$ - 100.6798
€ - 106.0762

ЧИТАЙТЕ В НОМЕРЕ

Горячая биография огнеборцев столицы

Пронзая столетья, зажигая сердца…

«Ещё книги – будут!»

Девятьсот пятьдесят шагов по улице Уфимской

Душа кочующего театра, или Праздник на нашей улице

Королева Замка красоты Посвящение народной артистке Башкортостана Людмиле Шапкиной


Королева Замка красоты Посвящение народной артистке Башкортостана Людмиле Шапкиной

Во время репетиции в балетном зале.

- Все. Больше не танцую…Сначала я не поверила, думала – шутка. Представить себе уфимский балет в 1990-е годы без Людмилы Шапкиной немыслимо. Прима. Безусловная и единственная. Она – Одетта-Одиллия, Жизель, Мирта, Китри, Фригия, Сильфида, Аврора, Мария, Золушка, Вакханка, Лиза, Шафак… Почти все ведущие партии. Да, возраст: сорок шесть лет, рекорд в труппе долголетия балерины. Да, партнеры – сплошные ученики. Но форма идеальная! И кто заменит?!

Тем не менее решение принято, и Людмила Шапкина после двадцати восьми лет плодотворной, самоотверженной танцевальной судьбы оставила сцену. Было больно, тяжело. Но это жизнь, понимала она, и такой момент неизбежно настает. Смириться с этим трудно.
- Года два я была в прострации, – вспоминала позже Людмила Васильевна, – чувствовала себя совершенно никчемной. И это при том, что работы было полно и в училище, и в театре. А все равно ощущение, будто половину тебя отрезали, долго еще не покидало. Как это – утром не нужно идти на класс… Не будет репетиций, спектаклей, зрителей… Постепенно свыклась.

Королева Замка красоты Посвящение народной артистке Башкортостана Людмиле Шапкиной

Знаю балерину Шапкину с 1970-х годов. Выпускница Пермского хореографического училища, воспитанница самой Людмилы Сахаровой дебютировала в 1971 году партией Мари в балете Петра Чайковского «Щелкунчик», он шел тогда у нас в хореографии Василия Вайнонена. В это время в БГТОиБ было много замечательных балерин и не столь богат репертуар. Конкуренция ощущалась остро. Но наша героиня понимала: если судьба подарила тебе балет и тебя признали балериной, ты обрекла себя на каждодневный каторжный труд. Прошла кордебалет, по ее собственному выражению, от корки до корки. Перетанцевала сольные номера, «двойки», «тройки» во всех спектаклях. Была палочкой-выручалочкой: всегда в безукоризненной технической форме, она часто подменяла заболевших прим. Ей оставалось только порядок выучить. Даже такие сложные партии, как Аврора в «Спящей красавице» и Мария в «Бахчисарайском фонтане» освоила за три дня. Так и сама стала примой.
Техника у нее всегда шла вслед за образом. Непременно почувствовать характер, драматизм ситуации, конфликт. А чувства уже выносили ее в туры, прыжки, пируэты. Чем острее характер, тем больше огня в танце, ярче кураж. Каждый выход Шапкиной на сцену нес в себе экспрессию, определенный заряд и настроение. Свои энергию, волю, интеллект балерина ориентировала на создание образа. Если считаешь себя артисткой, ты должна даже в старом классическом балете почувствовать и донести до публики биение пульса современной жизни и в этом находить творческую удовлетворенность и счастье. Людмила Шапкина так и делала: из своей души, темперамента, труда и мастерства создала галерею самых ярких героинь мировой классики.
Не случайно в 1994 году Союз театральных деятелей Башкортостана удостоил Людмилу Шапкину премии имени Бедер Юсуповой, выдающейся башкирской актрисы, за партию Одетты-Одиллии в спектакле «Лебединое озеро». Сколько нужно мастерства, души, темперамента, чтобы сотворить два остро контрастных образа! Да так, что публика долго не могла прийти в себя после потрясения.
И более позднее признание: в 2011 году Людмила Васильевна стала лауреатом премии Союза театральных деятелей России имени Екатерины Максимовой.
Больше всего она боялась штампов, повторения. Ведь в любом образе всегда можно найти новые нюансы. Это непреложная истина. Можно двадцать лет танцевать одну партию и все двадцать лет делать это по-разному. Человек взрослеет, меняются его знания, представления о мире, меняется и понимание героя.
А как Шапкина готовилась к спектаклю! Приходила в театр рано – за три-три с половиной часа. Не могла выйти на сцену «с разбегу», нужно было погрузиться, продумать прическу. Удивительно, но каждый раз они с гримерами сочиняли что-нибудь новенькое. Потому что даже прическа действует на то внутреннее состояние, с которым артист выходит на сцену. Если балерина чувствует себя комфортно, уверена, что она прекрасно выглядит, что у нее та самая прическа и то самое платье, она и роль свою подаст глубже, выразительнее. И зритель получит большее удовольствие. Вот такой «фанатизм» в хорошем смысле.
За долгую сценическую жизнь партнерами Людмилы Шапкиной были Ильдус Хабиров, Шамиль Терегулов, Алик Бикчурин, Рауф Насыров, Альберт Валеев, Руслан Мухаметов… С Владимиром Шапкиным, супругом, танцевали более пяти лет, до его пенсии. А потом… В начале 1990-х годов в театре сложилась непростая ситуация: сольные партии танцевать было практически некому. Тогда Шамиль Терегулов, художественный руководитель балетной труппы, принял решение – пригласить в театр третьекурсников Уфимского хореографического училища (ныне – колледж). У него был сильный класс, ребята могли справиться, а вот с девочками была проблема. Людмила Васильевна берется вводить в спектакли молодежь. С Романом Рыкиным практически вдвоем несколько лет тянули весь репертуар. В премьере «Тщетной предосторожности» она танцевала с Дмитрием Доможировым. Через некоторое время подросли девочки, и Людмила Шапкина стала готовить их на свои партии.
С 1992 года Людмила Васильевна совмещала сценическую деятельность с педагогической в Башкирском хореографическом колледже имени Рудольфа Нуреева. С 1998 года еще и педагог-репетитор балетной труппы Башкирского государственного театра оперы и балета.
- В нашем деле пахать и пахать надо, - не устает повторять Людмила Васильевна. - И любить до фанатизма. Пока семь потов не сойдет, ничего не получится, даже самый большой талант растает.

Королева Замка красоты Посвящение народной артистке Башкортостана Людмиле Шапкиной

В балете «Жизель» с Владимиром Шапкиным.

Внушает это своим ученикам. Нежно относится к малышам, вспоминая, наверное, как ее саму совсем крохой мама привела в балетную студию хабаровского Дворца пионеров. Она строга к ученикам, но не теряет доброты и мягкости. Ибо не забыть, сколько натерпелась от своего педагога в Пермском училище – знаменитой, но жесткой до жестокости Людмилы Сахаровой. Душу ребенка легко надломить… Замкнется, закомплексует, а для будущего артиста это губительно.
- Стараюсь никого не выделять среди учеников. Безусловно, я сразу вижу, из кого получится прима, а кто будет на вторых ролях. Но озвучивать это не считаю нужным. Если и говорю, то не для того чтобы обидеть, а дабы разозлить. Любой комментарий должен быть сказан с иронией, с юмором. На меня не обижаются. Главное, чтобы в классе не было зависти, дети не должны делиться на любимчиков и обделенных вниманием.
Среди воспитанников Людмилы Васильевны – прима-балерина театра, заслуженная артистка России, народная артистка Башкортостана, лауреат международных конкурсов, лауреат Государственной премии РБ имени Салавата Юлаева и Государственной молодежной премии РБ имени Шайхзады Бабича Гузель Сулейманова, прима-балерина, народная артистка Башкортостана Валерия Исаева, заслуженный артист Башкортостана Артур Новичков, заслуженная артистка Башкортостана Софья Саитова (Гаврюшина), яркая характерная танцовщица Ирина Чыонг.
Людмила Васильевна – приверженец классического балета, который, уверена она, не изживет себя:
– Будут развиваться все направления: и современный танец, и классический. И у каждого будут сторонники и противники. Нас не учили джазу или современной пластике. Я воспитана на классическом танце. Поэтому он мне и близок. Мне хочется в номере категории «модерн» или спектакле видеть смысл. Так уж воспитана. Не могу смотреть балет без сюжета. Если я не понимаю, о чем он, меня действо начинает раздражать. Как-то в очередной раз я гостила у дочери в Париже, она купила нам билеты на балет Бежара. Меня не все вдохновило. У него своя философия. В этом соку надо вариться. Нужно посмотреть несколько раз, почитать, пообщаться, тогда смысл найдется. Классика мне ближе.
Классический балет есть Замок красоты, сказал Иосиф Бродский. Людмила Шапкина – королева этого Замка в любой ипостаси – и как балерина, и как педагог.

Нина ЖИЛЕНКО.
Фото Лилии ЗАГИРОВОЙ и из архива автора.



И ЕЩЁ…
В воскресенье, 10 апреля, в Башкирском государственном театре оперы и балета состоится Гала-концерт, посвященный юбилею замечательной балерины, народной артистки Башкортостана, лауреата премий имени Бедер Юсуповой и Екатерины Максимовой Союза театральных деятелей Башкортостана и России, педагога-репетитора балетной труппы театра Людмилы Шапкиной.
В творческом вечере примут участие ведущие солисты балетной труппы БГТОиБ, в числе которых есть и прямые ученики педагога Башкирского хореографического колледжа имени Рудольфа Нуреева, прекрасного наставника Людмилы Васильевны Шапкиной. В числе тех, кто выйдет в этот вечер на сцену театра – Гульсина Мавлюкасова, Гузель Сулейманова, Валерия Исаева, Софья Саитова (Гаврюшина), Софья Доброхвалова, Алиса Алексеева, Сергей Бикбулатов, Рустам Исхаков, Олег Шайбаков, Руслан Абдулханов, Андрей Брынцев, Расиль Сагитов…
Режиссер Гала-концерта – Ринат Абушахманов.
Начало в 18 часов (12+).

Дата создание новости 8-04-2022   Комментарии (0)   Просмотров: 779     Номер: 23(13585)     Версия для печати

19 ноября 2024 г. №81(13825)


«    Ноябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 





ВАКАНСИЯ

Редакция газеты «Вечерняя Уфа» примет на работу корреспондента с опытом работы. Зарплата по результатам собеседования (оклад плюс гонорары). Резюме присылайте на почту ufanight@rambler.ru с пометкой «корреспондент». Обращаться по телефону: 286-14-65.



 
© 2011-2023, Редакция газеты «Вечерняя Уфа»
Использование материалов без письменного согласия владельца сайта запрещено.