие нескольких журналистов, зрители все-таки были, поскольку театральному народу по всем законам жанра всегда необходим свидетель его успехов, побед и открытий. На сей раз этими безмолвными «соглядатаями», спрятав лица под масками, что в этом пространстве вполне логично, и натянув чуть ли не до локтей перчатки, стали мы с фотокорреспондентом Лилией Загировой и наши коллеги – Лейла Аралбаева (агентство «Башинформ») и Ирина Шамсутдинова (интернет-портал «Культурный мир Башкортостана»).
Спикерами встречи были директор театра Иршат Файзуллин и главный режиссер БАДТ Айрат Абушахманов.
Несмотря на то что пандемия сильно повлияла на настроение артистического состава Башкирского академического, вынужденного принять условия самоизоляции и долго не показывавшегося в стенах родного театра, в час традиционного сбора труппы господа лицедеи в меньшей степени сокрушались и скорбели на предмет того, что в год столетия флагмана национального искусства республики в силу известных причин были порушены все их творческие планы и премьерные ожидания… В этот день все были настолько рады видеть друг друга – пусть в поле зрения попадало лишь по пол-лица, пусть объятья и рукопожатия были отменены, и этот пробел восполнили лишь учрежденные ныне касания локтями, но все равно, труппа была в сборе, и это единение после длительной разлуки давало ощущение невероятного подъема. В зале звучал смех, между рядами летали шутки и остроты, но все это разом стихло, когда слово взяли директор и главреж, коротко напомнившие всем о том, что в отпуск коллектив уходит с 1 июня, а возвращается после отдыха 20 июля. Руководство поблагодарило артистов за то, что в период самоизоляции БАДТ очень активно демонстрировал свой актерский темперамент в Сети, отличившись не только в акции «Бессмертный полк» и подготовке к 75-летию Великой Победы, но и в индивидуальных своих проявлениях, в онлайн-встречах со зрителями и других, как называет это республиканский Минкульт, «активностях». Скажу больше, эту деятельность в Сети заметили на уровне России и не без удовольствия внесли Башкирский академический в число тех, кто, не опуская рук, трудился, реализуя свою актерскую сущность в новом для всех формате.
Впереди у БАДТ множество творческих планов, в числе которых работа над спектаклем по пьесе Александра Николаевича Островского «Шутники», над постановкой по пьесе Мансура Гилязова «Бурлак», а также обращение к эпическому роману Тансулпан Гариповой «Буренушка», удостоенному Государственной премии РБ имени Салавата Юлаева. Прозвучали из уст Айрата Ахтямовича и такие названия, как «Гамлет» Уильяма Шекспира и «Чайка» Антона Павловича Чехова…
Далее шел разговор о реконструкции театра, которая также растянулась во времени из-за пандемии, И поскольку предвидеть такое никто не мог даже в страшном сне, Иршат Ишбулатович, в отличие от актерского состава, в отпуск уйдет позже других…
А еще по традиции поздравили новорожденных, отметивших свои «днюхи» в период самоизоляции. В частности, народную артистку Башкортостана Танзилю Хисамову, публичное празднование юбилея которой плавно уйдет в осень, и народного артиста РБ Алмаса Амирова, за бурной деятельностью коего в Сети пристально следит «Вечерка», и все эти беседы Алмаса Хадисовича при ясной луне вскоре станут темой большого подробного материала…
И под финал встречи состоялось традиционное же чествование тех артистов, которых по итогам ушедшего сезона члены худсовета назвали в числе лучших из лучших. Но особого внимания заслуживает удивительный факт: ныне, в связи с тем, что театр угодил в прокрустово ложе финансовой ситуации, спровоцированной карантином, и привычные конвертики с энными поощрительными суммами ушли в небытие, члены худсовета к торжественным «рамкам» и Благодарственным письмам для номинантов решили добавить свои личные «наградные» - кто коробку конфет, кто фирменную бутылку «огненной воды» или чудодейственного бальзама, помогающего в борьбе (Боже сохрани!) с COVID-19, а кто и столь необходимое актрисам украшение…
Самым изобретательным оказался главный художник театра Альберт Нестеров, больше всех сокрушался в процессе заседания худсовета по поводу того, что лауреаты года остаются без призовых. «Ну вручить хотя бы ананас! – с горячностью настаивал Альберт Валерьевич, так напирая на название экзотического плода, что протоколирующая выступления Эльвира Абдракипова, заслушавшись, написала: Альберт Нестеров жертвует номинантам собственный аванс. Это, конечно, шутка Айрата Абушахманова, вызвавшая бурную реакцию. Но Нестеров, хоть ананаса и не купил, зато вручил своему «лауреату» в номинации «Мастер золотые руки» - сотруднику БАДТ, сварщику цеха металлоконструкций Альфреду Кашапову (думаю, это его «золотые руки» варили остов декораций спектакля «Гульбустан») помимо диплома огромный арбуз, а это покруче ананаса будет…
Столько смеха в стенах БАДТ я давно не слышала. И это радует, поскольку никакая пандемия не заставит талантливых людей впасть в уныние и, перестав сопротивляться обстоятельствам, посыпать голову пеплом. В общем, мне остается только перечислить имена других лауреатов, в число которых вошли и те, кто в самые тяжелые дни пропагандировал БАДТ в Сети – актер Айдар Шамсутдинов («Платиновый ведущий») и главный специалист отдела маркетинга и рекламы театра, режиссер Руслан Юлтаев («Платиновая видеокамера»), которым вручили футболки с эмблемой БАДТ (с «платиновым напылением», я полагаю).
Итак:
«Лучшая мужская роль» - Олег Ханов за роль Кусербая в спектакле «Гульбустан» и Азамат Гафаров, за роль Хабира в спектакле «Любовница» (в таких случаях мнения членов худсовета разделились поровну).
«Лучшая женская роль» - Гульназ Хайсарова, за роль Гульбустан в одноименном спектакле.
«Лучшая мужская роль второго плана» - Хурматулла Утяшев, за роль Давлетбая в спектакле «Похищение девушки».
«Лучшая женская роль второго плана» - Светлана Хакимова, за роль Туктабики в спектакле «Похищение девушки».
«Лучшая эпизодическая роль» - Алмас Амиров, за роль Ирдавлета в спектакле «Похищение девушки», Алсу Бахтиева, за роль Латифы в спектакле «Шамсутдин и Шамсура».
«Лучший ансамбль» - актеры, участвующие в спектакле «От неба до земли», Лилия Галина, Альфира Загидуллина, Юнир Куланбаев, Мурат Рафиков; и актеры, участвующие в спектакле «Солдат-невидимка», Ильсур Баимов, Юнир Куланбаев, Артур Кунакбаев, Гузяль Маликова, Залия Халилова, Минзаля Хайруллина, Урал Аминов.
«Лучший дуэт» - Милена Сираева и Артур Кунакбаев, за работу в спектакле «Скамейка».
«Открытие сезона» - Айнур Ситдиков, за роль Котлыахмета в спектакле «Похищение девушки».
«Приз зрительских симпатий» - Гульназ Хайсарова, за роль Гульбустан в одноименном спектакле Айрата Абушахманова.
Уверяю вас, это далеко не все номинации, в рамках которых члены худсовета назвали победителей, достаточно сказать, что в число лауреатов вошли также балетмейстеры Ольга Даукаева и Алина Мустаева, сотрудничающие с БАДТ, с ними уважаемое собрание вышло на видеосвязь, поздравляя лауреатов с помощью все того же «платинового» Айдара Шамсутдинова. А еще был назван самый активный зритель – и это Дамир Тазетдинов из Татарстана; и спецпризом в удачно придуманной номинации «Семь девушек – семь звезд» были награждены семь красавиц из спектакля Ильсура Казакбаева «Похищение девушки» по пьесе Мустая Карима – Рамзия Хисамова, Танзиля Хисамова, Гузяль Маликова, Суфия Курбангалеева, Нурия Ирсаева, Ильсияр Газетдинова и Минзаля Хайруллина, которым Ильсур Казакбаев вручил сделанный по заказу торт с выведенным на нем названием номинации. Танцевать свою «бисовку» семь девушек на церемонии награждения не стали, но идею режиссера, по-моему, оценили по достоинству, отдав затем торту должное, благо и помощников было вокруг много.
Но и на этом список призеров не заканчивается, однако я уже не стану называть всех, тем более что на сайте театра вы найдете полный перечень героев дня.
Жаль прощаться с такими обаятельными и радушными хозяевами, но пора было и честь знать, тем более что перед летней разлукой коллективу надо побеседовать с главным режиссером и директором без лишних глаз и ушей. До свидания, Башкирский академический, хорошего отпуска! Осенью (а может быть, и раньше) увидимся в театре!
Илюзя КАПКАЕВА.
Фото Лилии ЗАГИРОВОЙ.
Фото Лилии ЗАГИРОВОЙ.
26-05-2020 (0) Просмотров: 1 441 Номер: 36(13415) Версия для печати