$ - 81.5018
€ - 87.5697

ЧИТАЙТЕ В НОМЕРЕ

Горячая биография огнеборцев столицы

Пронзая столетья, зажигая сердца…

«Ещё книги – будут!»

Девятьсот пятьдесят шагов по улице Уфимской

Душа кочующего театра, или Праздник на нашей улице

Родниковая свежесть совершенного звука



Всероссийский фестиваль камерной и хоровой музыки «Классика над Белой рекой», эта жемчужина программ классического направления Башкирской государственной филармонии имени Хусаина Ахметова ныне прошел в столице Башкортостана уже в седьмой раз, привычно собирая в залах главной концертной организации республики все больше и больше слушателей, а под свои знамена – исполнителей, чей дар получил мировое признание. Достаточно сказать, что финальной точкой, уровнем равняющейся восклицательному знаку, и, быть может, даже не одному, по традиции становится на «Классике над Белой рекой» выступление музыкантов, чья известность давно вышла за пределы России, принеся им любовь публики уже в планетарном масштабе.
…На сей раз VII Всероссийский фестиваль камерной и хоровой музыки «Классика над Белой рекой» завершал в Большом зале нашей филармонии концерт заслуженного артиста России, лауреата первой премии IX Международного конкурса имени Петра Ильича Чайковского, выдающегося пианиста Бориса Березовского. Сказать, что в этот мартовский вечер зал был заполнен до предела, значит не сказать ничего. Как правило, такие аншлаги сопутствуют выступлениям звезд первой величины. Устроившись в креслах партера, я, оглядываясь по сторонам и ища знакомые лица (а таковых было много, поскольку буквально все концертирующие пианисты нашего города, равно как и педагоги по классу фортепиано музыкальных школ, училища и института искусств, собрались под сводами филармонии, и это, не считая моря поклонников таланта Бориса Вадимовича), вспоминала аналогичную ситуацию на финальном вечере шестого фестиваля «Классика над Белой рекой», завершало каковой выступление восхитительной Хиблы Леварсовны Герзмава и ее изумительного концертмейстера Екатерины Иосифовны Ганелиной. Вспоминала я о финальном концерте шестого фестиваля не случайно, размышляя о том, что на фоне тех музыкальных форумов и смотров, о которых так много и шумно в нашем регионе любят покричать на всех углах, «Классика над Белой рекой» высится, словно утес в море музыкальных эпизодических пассажей. А ведь собирает уникальные программы филармонической «Классики» совсем небольшой штат, обладающий отменным вкусом, владеющий ситуацией в мире музыкальных событий и достойных исполнительских имен, но главное – жаждущий подарить уфимской аудитории истинное наслаждение от встречи с подлинными мастерами.
Борис Вадимович, в отличие от Хиблы Леварсовны, не первый раз приезжает в город над Белой рекой. Дебютный визит состоялся очень давно, когда юный Березовский учился в девятом классе – он приехал на конкурс, который проводился в Уфе, и был тогда удостоен Приза «Надежда». В дни своего второго визита в наши края Борис Вадимович вспоминал этот эпизод, поделившись рассказом о том, что Приз «Надежда», полученный им в Уфе, стал первой в его жизни конкурсной наградой. А еще он говорил о том, что запомнил тогда нашего Салавата, взлетевшего на своем Толпаре над одним из семи уфимских холмов, увидел он которого из окна поезда, подъезжая к столице Башкирии. И очень смешно вещал он о том, что хорошо запомнил «Ленина в цепях». Видимо, речь о меркуловском памятнике Владимиру Ильичу, расположенном в сквере на пересечении улиц Ленина и Коммунистической, в ансамбле коего есть стела с опоясанным цепью земным шаром на самом пике…

Второй приезд Березовского состоялся уже в 2017 году. Пианист прилетел в Уфу по приглашению художественного руководителя в те поры Национального симфонического оркестра РБ, дирижера Раушана Якупова. В честь 25-летия со дня основания НСО Якупов сотоварищи организовали Международный музыкальный фестиваль, в рамках коего Борис Вадимович исполнял Концерт №3 для фортепиано с оркестром Ре минор Сергея Васильевича Рахманинова. Я очень хорошо помню тот визит Березовского, и не только потому, что он блестяще выступил, протранслировав битковому залу ГКЗ «Башкортостан» всю боль и извечную маету загадочной русской души, но и потому, что линия поведения гостя абсолютно не соответствовала традиционным представлениям об образе классического пианиста. Перво-наперво, не дожидаясь оркестрантов, собиравшихся на репетицию, Борис Вадимович сам передвинул рояль, фактически «внедрив» его в тело оркестра, и сел так, чтобы музыканты буквально осязаемо почувствовали солиста, а сам пианист каждой клеткой ощущал те эмоции и движения души, каковые испытывают в момент исполнения оркестранты. Помню, он хвалил энсеошников, фотографировался с ними и даже шутливо назначил денежную премию самому чуткому и тонкому из них.
А еще он до глубокой темноты репетировал один в зале ГКЗ и потом, отказавшись от сопровождающих, шел до гостиницы по ночной Уфе, пытаясь понять, что это за город…
И очень важная деталь, поразившая меня тогда: он передал Раушану Якупову листок с адресом одного из российских детских домов и попросил перечислить свой гонорар на счет этих не слишком обласканных жизнью детей…
…Ныне Борис Вадимович, расписание выступлений которого сейчас поражает своей немыслимой загруженностью, предложил программу, в каковую вошли произведения Бетховена, Дебюсси, Шопена и Листа. Не берусь обсуждать выбор пианиста, могу лишь чисто гипотетически предположить, что ему было интересно показать публике то, насколько с течением времени меняется музыка и мышление ее сочинителей…
Березовский, который говорил в свой второй приезд в Уфу о том, что любит футбол, театр, книги, а из числа неклассических музыкантов отдает предпочтение Фредди Меркьюри; пианист, который сейчас тратит огромное количество сил на своих учеников, посвящая много времени педагогике, и который (и в этом желании познать многое он схож с Хиблой Герзмава) отдает дань джазовой музыке и даже встал за дирижерский пульт, на сей раз также рушил все принятые в обывательской сфере каноны поведения классического пианиста. В тот момент, когда очаровательная ведущая вечера Камила Ишмухаметова «подавала» его залу, в своем элегантном вступительном слове делясь с публикой самыми значимыми событиями в судьбе Бориса Вадимовича, сам премьер решил несколько смягчить торжественность момента, внезапно комически выглянув из-за кулис и выпростав лишь голову… Ждавший чуда напряженный в ожидании зал выдохнул и разулыбался, почувствовав какую-
то особую, граничащую с близостью симпатию к приезжей знаменитости.
…Открывала вечер Соната для фортепиано №21 До мажор «Аврора» Людвига ван Бетховена. И мы словно присутствовали при рождении богини утренней зари…
А затем был изумительный Дебюсси, погрузивший лично меня в то, что можно назвать голосами земли – несовершенное, как и у меня, ухо большинства слушателей ловило журчание ручья, омывающего сглаженные бегом воды камешки, взгляд следил за отражением в воде – неба, солнечного луча, бега облаков…
Березовский – носитель просто уникального, даже эталонного звука. И это ощущение какой-то невероятной свежести заповедного родника не покидает тебя во время выступления Бориса Вадимовича. Исконная, совершенная чистота омывает твою душу, и ты сам становишься лучше, начинаешь мыслить возвышенно, и тебе не хочется отрываться от этого источника с живой водой. В этой эталонности звука Борис Березовский и Хибла Герзмава равны. Я, благодаря выступлению Бориса Вадимовича, опять и опять вспоминала концерт Хиблы Леварсовны и ее потрясающего концертмейстера Екатерины Ганелиной, фантастическая точность которой и какая-то просто невероятная реакция на все движения и изгибы голоса певицы вызывает восторг. А программа была связана с прекрасными, тончайшими миниатюрами романса русских композиторов, и это очень сложно, поскольку их изысканная простота и легкость – кажущаяся и требует огромного труда от исполнителя…
И в это волшебство совершенного звука погрузил уфимцев фестиваль «Классика над Белой рекой». В общем, там, где звучит такая музыка, слова бессильны. И мне ничего не остается сказать (беден мой язык!), кроме разве слов благодарности самим мастерам, Башкирской государственной филармонии и ее замечательному фестивалю, который однозначно относится к категории штучных!
Илюзя КАПКАЕВА.
Фото Булата ГАЙНЕТДИНОВА.

Дата создание новости Вчера, 07:00   Комментарии (0)   Просмотров: 47     Номер: 19(13854)     Версия для печати

18 марта 2025 г. №19(13854)


«    Март 2025    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31 





ВАКАНСИЯ

Редакция газеты «Вечерняя Уфа» примет на работу корреспондента с опытом работы. Зарплата по результатам собеседования (оклад плюс гонорары). Резюме присылайте на почту ufanight@rambler.ru с пометкой «корреспондент». Обращаться по телефону: 286-14-65.



 
© 2011-2023, Редакция газеты «Вечерняя Уфа»
Использование материалов без письменного согласия владельца сайта запрещено.