Под сводами БГТОиБ бьётся «Музыкальное сердце театра»!
В минувший понедельник, 11 октября, в Новосибирском академическом театре оперы и балета состоялось торжественное вручение Национальной премии «Музыкальное сердце театра», учрежденной в рамках комплексного культурного проекта, объединившего одноименный Национальный фестиваль и уже упомянутую премию. И поскольку одной из высших наград этого форума удостоен ныне главный дирижер Башкирского государственного театра оперы и балета, народный артист Башкортостана, лауреат Национальной театральной премии «Золотая Маска» Артем Макаров, «Вечерка» чуть подробнее расскажет своим читателям об этом уникальном явлении в российской культуре.
Начнем с того, что с момента создания в 2005 году Национального фестиваля «Музыкальное сердце театра» данный проект объединил под своими знаменами драматические и музыкальные коллективы нашей страны, «рассказывающие в своих спектаклях истории, в сердце которых – музыка».
В разные годы Национальной премией «Музыкальное сердце театра» за выдающиеся творческие достижения в области музыкального театра были отмечены народные артисты СССР Татьяна Шмыга, Владимир Зельдин, Марк Захаров; народные артисты России Николай Караченцов, Геннадий Гладков… Лауреатами премии становились композиторы Максим Дунаевский, Александр Журбин, Александр Колкер; поэт и драматург Юлий Ким; актеры Юрий Веденеев, Екатерина Гусева, Теона Дольникова, Максим Леонидов; за продюсерскую деятельность были награждены Михаил Швыдкой, Александр Калягин…
Этот Национальный фестиваль – единственный из обращенных к широкой зрительской аудитории театральных конкурсов, фокусирующий внимание исключительно на музыкально-драматических спектаклях, современных операх, рок-операх, операх-драмах, саунд-драмах, мюзиклах, опереттах и экспериментальных формах, поощряющий их создателей и исполнителей. Миссией своей организаторы фестиваля избрали поддержку и популяризацию произведений музыкального театра, выявление новых идей и форм, содействие молодым авторам и исполнителям.
…Чуть позже организаторы сосредоточили свои усилия на создании театральных и образовательных проектов совместно с репертуарными театрами.
Проект реализуется при поддержке Министерства культуры Российской Федерации, Министерства культуры Новосибирской области, «Больших гастролей» и Союза театральных деятелей РФ в партнерстве с Новосибирским академическим молодежным театром «Глобус».
Ныне фестиваль был представлен в обновленном формате. События, включенные в программу феста, с 1 по 11 октября проходили в Новосибирске, где сильны традиции музыкального театра, а достижения в сфере искусства отмечены различными профессиональными премиями. Кроме собственно фестиваля и церемонии награждения, важной частью форума стала лаборатория с мастер-классами и презентацией проектов музыкальных спектаклей. Куратором лаборатории был лауреат «Золотой Маски» режиссер Алексей Франдетти.
С нынешнего года Президентом фестиваля и премии стал народный артист России, композитор Максим Дунаевский.
В составе Экспертного совета премии, в который ныне вошли члены Академии современного музыкального театра: Сергей Бирюков – редактор отдела культуры и музыкальный обозреватель газеты «Труд», член Ассоциации музыкальных критиков, Ассоциации театральных критиков, кандидат искусствоведения; Карина Вартанова – кандидат искусствоведения, доцент кафедры зарубежного театра РАТИ (ГИТИС), автор спецкурса «Мюзикл – эволюция жанра»; Сергей Коробков – заслуженный деятель искусств России, лауреат премии Правительства РФ, лауреат премии имени Сергея Дягилева, кандидат искусствоведения, профессор, главный редактор журнала «Большой театр»; Марина Коростылева – руководитель информационных проектов канала «Культура», шеф-редактор программ «Главная роль», «Новости. Подробно. Театр», театровед, преподает на актерском факультете ВГИКа («история театра»); Елизавета Мазихина – главный специалист музыкальных театров организационно-творческого отдела Центрального аппарата СТД России.
Из шорт-листа жюри выбрало самых достойных по восемнадцати конкурсным номинациям: Лучшая пьеса (автор/перевод); Лучший текст песен (автор/перевод); Лучшая музыка (композитор); Лучшая оркестровка (аранжировщик); Лучший музыкальный руководитель; Лучший дирижер; Лучшее пластическое решение (хореограф); Лучшая сценография (художник-сценогораф); Лучшие костюмы (художник по костюмам); Лучшее световое оформление (художник по свету); Лучшая исполнительница роли второго плана; Лучший исполнитель роли второго плана; Лучшая исполнительница главной роли; Лучший исполнитель главной роли; Лучший режиссер; Лучший продюсер; Лучший спектакль для детей и подростков; Лучший спектакль.
Учреждены и специальные премии: Гранд-премия за выдающиеся творческие достижения (решение выносится Президентом премии); За поддержку (представитель органов государственной власти); За партнерство (спонсор, меценат, информационный партнер); Премия зрительских симпатий (определяется по итогам зрительского голосования).
Башкирский государственный театр оперы и балета участвовал в форуме, представив на суд жюри одну из недавних своих премьер (декабрь 2020 года) – комическую оперу Жака Оффенбаха «Герцогиня G» («Герцогиня Герольштейнская»), которую воплотили на сцене Аксаковского народного дома режиссер-постановщик Филипп Разенков, музыкальный руководитель проекта и дирижер Артем Макаров, сценограф Эрнст Гейдебрехт, художник по костюмам Татьяна Ногинова, художник по свету Ирина Вторникова, хормейстер-постановщик Александр Алексеев, режиссер по пластике Татьяна Безменова… И, конечно, симфонический оркестр БГТОиБ и замечательная труппа нашего театра!
Претендовали полпреды Башкортостана на «Музыкальное сердце театра» по четырем позициям – Лучший дирижер (Артем Макаров), Лучшая сценография (Эрнст Гейдебрехт), Лучшие костюмы (Татьяна Ногинова) и Лучшая исполнительница главной роли (Регина Звегинцева – Герцогиня Герольштейнская).
…И вот наступил час икс. Те, кто следил в Сети за церемонией награждения онлайн, видели, как радовалась, услышав со сцены имя Артема Макарова, вся наша команда во главе с генеральным директором Башкирского государственного театра оперы и балета Ильмаром Альмухаметовым и примкнувшим к уфимцам режиссером Филиппом Разенковым, некогда главным режиссером БГТОиБ, а ныне художественным руководителем Свердловского государственного академического театра музыкальной комедии, представлявшим на Национальном фестивале «Музыкальное сердце театра» рок-мюзикл «Фома» по песням Юрия Шевчука, который он поставил в Новосибирском музыкальном театре (и «Фома» таки победил сразу по трем позициям, в том числе и в номинации «Лучший режиссер», с чем мы Филиппа Сергеевича и поздравляем!).
А затем Артем Валентинович, принявший из рук организаторов заветную статуэтку победителя, которую венчает изображение скрипичного ключа, поблагодарив жюри и учредителей премии, волнуясь, но в то же время подробно, стараясь не забыть ни одного человека, который имел отношение к работе над этим спектаклем, называл имена своих соратников по постановке «Герцогиня G», в версии БГТОиБ ушедшей от традиционной оперетты и после непростых трудов преобразившейся фактически в мюзикл, сквозь призму событийного ряда которого создателям удалось очень остроумно с известной долей изобретательности и даже с элементами сарказма взглянуть (вы не поверите!) на дни нашей жизни… И все ее, этой жизни, несовершенства и пороки, в том числе и человеческие, меркнут перед бытийной силой, которой исполнена искристая, эмоциональная, яркая музыка Оффенбаха, в контексте данной постановки подчинившаяся точному жесту, взмаху дирижерской палочки, музыкальной эрудиции, идеям и мысли маэстро Макарова!
И пока я лично думала обо всем этом, Артем Валентинович рассказывал доброжелательным, внимавшим ему с большим интересом зрителям, собравшимся в зале Новосибирского академического театра оперы и балета, о том, как в один прекрасный день к нему с партитурой «Герцогини…» пришел Филипп Разенков и увлек его своей идеей, как они отправились к гендиректору театра, и Ильмар Альмухаметов почему-то не выгнал их, ошарашенный концептом, предполагающим ревизию произведения Оффенбаха, напротив, он поддержал идеологов преобразований, очень заинтересовавшись. Далее Артем Макаров поблагодарил оркестр и весь коллектив и создателей, и театра, всех солистов, хор… В общем, я слушала, радуясь тому, как живо, аплодисментами, откликается зал на слова нашего маэстро, и думала о том, что Музыкальное сердце российского театра бьется и в дирижерской БГТОиБ. Впрочем, не только в дирижерской, но и в каждом уголке этого прекрасного храма искусств отзывается биение пламенного мотора, доказывая, что действительно в сердце каждого спектакля БГТОиБ – музыка!
Илюзя КАПКАЕВА.
Фото Лилии ЗАГИРОВОЙ.
Фото Лилии ЗАГИРОВОЙ.
15-10-2021 (0) Просмотров: 919 Номер: 72(13542) Версия для печати