Русская хтонь глазами современных художников
Первым официальным проектом нового года стал концептуальный проект «Евгения Мальцева. Русская хтонь» – первая выставка произведений из коллекции создателя и идеолога ZAMAN MUSEUM Марата Ахметшина в пространстве посольства музея современного искусства ZAMAN в Арт-квадрате.
«Первая выставка посольства – персональная, она посвящена работам художницы из Ижевска Евгении Мальцевой – личности в некотором смысле легендарной, участницы множества выставок в России, Европе, США; она по праву входит в топ-100 лучших молодых художников России по версии агентства InArt. В 2012 году ее проект «Духовная брань» в галерее Марата Гельмана в Москве наделал много шума: показался «представителям общественности» слишком смелым, – рассказала куратор выставки Мария Филатова. – С экспозиции «Русская хтонь» мы начинаем постепенно знакомить зрителей с коллекцией идеолога ZAMAN MUSEUM Марата Ахметшина, человека, который несколько лет назад запустил весь проект Музея современного искусства. В выставку вошли не все работы Жени из коллекции, есть и другие, не менее незабываемые – когда-нибудь и их покажем».
Название текущей выставке дал центральный экспонат – масштабное живописное полотно Евгении Мальцевой, яркой представительницы не только удмуртского, но также российского и мирового современного искусства.
Евгения Мальцева родилась и живет в Ижевске. Она во всех отношениях состоявшийся художник. Свое творчество Евгения определяет как реалистический экспрессионизм. Крепкая академическая база и мощная энергетика бунтарского духа, помноженные на талант, породили брутальное магнетическое искусство. Рефлексируя на темы природы человека, способного как к созидательной, так и к разрушительной деятельности, Мальцева строит свое мультикультурное поле, в котором живут обобщенные и автопортретные образы, с провокативными актуальными сюжетами соседствуют отголоски архаического культа богини-матери, а на одном поле действуют и библейские, и современные персонажи.
Художница не боится крупноформатных холстов, на которые переходит после десятков графических эскизов. Она буквально «вгрызается» в фактуру дерева – выжженные лики ее деревянных мадонн-идолов смотрят сквозь нас в беззвучном вековом плаче, пугающе прекрасны застывшие в хиазме анатомически безупречные тела «Стражников Соломона».
Картина «Русская хтонь» не демонстрировалась ранее – она попала в коллекцию прямо из мастерской, будучи зарезервированной еще в процессе исполнения. Создавая обобщенные образы современных людей, автор возносит своих сокрушительно яростных героев до эпической мощи древних битв Пергамского алтаря. Это полотно, как и всю экспозицию, сопровождает завораживающе нежный вокал Анастасии Мартьяновой (ижевская группа «Удмуртская тоска») с бьющим наотмашь текстом песни «Русское небо»; соединение визуальных образов со звуком вводит гостей выставки в то самое состояние – тревожное, горькое, но и не лишенное надежды, о котором говорит своим искусством автор.
Еще совсем недавно слово «хтонический» употреблялось главным образом культурологами и другими специалистами, имеющими дело с древними цивилизациями. Этим понятием, казалось бы, далеким от сегодняшней жизни, обозначают все, относящееся к опасному потустороннему миру и по-русски именуемое нечистой силой. Но вдруг в нашем речевом обиходе возникло словечко «хтонь». Судя по тому, как быстро прижился и стал общеупотребительным этот ироничный неологизм, он маркирует нечто реально существующее в нынешней жизни. Евгения Мальцева взялась разобраться с этой загадочной субстанцией.
Художник полагает, что выражением «русская хтонь» можно определить состояние души российского человека.
«Хтонь» с древнегреческого – «земля, почва»; термин связан с необузданными силами природы и царством мертвых, но для меня это про силу природы в нашей душе, – рассказывает она. – Внутри человека есть неконтролируемые чувства, с которыми он борется, – вот эта постоянная битва и отражена в моих холстах. «Хтонические силы» нельзя однозначно назвать плохими или злыми, это наше общее внутреннее состояние – духовное и эмоциональное».
Нашей отечественной хтони, пожалуй, далеко до своего древнегреческого прототипа – неумолимого, как рок, и однозначно разрушительного. Русская хтонь, по мысли художницы, амбивалентна, двойственна. Подобная природным стихиям в своих диких неукротимых проявлениях, она по-своему многогранна и способна обернуться своей противоположностью. Ее не загнать в четкие рамки добра и зла. Непреходящая тоска мятущегося духа легко побуждает человека пускаться на разного рода деструктивные подвиги. Но тот же депрессивный дух внезапно оказывается способным на благородство и чуть ли не на святость. С одной стороны – тяга к хаосу, с другой – способность к самопожертвованию и вечный поиск идеи, ради которой и смерть не страшна. Хтонь давно уже стала своего рода фирменным стилем российской действительности, парадоксально обретая в литературе и в сознании его носителей романтические черты. Русская хтонь живет в коллективном мировосприятии и не теряет актуальности, хотя, конечно, страшно заглядывать в бездну.
«Настроение выставки отражено в названии: каждый прочувствует «хтонь» по-своему, и не надо этого бояться. Что может быть пугающего в том, что исторически, уже много веков есть часть нас и отражение российской действительности? Мы приглашаем порефлексировать на серьезные темы про опасную бодрящую жуть, которая оказывается и метафорой, и реальностью, – поделилась куратор выставки Мария Филатова. – Для выставки мы подготовили аудиогид на русском и башкирском языках с подробным текстом по рассказам Жени Мальцевой о своих работах, истории их создания. Плюс, наведя на qr-код в экспозиции, зрители услышат ту самую песню «Русское небо» в исполнении Насти Мартьяновой».
Посетить выставку можно до 20 февраля 2023 года ежедневно с 10.00 до 20.00 по адресу: улица Мустая Карима, 6.
Алиса КРАСНОЯРСКАЯ.
Фото Ксении ФЕДОРОВОЙ.
Фото Ксении ФЕДОРОВОЙ.
ИЗ ДОСЬЕ «ВУ»
Евгения Мальцева родилась в 1983 году в Ижевске, с отличием окончила Институт искусств и дизайна Удмуртского государственного университета.
В 2005-2009 годах прошла стажировку в творческих мастерских Российской академии художеств в Казани.
В 2009-2010 годах училась в Школе современного искусства «Свободные мастерские» при Музее современного искусства в Москве.
Член Союза художников России (с 2008 года), Творческого союза художников (с 2014 года). Номинант на премию имени К.С.Петрова-Водкина Межрегионального академического конкурса «Против течения» (2012), лауреат премии президента Российской Академии художеств З.К.Церетели (2014), стипендиат Министерства культуры РФ (2015-2019).
Участница более шестидесяти российских и международных выставок, в том числе персональных.
Евгения Мальцева входит в топ-100 лучших молодых художников России по версии агентства InArt. Ее работы находятся в частных, музейных и корпоративных коллекциях.
10-01-2023 (0) Просмотров: 496 Номер: 1(13654) Версия для печати