$ - 100.2192
€ - 105.8090

ЧИТАЙТЕ В НОМЕРЕ

Горячая биография огнеборцев столицы

Пронзая столетья, зажигая сердца…

«Ещё книги – будут!»

Девятьсот пятьдесят шагов по улице Уфимской

Душа кочующего театра, или Праздник на нашей улице

И со сцены шагнёт «Неизвестный солдат»…


И со сцены шагнёт «Неизвестный солдат»…

В преддверии Дня Великой Победы, 5 мая, в Большом зале Башкирской государственной филармонии имени Хусаина Ахметова состоится премьера особого проекта: прозвучит кантата «Неизвестный солдат» на стихи Мустая Карима. Автор музыки – молодой уфимский композитор, член Союза композиторов Республики Башкортостан, член Союза композиторов России, лауреат всероссийских и международного конкурса Алина Ахметова.

Впервые вокально-инструментальное произведение крупной формы, написанное специально, будет исполнено Национальным оркестром народных инструментов Республики Башкортостан (художественный руководитель и главный дирижер – лауреат Государственной молодежной премии РБ имени Шайхзады Бабича Линар Давлетбаев) и Государственной академической хоровой капеллой РБ имени Тагира Сайфуллина (художественный руководитель и главный дирижер – лауреат Государственной молодежной премии РБ имени Шайхзады Бабича Алсу Хасбиуллина).
Надо сказать, что до этого у коллективов уже были совместные проекты, где исполнялись сочинения малых форм, которые стали своеобразным «трамплином» в создании совместного масштабного проекта.
Кантата «Неизвестный солдат» состоит из пролога, восьми частей и эпилога. В ней представлен обобщенный образ солдата: это и патриот, и чей-то любящий сын, и чей-то верный товарищ. Главная тема кантаты – подвиг «неизвестного солдата» и память о нем. Эта тема рефреном проходит через всё произведение. Кантата исполняется на башкирском языке.
А кто лучше авторов и постановщиков может рассказать о редстоящей премьере? Верно, никто! Слово – участникам творческой команды.

Алина АХМЕТОВА:
- О написании крупного вокально-инструментального сочинения для Государственной академической хоровой капеллы и Национального оркестра народных инструментов я впервые задумалась год назад. Так совпало, что практически в тоже время Линар Талгатович Давлетбаев предложил мне написать сочинение кантатно-ораториального жанра для НОНИ и капеллы на башкирском языке. Я была удивлена и обрадована такому совпадению.
Всегда очень сложно начинать новое: и если я берусь за написание кантаты – о чем она будет?
Как искать литературный материал на башкирском языке, если я им не владею? С чего начать?
В результате долгих поисков и размышлений я остановилась на творчестве нашего замечательного поэта Мустая Карима, решив взять за основу будущей кантаты его поэзию. Началась долгая и кропотливая работа по созданию литературной основы произведения. Это был и просмотр домашней библиотеки, и посещения отдела башкирской литературы городской библиотеки. Мне были необходимы сборники стихов поэта как на башкирском, так и на русском языках. Сильно затруднял работу то, что зачастую на не подошедшие мне переводы тихов на русский язык было чень трудно найти первоисточник на башкирском. А на некоторые стихи на башкирском не находился перевод на русский язык.
За помощью в работе с литературой я обратилась к своей маме, Фирузе Назифовне Ахметовой. Она помогала мне выбирать стихи на башкирском и переводить их. Это был долгий, трудоемкий и тяжелый процесс работы с литературой. В период освоения материала и состоялся выбор тематики – кантата будет посвящена войне.
В поэзии Мустая Карима все перипетии войны отражены глазами простого солдата. Это и стихи, сочиненные в окопах, и стихи, написанные уже в мирное время. Ведь война никогда не отпускает память! И в результате поисков различных стихов поэта начал складываться сюжет будущей кантаты. Название «Неизвестный солдат» пришло как-то сразу, и другие варианты не рассматривались: у Мустая Карима есть одноименное стихотворение, которое в кантате является ключевым.
Работа по построению сюжетной линии кантаты была, несомненно, творческой. Иногда приходилось ломать уже построенный сюжет, чтобы реализовать новые идеи. Подбор стихов, который бы обеспечил раскрытие темы, занял много сил и времени. Кроме того, это время совпало с началом объявленного режима самоизоляции в стране: закрылись библиотеки; все это отнюдь не помогало в работе. Следующий этап - сочинение музыкальной основы - был самым вдохновенным! Все получалось легко, само собой, будто музыка сама себя рождала. В процессе создания музыки я испытала такой шквал различных эмоций, что иногда наступали моменты, когда становилось психологически тяжело от осознания произошедших в нашей истории страшных событий, которые, порой казалось, невозможно отразить с помощью музыки.
Музыкальная основа кантаты была написана быстро, на одном дыхании. Далее предстояла кропотливая работа по оркестровке и проработке каждого номера произведения в отдельности. Но невозможно было сразу взяться за это. Необходимо было время, чтобы осмыслить кантату, дать ей «дозреть», прежде чем ей родиться. К оркестровке я вернулась только спустя три месяца.
Огромную работу по оркестровке удалось выполнить в кротчайшие сроки - за месяц! Премьера кантаты должна была состояться в октябре 2020 года.
Этап подготовки реализации проекта был очень плодотворным, интересным и насыщенным. Меня вдохновляли репетиции с НОНИ, и каждый раз я вносила какие-то коррективы и дополнения. Но творческим планам помешала новая волна COVID-19, и премьеру пришлось отложить более, чем на полгода.
...Пройден длинный путь создания произведения, проделана огромная работа. История военных лет в поэзии Мустая Карима получила современное отражение в музыке, и теперь кантата «Неизвестный солдат» готова обрести своего слушателя. Премьера состоится 5 мая 2021 года.

Алсу ХАСБИУЛЛИНА:
- Кантата Алины Ахметовой «Неизвестный солдат» концентрирует в себе традиции и башкирской профессиональной музыки, и мирового, и отечественного искусства. Мы в этой связи можем вспомнить сочинение Загира Исмагилова – кантату «Бессмертие», которая была написана также на слова Мустая Карима. Чувствуется влияния такого автора, как Мурад Ахметов, который, безусловно, внес новое слово в развитие композиторской техники. Его сочинения в подобном жанре представляют собой многочастную структуру, в которых непременно присутствует сквозная идея. Например, его Симфония №4 «Реквием – узункюй» с участием хора.
Нахожу я и параллели с кантатой Сергея Прокофьева «Александр Невский»: та же многочастная структура, мощная кульминация, сквозное развитие.
Здесь же и такой ключевой драматургический момент как оплакивание, реквием по умершим.
Ощущается и преемственность со стилем современного британского композитора Карла Дженкинса. Он известен широкому кругу любителей музыки как автор многих саундтренков. Но он и автор музыки академического направления. Например, его «Месса мира». В этом сочинении тоже обращение к теме Второй мировой войны, тема космополитизма.
Алина в новой кантате смогла сконцентрировать достижения мирового музыкального искусства, в том числе и достижения наших национальных композиторов. Широко использован башкирский мелос.
Уникальным является тот факт, что сочинение специально создано для Национального оркестра народных инструментов и хора.
Репетиционная работа шла с воодушевлением. Сама священная тема в преддверии великого праздника еще больше всех вдохновляла. Заряжала и сама музыка, написанная Алиной Ахметовой. Надеемся, что премьера состоится во всех смыслах!

Линар ДАВЛЕТБАЕВ:
- Во время первых репетиций я выходил к музыкантам и ощущал себя просто человеком, пришедшим со стороны, стоящим между оркестром и хором. Я знал, что что-то должно произойти в переосмыслении музыки… И вот как-то ночью, когда я вышел на веранду, во мне зазвучала мелодия – это была партия баритона из кантаты. Я ее напеваю, мне приходит ответ теноров, басов. Быстро достал партитуру, понял, что именно надо доработать в ней. Хорошо, что Алина – автор музыки находится в постоянном контакте и сотворчестве. Не секрет, что новое произведение буквально создается в совместной работе композитора и дирижера.
Я давно мечтал о масштабном произведении, специально написанном для нашего коллектива – Национального оркестра народных инструментов. Алина сразу вдохновилась идеей.
Начнем мы выступление с сочинений в этом жанре Загира Гариповича Исмагилова – «Бессмертие», «Я – россиянин!», тем самым покажем преемственность традиций.
Кантата пронизана стихией песенности, мелоса. А что главное в песне? Слова! А здесь – потрясающая поэзия Мустая Карима. Алина – великолепный мелодист. Я уверен, что премьера станет событием!
Ждем, дорогие друзья, на премьере! Поклонимся великим тем годам!

Марина ЛУГОВАЯ.
НА СНИМКЕ:фрагмент репетиции.
Фото Артура ГИЛЬМАНОВА.

Дата создание новости 30-04-2021   Комментарии (0)   Просмотров: 1 013     Номер: 30(13500)     Версия для печати

19 ноября 2024 г. №81(13825)


«    Ноябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 





ВАКАНСИЯ

Редакция газеты «Вечерняя Уфа» примет на работу корреспондента с опытом работы. Зарплата по результатам собеседования (оклад плюс гонорары). Резюме присылайте на почту ufanight@rambler.ru с пометкой «корреспондент». Обращаться по телефону: 286-14-65.



 
© 2011-2023, Редакция газеты «Вечерняя Уфа»
Использование материалов без письменного согласия владельца сайта запрещено.