Впечатление
Не каждому дано затронуть струны наших душ...
В Национальном музее РБ развернута выставка “Струны души”, в рамках коей представлены картины Рафаэля Кадырова - заслуженного художника Башкортостана, лауреата Государственной премии республики имени Салавата Юлаева.
Некогда, отвечая молодому поэту на вопрос, хороши ли его стихи, Райнер Мария Рильке, которому чужды были всякие критические намерения, выразился мягко: “В ваших стихах своеобразия нет”. А ведь в этом вся суть! Самое главное в искусстве - индивидуальность творца. Он должен озарить мир светом своей неповторимости, только тогда его произведения найдут отклик в человеческих сердцах. Картины Рафаэля Кадырова своеобразны и по живописным решениям, и по духовно-философской наполненности. Художник обращает наш взгляд в прошлое, заставляет задуматься о будущем и не даёт забыть о нынешней реальности.
Очень точное название - “Струны души”. Ведь в каждой картине на самом деле чувствуется душа художника, его любовь к родной земле и людям, живущим на ней. Кажется, Рафаэль Кадыров вобрал в себя лучшее от прежних мастеров башкирской живописи - Касима Девлеткильдеева, Адии Ситдиковой, Ахмата Лутфуллина, Александра Бурзянцева... А какие-то штрихи и от французских импрессионистов... Или даже от Эль Греко... Главная мысль “считывается” сразу: слияние, единение человека с природой. Раз такая гармония есть, человек находит силы жить, трудиться, любить... Близость к природе и есть источник жизни, красоты и духовности. Тема не новая, но в творчестве Кадырова она преломляется так ярко, так индивидуально, что его картины не просто запоминаются, а западают в душу, около них хочется постоять, поразмышлять...
Целая повесть рождается в воображении у полотна “Тайны сундука”. Вот так, наверное, бабушка маленького Рафаэля - Фахриямал сидела у распахнутого сундучка, доставала и разглядывала дорогие, памятные вещи, свидетельства былого, а ему было интересно, что же там такое...
Рафаэль Рашитович с особым теплом воплощает в своих полотнах образы людей немолодых, истинных носителей, как он считает, мудрости и духовности. Это дань благодарности бабушке. “Фахриямал, - рассказывает художник, - была второй женой моего деда, Таипа, первая же умерла от воспаления легких... Аллах не дал Фахриямал своих детей, и она нас, шестерых внуков, очень любила. Отец и мать - учителя - всегда были заняты на работе, поэтому основная функция по воспитанию лежала на ней”.
Поэтичностью, лирическим настроением завораживает картина “Танец гор”. На переднем плане - четыре девушки, стройные, грациозные, как тростинки, пришли к источнику за водой. Певучие линии их фигур, рук, коромысел повторяют линии вершин на горизонте. И пейзаж, и люди выписаны в одинаковых тонах - багряно-красных и бирюзовых. Всё это, видимо, подчёркивает мысль о том, что человек является частью мироздания, первозданной красоты и величия.
Жанрово-бытовые зарисовки “Курбан-хаит”, “Осенние краски” тоже излучают свет, добро, искренность. К историческому прошлому отсылают полотна “Проводы” и “Встреча”. Буквально сражает экспрессией “Аллегория плодородия”...
Всего в экспозиции двадцать одна работа, они написаны в период с 1991 по 2012 год. Выставка “Струны души” открылась 3 ноября, в Ночь искусств, и Кадыров сразу же уехал домой в Ишимбай, где живёт и работает с 1979 года, с момента окончания художественного факультета Башкирского государственного педагогического института. Отсюда уходили картины на многочисленные республиканские, всероссийские, всесоюзные, зональные, региональные, международные и зарубежные выставки. Свыше шестидесяти произведений находятся в пятнадцати государственных музеях и картинных галереях Российской Федерации. Около ста пятидесяти работ - в различных учреждениях Башкортостана, и более ста - в частных собраниях за рубежом (Испания, Франция, США, Австрия, Германия, Израиль, Канада, Италия, другие страны).
Параллельно с уфимской сейчас проходит экспозиция новой серии произведений в Салаватской картинной галерее
Детище художника - Ишимбайская галерея. В ближайших планах - превратить её в Музей современного искусства с постоянно действующими экспозициями живописи и графики, подыскивается подходящее здание. В этом вопросе в лице главы Администрации Ишимбайского района Рафаэль Кадыров нашел надёжного сподвижника.
...После осмотра экспозиции “Струны души” захотелось поговорить с автором, кое о чём расспросить, особенно о самых свежих работах - шести картинах, объединённых названием “Метаморфозы памяти”. Для чего, например, используются здесь натуральные предметы, вплетенные в ткань работы - покрывало, чётки, письма... Я осмелилась отправить Рафаэлю Рашитовичу электронное письмо, и он не просто отписался, ответил на все вопросы, в том числе и о бабушке. Так благородно и великодушно... И я подумала: “Хорошо его воспитала Фахриямал, светлая ей память!”
В качестве ответа на вопросы о “Метаморфозах...” художник привёл фрагмент комментариев, звучащих во время экскурсии - они принадлежат его жене и единомышленнице Елене Кадыровой. И мне кажется, не надо ничего пересказывать, вот дословно её тексты:
“Метаморфозы памяти” - серия работ художника, где живопись можно определить как духовно-философскую по содержанию. На всех шести полотнах мы видим образ дедушки автора, предстающий как ориентир для духовных исканий, крепко впаянный в генетический код художника. Образ претерпевает изменения от вполне реальной личности до тонкой нематериальной субстанции, готовой к переходу в иной мир.
Первая работа открывает перед нами представления художника о дедушке, которого он никогда не видел. Сам Рафаэль, в образе маленького мальчика, склоняет голову перед мудростью деда, который, кстати, был муллой. Наклеенные на работу рукописные духовные тексты, найденные в доме деда, - они как частицы памяти, которые художник пытается трансформировать в цельный образ.
Второе полотно - образ дедушки в миру. Образованный человек, он вел активную переписку с единомышленниками и не только. Об этом говорит лист в левом верхнем углу картины - переписка с оренбургским купцом.
Третье полотно - дедушка после намаза - строгий, одухотворенный... В верхнем правом углу работы мы видим настоящие старинные четки.
Четвертое произведение - старик в белых одеждах, “победивший свои грехи”, совершивший паломничество в свою духовную очищающую Мекку.
Пятая картина - старик с закрытым лицом, прозрачный образ которого растворяется, уходит из бренного мира в жизнь вечную. На левой половине картины мы видим черную плодородную землю, поглотившую физическую оболочку и проросшую живыми цветами памяти, оставленной о человеке...
Шестое полотно - с едва различимыми очертаниями пожилого человека, отпечатанными во времени (как во всех шести полотнах серии, неизменно постоянными). На переднем плане воссоздается образ прекрасной девушки как символ души старика, скопленных за земной путь добра и любви. Мы думаем, что обладаем памятью, а на самом деле - это она обладает нами, совершая глубинные изменения, или метаморфозы, составленные из едва уловимых вспышек и глубинных длительных переживаний и трансформаций...”
Как все творческие люди, Рафаэль Рашитович не любит сообщать о планах. В живописи он остаётся приверженцем своей основной темы - поиска потерянной духовности, что ему очень близко.
На выставку “Струны души” вы можете попасть до 25 ноября. Ещё можно успеть посмотреть и убедиться, что благодаря таким творцам, как Рафаэль Кадыров, чувство сопричастности увиденному испытают многие люди. А это ох как нужно в наше время!
Нина ЖИЛЕНКО.
НА СНИМКАХ: работа Рафаэля Кадырова “Аллегория плодородия”; выставка восхищает, заставляет задуматься людей разных возрастов.
Фото Лилии ЗАГИРОВОЙ.
НА СНИМКАХ: работа Рафаэля Кадырова “Аллегория плодородия”; выставка восхищает, заставляет задуматься людей разных возрастов.
Фото Лилии ЗАГИРОВОЙ.
20-11-2014 (0) Просмотров: 2 180 Номер: 223(12621) Версия для печати