$ - 102.9979
€ - 108.3444

ЧИТАЙТЕ В НОМЕРЕ

Горячая биография огнеборцев столицы

Пронзая столетья, зажигая сердца…

«Ещё книги – будут!»

Девятьсот пятьдесят шагов по улице Уфимской

Душа кочующего театра, или Праздник на нашей улице

Един в двух лицах и везде хорош!



75-летний юбилей отмечает Геннадий Родионов, заслуженный артист России, народный артист Башкортостана, лауреат международного, всесоюзного и всероссийского конкурсов, лауреат Республиканской премии имени Саляма, солист Башкирского государственного академического театра оперы и балета, обладатель красивого, сильного баса.
Юбилейная дата никак не связывается с представлением о певце. Он полон творческих сил, вдохновения, занят в репертуарных спектаклях, участвует в новых постановках, концертных программах. В день своего рождения на сцене родного театра исполнил партию Варяжского гостя в опере Николая Римского-Корсакова «Садко» (на нижнем фото). А перед началом спектакля его поздравляли, чествовали, дарили цветы.
Мне нравится, как Геннадий Родионов исполняет партию Старого цыгана в опере Сергея Рахманинова «Алеко» по поэме Александра Пушкина. В его исполнении рассказ старика «Волшебной силой песнопенья» – о Мариуле, несчастливой любви - отмечен благородством и мудрой простотой. Сразу чувствуешь контраст между свободолюбивым, темпераментным, но веселым и незлобивым цыганским людом и мрачным, эгоистичным, запутавшимся в поисках смысла жизни, бежавшим от светского общества в надежде обрести внутреннюю свободу Алеко:
Прост и суров, и очень убедителен в исполнении Геннадия Степановича приговор Старика:
Мы дики, нет у нас законов,
Мы не терзаем, не казним.
Не нужно крови нам
и стонов,
Но жить с убийцей не хотим.
Запомнился спектакль 2010 года. На фестивале «Шаляпинские вечера в Уфе» в опере «Алеко» заглавную партию исполнил неподражаемый баритон и глубокий актер народный артист России Сергей Лейферкус, а Старого цыгана – Геннадий Родионов, и это было красивое, достойное партнерство.
Интересно, что в БГАТОиБ Геннадий Родионов пришел после окончания Уфимского государственного института искусств 27-летним… И вот этот молодой человек дебютирует в театре сразу в двух возрастных партиях – хана Кончака в опере «Князь Игорь» Александра Порфирьевича Бородина (дипломная работа) и короля Рене в опере «Иоланта» Петра Ильича Чайковского. За сорок три года служения оперному искусству певец накопил обширный, солидный творческих багаж. В его репертуаре более сорока партий в произведениях мировой и отечественной классики. Зарастро, Базилио, Мефистофель, Коллен, Филипп, Великий инквизитор, Гремин, Собакин в операх Моцарта, Россини, Гуно, Пуччини, Верди, Чайковского, Римского-Корсакова… Вы понимаете, сколь неполон этот перечень. Ведь Геннадий Родионов по контракту десять лет проработал в оперном театре немецкого города Майнингейна и обогатил свой репертуар в том числе партиями в таких операх Рихарда Вагнера, как «Нюрнбергские мейстерзингеры», «Тангейзер», «Тристан и Изольда», «Золото Рейна», «Зигфрид», «Гибель богов», «Валькирия».
Во время приезда на родину певец не упускал возможности выступить на родной сцене. Сохранился в памяти такой эпизод. В одно из таких кратких возвращений Геннадий готовился выступить в партии Гремина. А на роль Онегина БГАТОиБ пригласил солиста Мариинского театра заслуженного артиста России Александра Гергалова. Мы беседовали с Александром в литературной части - я готовила пресс-релиз о предстоящем спектакле. Вдруг входит Родионов и моментально включается в разговор. Когда Александр сказал, что Онегина никогда не исполняет в парике, Геннадий Степанович воскликнул: «Так я тоже буду без парика!» В общем, оба пели со своими волосами, и смотрелось это очень хорошо, естественно. А Родионов и по сию пору выступает в партии Гремина без парика.
Геннадий Родионов – один из редких певцов, который успешно реализовал себя и в оперном искусстве, и в эстрадно-песенном жанре. В 1982 году он становится лауреатом первой премии Всероссийского конкурса исполнителей советской песни в Сочи. Последовали победы и в других престижных вокальных состязания, началась активная гастрольная жизнь. Без преувеличения сказать, певец исколесил огромные просторы страны вдоль и поперек по линии Госконцерта и Министерства культуры России (свыше 1000 концертов в Сибири, на Дальнем Востоке, на БАМе).

Долгие годы певца связывало сотрудничество со многими композиторами России: Александрой Пахмутовой, Павлом Аедоницким, Марком Фрадкиным, Евгением Крылатовым, Евгением Птичкиным… Тесные творческие связи сложились с известными музыкальными коллективами: Эстрадно-симфоническим оркестром Гостелерадио СССР под управлением Александра Александровича Петухова, с Бюро пропаганды советской музыки. В творческой копилке певца есть записи на Всесоюзном радио и выступления в программах Центрального телевидения.
Несколько лет подряд Геннадий Родионов участвует как член жюри в открытом фестивале-конкурсе песни и популярной музыки «Уфимская волна». Судя по телевизионным репортажам с конкурса, мнение и слово Геннадия Степановича весьма авторитетны.
А то, что в республике популярность Родионова как певца буквально зашкаливает, убедиться нетрудно. Сама была свидетелем сцен признания. Раньше театр как-то чаще выезжал с концертами, спектаклями в города Башкирии. Я тоже участвовала в качестве ведущей концертов. Помню, однажды приезжаем мы в Белебей. Автобус подкатывает к местному Дворцу культуры, двери раскрываются, и мы, уставшие после переезда, буквально выползаем из салона. Я спускаюсь со ступенек, за мной Гена… И вдруг меня сметает в сторону какая-­то ураганная волна. А к Родионову чуть ли не с объятиями бросается средних лет женщина с криком: «Вы – Геннадий Родионов!!! Я вас сразу узнала!!! Да вы знаете, кто ВЫ!!! Да как мы Вас любим!» И далее в таком же роде. Гена ошалело, но вежливо улыбается, и чувствуется, что ему приятно.
Вообще, когда Родионов участвовал в концертных вылазках, поездки проходили в шутках, прибаутках, в автобусе никогда тихо не было, и до какого-нибудь, скажем, Мракова мы доезжали весело и незаметно. Он из тех людей, даже мимолетная встреча с которыми поднимает настроение. Шутка, анекдот… И ты ловишь себя на том, что с лица не сходит улыбка.
Геннадий Степанович открыт для общения, охотно дает интервью журналистам, поддерживает коллег, выступая в бенефисных программах. Воспитанник великой башкирской певицы, прекрасного педагога Бану Нургалеевны Валеевой, он часто навещал ее при жизни, помогал в решении каких-то проблем, сохранил в сердце глубокое уважение к ней и благодарность. В 2011 году участвовал в хлопотах по установлению мемориальной доски на доме, где жила его наставница.
От всей души хочется поздравить Геннадия Степановича с юбилейным днем рождения, пожелать такой же активности во всех жанрах творчества, долго-долго оставаться оптимистичным, жизнерадостным и нести людям радость своим искусством!
Нина ЖИЛЕНКО.
Фото из архива автора и Татьяны ЛОМОВСКОЙ.

Дата создание новости Вчера, 07:00   Комментарии (0)   Просмотров: 13     Номер: 88(13832)     Версия для печати

17 декабря 2024 г. №88(13832)


«    Декабрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031 





ВАКАНСИЯ

Редакция газеты «Вечерняя Уфа» примет на работу корреспондента с опытом работы. Зарплата по результатам собеседования (оклад плюс гонорары). Резюме присылайте на почту ufanight@rambler.ru с пометкой «корреспондент». Обращаться по телефону: 286-14-65.



 
© 2011-2023, Редакция газеты «Вечерняя Уфа»
Использование материалов без письменного согласия владельца сайта запрещено.