«Как стать балериной?»
В первую очередь удостоиться похвалы Илзе Лиепа
Нуреевские дни, ныне посвященные 85-летию со дня рождения Бога танца XX века, завершил в минувшее воскресенье в Башкирском государственном театре оперы и балета Гранд Гала, собрав в едином действе не только часть балетной труппы БГТОиБ, но и приглашенных солистов из других городов и весей.
А открывала сей своеобразный марафон любви и признания нашему знаменитому земляку 17 марта трогательная конференция «Танец – это жизнь», каковая прошла в Башкирском хореографическом колледже, который носит имя Рудольфа Хамитовича. Участие в ней приняли педагоги БХК, студентки театрального факультета УГИИ, но самое важное в этом скромном, но таком пронзительно чистом и трогательном высказывании в адрес Великого Руди было то, что основу конференции составили выступления учащихся колледжа, чьи доклады, подготовленные под руководством наставников, звучали вполне осознанно и транслировали аудитории оригинальные мысли и суждения будущих звезд балета. Достаточно сказать, что «эффект присутствия» Рудольфа Нуреева, а этот вектор четко обозначила во вступительном слове к событию художественный руководитель колледжа Олия Вильданова, чувствовался не только потому, что все происходило в стенах родной школы Рудольфа Хамитовича, где и располагается ныне БХК, но и потому, что юные докладчики подняли в своих выступлениях огромный пласт, связанный с биографией и творческой жизнью Нуреева, с воплощением образа легендарного артиста в различных проектах, связанных с театром, кинематографом, балетом, отдав к тому же дань уважения своим педагогам, в свое время так же, как и главный герой встречи, окончившим известное на весь мир Вагановское училище и воспитывающим подопечных в лучших традициях alma mater…
И пока старшенькие волновались, выступая перед собравшимися, младшие в сопровождении преподавателей отправились к зданию Аксаковского народного дома, на ежегодно проводимую в день рождения Нуреева торжественную церемонию возложения цветов к барельефу, посвященному Великому Руди… Звучат прочувствованные слова генерального директора БГТОиБ Ильмара Альмухаметова, нежные гвоздики алеют на фоне гранита мемориальной доски, щелкают фотокамеры, телевизионщики берут интервью у многочисленных гостей. А в выставочном зале БГТОиБ, примыкающем к театральному музею Рудольфа Нуреева, уже от стены к стене переходят опередившие журналистов зрители, внимательно разглядывающие фотографии, запечатлевшие Бога танца XX века, – вот он в Казани; в Кировском театре с балериной Жанной Аюповой, вот он в часы своего последнего приезда в Уфу… Через два дня эта уникальная выставка, получившая название «Рудольф Нуреев. Возвращение», переедет в кинотеатр «Родина», в котором в эти дни была представлена своя программа, посвященная нашему земляку…
…Организаторы были в ожидании – с минуты на минуту должна была появиться в театре самая титулованная гостья, которой некогда довелось лично познакомиться с Рудольфом Хамитовичем. Речь о балерине, актрисе Илзе Лиепа. Илзе Марисовна – радио- и телеведущая, народная артистка России, народная артистка Карелии, лауреат Государственной премии РФ в области литературы и искусства, Российской Национальной премии «Золотая Маска», театральных премий «Хрустальная Турандот», «Чайка», премии общественного признания достижений женщины «Олимпия», соучредитель «Русской национальной балетной школы Илзе Лиепа», Международной академии музыки Елены Образцовой, Благотворительного фонда содействия развитию хореографического и изобразительного искусства «Илзе Лиепа», общественной организации «Союз женских сил», член правления Благотворительного фонда имени Мариса Лиепы, член попечительского совета Региональной общественной организации «Академия праздничной культуры»…
Стройная, фактически бестелесная, она буквально порхнула в зал в сопровождении министра культуры республики Амины Шафиковой и встречавшего ее в аэропорту директора Башкирского хореографического колледжа народного артиста Башкортостана, лауреата Государственной премии РБ имени Салавата Юлаева Ильдара Маняпова, обвела взглядом уникальные фотографии, часть из которых, похоже, ей были знакомы, и легко шагнула к микрофону:
«Для меня большая честь стать частью празднования дня рождения Рудольфа Нуреева. Его жизнь – удивительный пример того, сколь упорно и поступательно человек следует за своим призванием, за своей звездой, пример того, как, несмотря ни на что, на любые препятствия, предназначение, ради которого человек появился на свет, прорывается наружу».
Коротко гостья рассказала собравшимся о том, как и когда она познакомилась с Рудольфом Хамитовичем – произошло это благодаря брату Илзе Марисовны, Андрису Лиепе, о том, как они по просьбе Рудольфа Хамитовича принимали Нуреева вместе с его друзьями в своем доме во время визита легендарного артиста в Россию, и о том, как они вместе с ним отмечали день рождения Великого Руди в Париже…
…А на следующий день Илзе Марисовна, приняв приглашение Ильдара Ильдусовича, пришла в Башкирский хореографический колледж, в котором уже бывала в один из предыдущих визитов… Пришла посмотреть прогон одноактного балета «Как стать балериной (класс-концерт)», каковой появился в репертуаре воспитанников БХК благодаря балетмейстеру-постановщику из Санкт-Петербурга, заслуженному деятелю искусств России Александру Полубенцеву. Именно этот одноактный балет и должен был на следующий день открывать в БГТОиБ Гранд Гала, посвященный 85-летию со дня рождения Рудольфа Нуреева. Войдя в зал, Илзе Марисовна разулыбалась:
- Вот теперь, увидев сцену, я вспомнила, что действительно была у вас… Ведь балетные всегда запоминают именно сцену.
...Ребята, с волнением ожидавшие такую гостью, выложились, похоже, во время прогона на все двести процентов. В класс-концерте заняты выпускные курсы классического и народного отделений, воспитанники из младших, средних и старших классов БХК, а открывает действо, которому на следующий день зал БГТОиБ аплодировал, не жалея ладоней, очаровательная восьмилетняя девчушка София Ижболдина, которая занимается на подготовительном отделении колледжа. Читатель, думаю, хорошо знает Софийкиного папу – солиста БГТОиБ, народного артиста Башкортостана, тенора Хамида Ижболдина. Мечты темноглазой крохи, появляющейся в прологе и пытающейся примерить пуанты на несколько размеров больше ее ножки, постепенно воплощают в жизнь появляющиеся в разных мизансценах на подмостках учащиеся постарше, вплоть до тех, кто уже испытал истинный вкус успеха и даже конкурсных баталий… Творение Александра Михайловича Полубенцева – заведующего кафедрой режиссуры балета Санкт-Петербургской государственной консерватории, также выпускника Вагановского училища – прекрасно! Но лучше меня об этом скажет сама Илзе Марисовна, пришедшая в ажитацию после аплодисментов:
«Все, что я увидела, укладывается в одно слово: восторг!
Вы невероятные молодцы! – продолжила Илзе Лиепа. – И самые маленькие, и первые-вторые классы, и «классики», и народное отделение – все, что вы представили нам сегодня, – это высочайший уровень мастерства и профессионализма! В нашей профессии можно сделать что-то очень артистично, но несложно, можно сделать нетрудно, но эффектно. Но нет, хореограф повел вас по самой трудной дороге. Все вы показываете очень сложные, просто виртуозные элементы нашей профессии, и со всем вы справляетесь великолепно. Этот спектакль продемонстрировал нам высочайший уровень преподавательского состава вашего колледжа. Поражают руки – необыкновенно органичные, исполненные пластичности, красоты; наполненность каждого движения. Каким эффектным был фрагмент исторического танца, какие наполненные, понимающие абсолютно все про своих персонажей были кавалеры, какими элегантными и стильными были дамы! Все замечательно: от самых маленьких первоклашек, которые показали адажио, они показали самое сложное – арабески, правильные спины в арабесках. Хочу сказать, что даже в столичных академиях можно увидеть ошибки. И восхитительно то, что ваши педагоги ведут вас по правильной системе!
…Очень радостно, что у вас такие хорошие парни, что их так много. Они вертятся, они прыгают, они актерски наполнены, выразительны. И чудесные девочки – столько они показали нам виртуозности и разных вращений. И адажио, и необычные сложнейшие комбинации у станка. И поразительно то, что элементы нашего нелегкого труда вы превратили сегодня в искусство. Это было действительно очень здорово, очень хорошо! Я радуюсь, я искренне поздравляю вас!
Отдельно хочу сказать то же про народное отделение – вы великолепны, вы просто прекрасно исполнили свою часть. Какими хорошими были большие выпады, не всегда такого можно достичь, и я, глядя на вас, понимаю, что все делают это осознанно. Какие прекрасные руки, какой выразительный верх корпуса, просто молодцы, прекрасно!
Какое девочки показали нам фуэте хорошее, как оригинально были придуманы хореографом и вами исполнены вращения.
И я думаю, что везде, где вы будете исполнять этот спектакль, вас всегда будет сопровождать успех! Хочу вам сказать, что мы растерялись от вашего мастерства, поэтому не сразу начали аплодировать. Хотя на самом деле каждый фрагмент, каждый эпизод нуждались и должны были сопровождаться бурной реакцией зала. Поэтому сейчас я исполню свое желание и от души по-
аплодирую».
А затем практически все участники класс-концерта плотным кольцом окружили гостью, устремившись к ней, дабы запечатлеть на камеру мобильного телефона рядом с Илзе Марисовной свою разрумянившуюся от похвал физиономию…
Слова гостьи оказались пророческими, как уже было упомянуто выше, зал Аксаковского народного дома взорвался в финале выступления воспитанников БХК овациями.
…Далее Илзе Лиепа пообщалась с директорами Детских школ искусств, собравшимися на эту встречу из разных уголков республики – вел импровизированную пресс-конференцию Ильдар Маняпов. Под конец столичная гостья заспешила на следующую встречу, проходившую в рамках АРТ-Курултая, но задержалась на минуту, чтобы сфотографироваться с педагогами колледжа и дать на память автограф для читателей «Вечерней Уфы».
Илюзя КАПКАЕВА.
Фото Лилии ЗАГИРОВОЙ.
Фото Лилии ЗАГИРОВОЙ.
20-03-2023 (0) Просмотров: 465 Номер: 19(13672) Версия для печати