"Ревизия" учебников, право на выбор и содержательная часть стандарта
На прошлой неделе в Уфе решали, какой быть школе завтрашнего дня. В нашем городе состоялся семинар-совещание, посвященный образовательным стандартам. В обсуждении принимали участие более двухсот специалистов со всей страны. В их числе - представители министерств образования и институтов повышения квалификации.
Один из главных вопросов - разработка и утверждение стандартов воспитания в образовательных учреждениях. Действующие стандарты общего образования задают рамки, ориентиры, но в них отсутствует содержание.
- Обновленная программа воспитания появится в ближайшее время для всех уровней общего образования. Точкой отсчета возьмем начальную школу, которая уже полностью перешла на новые стандарты, - сказал заместитель директор департамента государственной политики в сфере общего образования Минобрнауки России Алексей Благинин. - В следующем году мы планируем сделать это для подросткового звена, и в 2018 году завершим такую работу для старшей школы.
По его словам, стандарты впервые за всю историю советского и российского образования задают единые требования к условиям и к результатам обучения и воспитания. Еще одна работа, которая предстоит, - это "ревизия" рекомендованных учебников. По словам Алексея Благинина, в начальной школе действует четыреста тридцать четыре учебника, "но это немного перебор". Список литературы включает в себя порядка шестидесяти книг по технологии, примерно такое же количество по музыке и физкультуре.
- Выбор должен остаться в любом случае, но не из двенадцати похожих друг на друга линеек, а только трех-четырех, которые отвечали бы разным запросам целевых групп, - сказал Алексей Благинин. - Должны быть базовая линейка и учебники для углубленного, профильного обучения.
Тема совещания звучала как "Реализация федеральных государственных образовательных стандартов общего образования: управленческий аспект с учетом этнокультурных и национальных особенностей". И наша республика неспроста была выбрана в качестве площадки для проведения данной встречи.
- На своем опыте мы покажем, как в Башкортостане изучают родной язык люди разных национальностей, - говорит министр образования региона Гульназ Шафикова. - Башкирский язык проходят только в Республике Башкортостан. Тогда как мы, в свою очередь, изучаем удмуртский, мордовский и другие языки. Мы поделимся опытом создания необходимых условий, расскажем о том, какая работа ведется в школах и как мы помогаем педагогам.
Гульназ Шафикова отметила также, что в республике в данный момент действует четыре образовательных кластера - нефтехимический, оборонно-промышленный, педагогический и машиностроительный. Они выстроены в линейки - начиная с детского сада, затем школа, вуз или ссуз и предприятие.
...Открывая пленарную часть совещания, заместитель Премьер-министра Правительства Республики Башкортостан Салават Сагитов отметил, что одним из важных аспектов государственной политики в стране и регионах является образовательный процесс. При этом огромное внимание уделяется государственным стандартам, которые постепенно внедряются в практику. Салават Талгатович выразил надежду, что дискуссии, презентации, которые прошли на базе уфимских учебных заведений, обмен опытом станут весомым вкладом в дальнейшую работу профессионального сообщества педагогов, руководителей учреждений образования, общественности.
Алина ТЕПЛОВА.
1-11-2016 (0) Просмотров: 1 400 Номер: 161(13059) Версия для печати