$ - 102.5761
€ - 107.4252

ЧИТАЙТЕ В НОМЕРЕ

Горячая биография огнеборцев столицы

Пронзая столетья, зажигая сердца…

«Ещё книги – будут!»

Девятьсот пятьдесят шагов по улице Уфимской

Душа кочующего театра, или Праздник на нашей улице

Русская хтонь глазами современных художников


Русская хтонь глазами современных художников

Первым официальным проектом нового года стал концептуальный проект «Евгения Мальцева. Русская хтонь» – первая выставка произведений из коллекции создателя и идеолога ZAMAN MUSEUM Марата Ахметшина в пространстве посольства музея современного искусства ZAMAN в Арт-квадрате.

«Первая выставка посольства – персональная, она посвящена работам художницы из Ижевска Евгении Мальцевой – личности в некотором смысле легендарной, участницы множества выставок в России, Европе, США; она по праву входит в топ-100 лучших молодых художников России по версии агентства InArt. В 2012 году ее проект «Духовная брань» в галерее Марата Гельмана в Москве наделал много шума: показался «представителям общественности» слишком смелым, – рассказала куратор выставки Мария Филатова. – С экспозиции «Русская хтонь» мы начинаем постепенно знакомить зрителей с коллекцией идеолога ZAMAN MUSEUM Марата Ахметшина, человека, который несколько лет назад запустил весь проект Музея современного искусства. В выставку вошли не все работы Жени из коллекции, есть и другие, не менее незабываемые – когда-нибудь и их покажем».
Название текущей выставке дал центральный экспонат – масштабное живописное полотно Евгении Мальцевой, яркой представительницы не только удмуртского, но также российского и мирового современного искусства.
Евгения Мальцева родилась и живет в Ижевске. Она во всех отношениях состоявшийся художник. Свое творчество Евгения определяет как реалистический экспрессионизм. Крепкая академическая база и мощная энергетика бунтарского духа, помноженные на талант, породили брутальное магнетическое искусство. Рефлексируя на темы природы человека, способного как к созидательной, так и к разрушительной деятельности, Мальцева строит свое мультикультурное поле, в котором живут обобщенные и автопортретные образы, с провокативными актуальными сюжетами соседствуют отголоски архаического культа богини-матери, а на одном поле действуют и библейские, и современные персонажи.
Художница не боится крупноформатных холстов, на которые переходит после десятков графических эскизов. Она буквально «вгрызается» в фактуру дерева – выжженные лики ее деревянных мадонн-идолов смотрят сквозь нас в беззвучном вековом плаче, пугающе прекрасны застывшие в хиазме анатомически безупречные тела «Стражников Соломона».
Картина «Русская хтонь» не демонстрировалась ранее – она попала в коллекцию прямо из мастерской, будучи зарезервированной еще в процессе исполнения. Создавая обобщенные образы современных людей, автор возносит своих сокрушительно яростных героев до эпической мощи древних битв Пергамского алтаря. Это полотно, как и всю экспозицию, сопровождает завораживающе нежный вокал Анастасии Мартьяновой (ижевская группа «Удмуртская тоска») с бьющим наотмашь текстом песни «Русское небо»; соединение визуальных образов со звуком вводит гостей выставки в то самое состояние – тревожное, горькое, но и не лишенное надежды, о котором говорит своим искусством автор.
Еще совсем недавно слово «хтонический» употреблялось главным образом культурологами и другими специалистами, имеющими дело с древними цивилизациями. Этим понятием, казалось бы, далеким от сегодняшней жизни, обозначают все, относящееся к опасному потустороннему миру и по-русски именуемое нечистой силой. Но вдруг в нашем речевом обиходе возникло словечко «хтонь». Судя по тому, как быстро прижился и стал общеупотребительным этот ироничный неологизм, он маркирует нечто реально существующее в нынешней жизни. Евгения Мальцева взялась разобраться с этой загадочной субстанцией.

Русская хтонь глазами современных художников

Художник полагает, что выражением «русская хтонь» можно определить состояние души российского человека.
«Хтонь» с древнегреческого – «земля, почва»; термин связан с необузданными силами природы и царством мертвых, но для меня это про силу природы в нашей душе, – рассказывает она. – Внутри человека есть неконтролируемые чувства, с которыми он борется, – вот эта постоянная битва и отражена в моих холстах. «Хтонические силы» нельзя однозначно назвать плохими или злыми, это наше общее внутреннее состояние – духовное и эмоциональное».
Нашей отечественной хтони, пожалуй, далеко до своего древнегреческого прототипа – неумолимого, как рок, и однозначно разрушительного. Русская хтонь, по мысли художницы, амбивалентна, двойственна. Подобная природным стихиям в своих диких неукротимых проявлениях, она по-своему многогранна и способна обернуться своей противоположностью. Ее не загнать в четкие рамки добра и зла. Непреходящая тоска мятущегося духа легко побуждает человека пускаться на разного рода деструктивные подвиги. Но тот же депрессивный дух внезапно оказывается способным на благородство и чуть ли не на святость. С одной стороны – тяга к хаосу, с другой – способность к самопожертвованию и вечный поиск идеи, ради которой и смерть не страшна. Хтонь давно уже стала своего рода фирменным стилем российской действительности, парадоксально обретая в литературе и в сознании его носителей романтические черты. Русская хтонь живет в коллективном мировосприятии и не теряет актуальности, хотя, конечно, страшно заглядывать в бездну.
«Настроение выставки отражено в названии: каждый прочувствует «хтонь» по-своему, и не надо этого бояться. Что может быть пугающего в том, что исторически, уже много веков есть часть нас и отражение российской действительности? Мы приглашаем порефлексировать на серьезные темы про опасную бодрящую жуть, которая оказывается и метафорой, и реальностью, – поделилась куратор выставки Мария Филатова. – Для выставки мы подготовили аудиогид на русском и башкирском языках с подробным текстом по рассказам Жени Мальцевой о своих работах, истории их создания. Плюс, наведя на qr-код в экспозиции, зрители услышат ту самую песню «Русское небо» в исполнении Насти Мартьяновой».
Посетить выставку можно до 20 февраля 2023 года ежедневно с 10.00 до 20.00 по адресу: улица Мустая Карима, 6.

Алиса КРАСНОЯРСКАЯ.
Фото Ксении ФЕДОРОВОЙ.


ИЗ ДОСЬЕ «ВУ»
Евгения Мальцева родилась в 1983 году в Ижевске, с отличием окончила Институт искусств и дизайна Удмуртского государственного университета.
В 2005-2009 годах прошла стажировку в творческих мастерских Российской академии художеств в Казани.
В 2009-2010 годах училась в Школе современного искусства «Свободные мастерские» при Музее современного искусства в Москве.
Член Союза художников России (с 2008 года), Творческого союза художников (с 2014 года). Номинант на премию имени К.С.Петрова-Водкина Межрегионального академического конкурса «Против течения» (2012), лауреат премии президента Российской Академии художеств З.К.Церетели (2014), стипендиат Министерства культуры РФ (2015-2019).
Участница более шестидесяти российских и международных выставок, в том числе персональных.
Евгения Мальцева входит в топ-100 лучших молодых художников России по версии агентства InArt. Ее работы находятся в частных, музейных и корпоративных коллекциях.


Дата создание новости 10-01-2023   Комментарии (0)   Просмотров: 496     Номер: 1(13654)     Версия для печати

22 ноября 2024 г. №82(13826)


«    Ноябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 





ВАКАНСИЯ

Редакция газеты «Вечерняя Уфа» примет на работу корреспондента с опытом работы. Зарплата по результатам собеседования (оклад плюс гонорары). Резюме присылайте на почту ufanight@rambler.ru с пометкой «корреспондент». Обращаться по телефону: 286-14-65.



 
© 2011-2023, Редакция газеты «Вечерняя Уфа»
Использование материалов без письменного согласия владельца сайта запрещено.