Ни перед чем они не оробеют!
«Вечерка» уже сообщала о том, что Глава Башкортостана Радий Хабиров вручил государственные награды деятелям культуры и искусства республики. Среди награжденных плеяда артистов Башкирского государственного театра оперы и балета. Солисты оперной труппы Лариса Ахметова и Артур Каипкулов стали народными артистами Республики Башкортостан, артисту оркестра Андрею Тирону (гобой, английский рожок) присвоено звание заслуженного артиста Республики Башкортостан, балерина заслуженная артистка России, народная артистка Башкортостана, лауреат Государственной молодежной премии имени Шайхзады Бабича и Государственной премии РБ имени Салавата Юлаева, лауреат международных конкурсов Гузель Сулейманова отмечена Почетной грамотой Главы Республики.
Порою слышишь: что там звание, главное - имя! Но что лукавить, наша российская жизнь такова, что почетные звания важны. Это признание, стимул к новым достижениям. Поэтому присвоение званий артистам БГТОиБ стало радостным событием и для самих награжденных, и для всего коллектива, и для многочисленных поклонников музыкального искусства.
Мне приятно и легко писать, потому что творческие пути этих артистов развивались на моих глазах. Работая в театре, я не пропускала их вводов в спектакли, премьер, выступлений в концертах и музыкальных гостиных, часто бывала на репетициях, писала об успехах, брала первые в их жизни интервью. И твердо знаю, основа достижений каждого – талант, школа, труд, труд и еще раз труд. И страстная, самоотверженная любовь к профессии.
…Помню, при первом разговоре с Ларисой Ахметовой меня поразило уже то, сколько ей пришлось учиться. С семи лет – музыкальная школа, потом училище, наконец - институт искусств: пять лет на фортепианном отделении и, когда поняла, что хочет стать оперной певицей, пять лет – на вокальном. Она мечтала попасть в оперный театр. Казалось, ничего больше в жизни не надо. И ее приняли в труппу после окончания учебы в 2001 году. Впервые перед публикой Лариса появилась в Музыкальной гостиной. Тема – камерная вокальная музыка Италии.
…Стихли последние ноты. Раздались аплодисменты, но Лариса еще не могла спуститься с небес, на которые должна была поднять себя, чтобы исполнить такое произведение, как Ave Maria Джулио Каччини. И только постепенно она стала осознавать, что это на ее пение так бурно реагирует зал. Первого признания публики в той Музыкальной гостиной Лариса не забудет никогда. И еще в тот момент она с благодарностью подумала о своей любимой Райсе Галеевне Галимуллиной, благодаря которой получила в УГИИ прекрасную вокальную школу.
Потом была Флора в «Травиате». Премьера прошла хорошо, и вдохновленная певица отважилась подойти к режиссеру спектакля «Севильский цирюльник» Рустэму Галееву, сказала, что хочет спеть Розину, главную героиню оперы. Ее давно привлекали россиниевские мелодии – искрометные, ликующие, оптимистичные. Она сама жизнерадостный человек, и эта музыка ей близка. Под нее хочется жить, творить, бегать, может, просто ребячиться. Когда готовила партию Розины, много прочитала о композиторе, его творчестве. Лариса сожалеет, что музыку Россини по большому счету мало знают и исполняют в России. Сама она первая в Уфе спела технически очень сложную арию Золушки из одноименной оперы Россини.
Но вернемся к Розине. Через месяц упорной работы Лариса, подобно своей героине, ликовала со сцены: «Ни перед чем я не оробею, и будет все, как я хочу!»
Лариса начинала петь как меццо-сопрано, позже так сложилось, что выбрала стезю сопрано. Переход был непрост, но она все преодолела.
Ныне Лариса Ахметова – примадонна БГТОиБ, дипломант международного и лауреат открытых республиканских конкурсов, теперь – народная артистка республики. Яркая, талантливая, в ее репертуаре несколько десятков главных и сольных партий в операх отечественной и мировой классики. До недавнего времени она одна исполнила партию Иоанны в «Орлеанской деве» Чайковского и по-прежнему единственная в труппе исполнительница сложнейшей партии Тоски в одноименной опере Джакомо Пуччини. Неизменная участница Музыкальных гостиных, концертных программ, любимица публики.
…Артур Каипкулов стал петь в театре еще студентом института искусств, с 2010 года солист оперной труппы. С самого начала поражал страстной жаждой освоить все. Ему хотелось петь и дона Базилио, и Мефистофеля… Но Салават Ахметович Аскаров, педагог в институте и наставник в театре, весьма бережно вел Артура по басовому репертуару. «Молод еще очень, – говорил он, – можно навредить!» Не разрешал петь куплеты Мефистофеля даже в концертных программах. К тому же басовые партии, в основном возрастные, требуют, помимо вокальных сложностей, перевоплощения, актерского мастерства. Так постепенно, начиная с небольших партий, участвуя в конкурсах, прослушивая записи великих певцов, Артур накапливал творческий багаж, совершенствовался. А в последнее время быстро, просто стремительно берет одну оперную вершину за другой. Ныне его репертуар насчитывает около сорока партий в русских, зарубежных, национальных операх. Большая заслуга в этом главного дирижера театра, музыкального руководителя многих постановок Артема Валентиновича Макарова. Он доверяет молодому певцу, дает большие, сложные роли. Зурга в «Искателях жемчуга» Жоржа Бизе, Мефистофель в «Фаусте» Шарля Гуно… И наконец – Аттила в одноименной опере Джузеппе Верди. Вот какие оперные глыбы освоил певец только за последние два года. Успехи не остаются незамеченными. Артур – лауреат Национальной оперной премии “Онегин”, обладатель диплома «Артист “Радио России”», лауреат международных и открытых республиканских конкурсов. Вполне заслужил звание народного артиста. Я очень рада за Артура. В будущем, уверена, он еще не раз порадует, потрясет, восхитит своих поклонников.
…Гузель Сулейманова, прима-балерина, любимица публики. Танцует на сцене с пятнадцати лет. Переняла высокую технику, артистизм у своего педагога Людмилы Васильевны Шапкиной. Сейчас ее пестует и Галина Георгиевна Сабирова. В начале года прошел творческий вечер балерины. Я бы назвала его гран-па Гузели Сулеймановой. Она показала, какой большой шаг сделала, то есть сколь многого достигла в любимом искусстве за четверть века верного ему служения. Ей есть что сказать зрителям. Мастерство, опыт, артистизм, одухотворенность… Все образы разноплановые: Мари, Одиллия, Кармен, Фригия, Китри… Да, это и есть настоящий профессионализм. А дается он талантом, великим трудом и сильным характером. Все это у Гузели есть.
Самая титулованная артистка балета БГТОиБ, она танцует во всех спектаклях театрального репертуара, а это около пятидесяти главных и сольных партий в балетах мировой и отечественной классики. Гузель Сулейманова давно заявила о себе как о балерине с мировым диапазоном. Многое далось через преодоление. Успехи, победы, награды перемежались с травмами, порой серьезными, а ушибов и ссадин не перечесть. Но всегда побеждали любовь и преданность любимой профессии. Еще в самом начале карьеры Гузель говорила: «Балет - это основа моей жизни. Это то, что занимает меня все время, поглощает мои мысли и чувства. Я преклоняюсь перед Его Величием».
Этому кредо балерина верна всегда. Каждой ролью подтверждает высоту профессиональной планки. Одна из последних работ – Фригия в балете «Спартак» Арама Хачатуряна в постановке Юрия Григоровича. Новая встреча с великим хореографом, новые бесценные уроки мастерства.
И после этого еще знаменательна встреча с талантливым, многогранным, обаятельным, неповторимым Владимиром Викторовичем Васильевым, работа в его известном всему миру балете «Анюта» на музыку Валерия Гаврилина, которая стала этапной в творчестве балерины.
А кроме всего, не отрываясь от работы в театре, Гузель получила несколько высших образований. Окончила Казанскую академию культуры и искусства по специальности «педагог-хореограф», защитила магистерскую диссертацию по специальности «арт-менеджмент» в Санкт-Петербурской академии русского балета имени Агриппины Вагановой. В настоящее время заканчивает обучение в магистратуре Башкирской академии государственного управления при Главе Республики Башкортостан по направлению «Государственное и муниципальное управление».
Гузель не из тех, кого пугает скоротечность профессии танцовщика. Будущее она себе обеспечила. Сейчас балерина на пике творчества и собирается танцевать на сцене еще не один сезон. Почетную грамоту Главы Республики восприняла с радостью. На своей странице в «Фейсбуке» написала: «Это моя первая награда, полученная из рук Радия Фаритовича Хабирова. Спасибо за высокую оценку моего труда, в который я вкладываю все свои силы, эмоции, время - свою жизнь! Эта награда будет вдохновлять меня на новые творческие взлеты, мотивировать и далее развиваться на профессиональном поприще, прилагать все усилия ради того, чтобы культура и искусство в любимой Уфе, родной республике только процветали!»
Нина ЖИЛЕНКО.
Фото Александра ДАНИЛОВА и Лилии ЗАГИРОВОЙ.
3-07-2020 (0) Просмотров: 1 738 Номер: 46(13425) Версия для печати