$ - 102.5761
€ - 107.4252

ЧИТАЙТЕ В НОМЕРЕ

Горячая биография огнеборцев столицы

Пронзая столетья, зажигая сердца…

«Ещё книги – будут!»

Девятьсот пятьдесят шагов по улице Уфимской

Душа кочующего театра, или Праздник на нашей улице

День, когда музы посещают библиотеку


День, когда музы посещают библиотеку

Прекрасные музы спустились с Олимпа, чтобы приветствовать зрителей на юбилейном вечере театра книги «Балаганчик». Неудивительно, ведь Терпсихора, Каллиопа, Талия и Мельпомена посетили наш мир 24 марта, как раз накануне Всемирного дня театра, а произошло это в Башкирской республиканской специальной библиотеке для слепых имени Макарима Хусаиновича Тухватшина. В роли муз выступили актрисы «Балаганчика».

Пять лет – много это или мало? Кто-то скажет – совсем немного. И будет неправ – ведь в «Балаганчике» играют актеры либо слабовидящие, либо незрячие. То, что их театр существует – большая радость для них и прикосновение к прекрасному для зрителей.
- Как зародилась идея создания театра? У инвалидов по зрению несколько снижен интерес к чтению (не у всех, конечно, но у многих). Чтобы его разбудить в людях, сделать их мир многогранней, шире, ярче, более наполненным, подарить новое общение, мы сначала решили сделать одну постановку с нашими читателями, - рассказывает директор Специальной библиотеки для слепых имени Тухватшина Айгуль Аминева. - Ею, этой первой ласточкой, стал «Сказ про Федота-стрельца, удалого молодца» Леонида Филатова. Это было пять лет назад. Мы ее даже засняли. Всем очень понравилось. И подумали – раз так, почему бы не работать дальше? Так у многих наших читателей началось возрождение интереса к чтению через театр. Потому он и получил название «Театр книги».
- Сейчас в репертуаре «Балаганчика» преимущественно русские и башкирские классики. Мы поставили уже немало пьес. Не всегда это целое произведение, где-то ставили эпизоды, сцены, скетчи: «Ревизора» Гоголя, «Женитьбу Белугина» Островского, «Где тонко, там и рвется» Тургенева, «Сказку о попе и работнике его Балде» Пушкина, - продолжает рассказ заместитель директора по связям с общественность Олег Кушнерук. - Скетчи по рассказам Чехова получились очень веселыми и смотрятся замечательно, они были приняты на ура. Поставили также пьесы по произведениям Марселя Салима и первую часть трагедии «В ночь лунного затмения» Мустая Карима.
Она интересна тем, что сцен очень много, задействованы почти все артисты. Всего у нас играют до 15 актеров, а состав периодически меняется. Увы, время не стоит на месте, люди уходят. Сегодня мы смотрим самый первый вариант записи «Про Федота-стрельца…». Там задействованы актеры, которых уже нет с нами… Знаете, общение инвалидов по зрению ограничено семьей или подобными себе людьми. Оно замкнуто на родственниках, близком окружении, специалистах, которые их обслуживают… Поэтому в «Балаганчике» организовался собственный коллектив, они любят и знают друг друга и, конечно, помнят ушедших. Услышать тех, кто уже не с нами, почувствовать их рядом, вспомнить былые счастливые дни… Люди этим очень дорожат.
- Мы начали работать с 2017 года, сегодня у нас первый юбилей. Сегодня мы увидим фрагменты из самых значимых постановок, которые сделаны нами за пять лет, - объясняет руководитель театра книги «Балаганчик» Марина Иванова. - К юбилею Федора Михайловича Достоевского мы решили поставить «Дядюшкин сон». Я, разумеется, смотрю, кто из наших артистов лучше всего подходит на ту или иную роль. Мы встречаемся, разговариваем, читаем по ролям. Если это инвалид по зрению, пишем текст для него по Брайлю, слабовидящим делаем крупный шрифт. Изучаем характер героя, входим в образ. Когда человек готов, а бывает это не с первого и не со второго раза, в зависимости от сложности произведения, репетируем, сколько нужно для полного вхождения в роль. На втором этапе мы записываемся у нашего звукорежиссера. Потом подбираем музыку, накладываем ее. И когда материал готов, мы его включаем как фонограмму и начинаем осваивать сцену. Отрабатываем мимику, все движения – и это, наверное, самый сложный процесс: как себя вести, показать наилучшим образом, а невидящим людям ориентироваться на сцене, сами понимаете, очень непросто. Так и работаем.
О наших актерах. Ильдар Мансуров – очень яркий артист, не уступают ему Чулпан Ракаева, Рамзия Тарасова, Руслан Карачурин, Ринат Сулейманов, Олег Бугров, Рима Хусаинова, Зарема Сулейманова…
Хотелось бы, конечно, чтобы мы и в дальнейшем занимались, работали, встречались почаще. Надеюсь, с улучшением эпидемиологической обстановки так и случится. На этот год мы запланировали отметить юбилей Тэффи и сделать что-то типа капустника к Новому году. Возможно, поставим одну из пьес Чехова. Это всегда актуально и интересно. Очень любим рассказы Аркадия Аверченко.
…И вот свет в зале гаснет, и на экране появляются сначала герои «Федота-стрельца» - веселые, яркие, забавные… На смену им приходит запись спектакля «В ночь лунного затмения». В небольшом отрывке актерам удается показать безысходность и отчаянье, происходящие от «затмения сердец», но до конца проникнуться трагичностью образов великого Мустая Карима не получается, потому что театральная волшебная палочка переносит нас прямиком в «Дядюшкин сон» - здесь зритель и посмеется, и ужаснется, и задумается…
- Актеры - большие молодцы! Они так замечательно играют, мы всегда идем в «Балаганчик» с удовольствием и с предвкушением радости. Здесь люди с нарушением зрения, во-первых, заняты, во-вторых – не одиноки, - утверждает благодарный зритель Райса Закиевна. - Подготовка к роли, а потом и сама игра развивает интеллект, память. Участие в творчестве – мотивация для жизни. А как обогащает душу прикосновение к прекрасному! Ставят классику, чему я очень рада. Воспринимается она иначе, чем в школьные годы. Оно и понятно. Из современных писателей мало кого хочется читать. А произведения тех, кого ставят в «Балаганчике», – настоящее искусство, и оно с нами навечно. Человеку с нарушением зрения не так просто найти занятие по душе, а в «Балаганчике» всем найдется место, пусть даже в качестве зрителя.
Стоит ли говорить, что актеры театра книги «Балаганчик» - постоянные участники и желанные гости многих праздничных концертов, проводимых как на городском, так и на республиканском уровнях.
За пять лет своей работы самодеятельный коллектив был удостоен ряда наград: 2018 год – третье место в Республиканском фестивале актерского мастерства «Театральная маска» за исполнение скетчей по произведениям А.П.Чехова; в 2019-м проект «Театр книги «Балаганчик» стал победителем общественной городской премии «Достояние столицы»; 2020 год – первое место на Республиканском фестивале ВОС актерского мастерства среди людей с нарушениями зрения «Театральная маска» со сказкой Леонида Филатова «Про Федота-стрельца, удалого молодца»; в том же году – Диплом участника Межрегионального экологического фестиваля художественного творчества инвалидов по зрению «Мир, в котором я живу», прошедшего в Самаре.
В настоящее время самодеятельный коллектив незрячих и слабовидящих актеров готовит к постановке скетч по рассказу Тэффи «Счастливая любовь», сцены из водевиля «Фиктивный брак» русского писателя и драматурга Владимира Войновича.

Ирина ШЕМАТОНОВА.
НА СНИМКЕ: фрагмент спектакля «Дядюшкин сон».
Фото Олега КУШНЕРУКА.


Дата создание новости 29-03-2022   Комментарии (0)   Просмотров: 841     Номер: 21(13583)     Версия для печати

22 ноября 2024 г. №82(13826)


«    Ноябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 





ВАКАНСИЯ

Редакция газеты «Вечерняя Уфа» примет на работу корреспондента с опытом работы. Зарплата по результатам собеседования (оклад плюс гонорары). Резюме присылайте на почту ufanight@rambler.ru с пометкой «корреспондент». Обращаться по телефону: 286-14-65.



 
© 2011-2023, Редакция газеты «Вечерняя Уфа»
Использование материалов без письменного согласия владельца сайта запрещено.