$ - 102.5761
€ - 107.4252

ЧИТАЙТЕ В НОМЕРЕ

Горячая биография огнеборцев столицы

Пронзая столетья, зажигая сердца…

«Ещё книги – будут!»

Девятьсот пятьдесят шагов по улице Уфимской

Душа кочующего театра, или Праздник на нашей улице

Паломничество в сторону Востока


Завтра, 9 июля, в Башкирском государственном художественном музее имени Михаила Васильевича Нестерова торжественно откроется выставка "Образ Востока в русском искусстве первой половины XX века". В церемонии примут участие министр культуры Российской Федерации Владимир Мединский, президент Фонда поддержки и развития научных и культурных программ имени Шихабутдина Марджани Рустам Сулейманов, а также министры культуры стран ШОС и БРИКС.

Этот масштабный проект осуществлен Государственным музейно-выставочным центром "РОСИЗО" и Саратовским государственным художественным музеем имени Александра Николаевича Радищева при участии Государственного музея искусств народов Востока, Государственной Третьяковской галереи, Фонда поддержки и развития научных и культурных программ имени Шихабутдина Марджани и частных коллекций. В экспозиции представлены живописные и графические работы двадцати художников, чье творчество было так или иначе связано со Средней Азией.
Главными героями проекта являются Павел Кузнецов, Петр Уткин и Мартирос Сарьян - именно их работы открывают экспозицию. Читателю следует пояснить, что перечисленные авторы относятся к символистам второй волны, и в апреле 1904 года в Саратове они организовали знаменитую модернистскую выставку "Алая роза".
Правда, уфимской публике представят более поздние вещи (значительная часть привезенных полотен относится к 1910-1940 годам) - экзотику Средней Азии "младосимволисты" откроют для себя только лет через пять после скандального саратовского вернисажа, когда мода на восточную тематику станет уже общим местом в европейском искусстве. Но если Матисс или ван Донген искали вдохновения в Тунисе или Марокко, то русские художественные революционеры устремлялись в заволжские татарские степи, скифский Крым и далее на юго-восток.
Поэтичные "голуборозовцы" - лишь одна из глав хроники "паломничества в страну Востока" передового отечественного искусства. Основные этапы этого путешествия и пытается восстановить выставка, не претендуя на академическую полноту, зато стремясь подчеркнуть индивидуальность каждого автора, его верность себе и одновременно вольную или невольную реакцию на требования времени.
Средняя Азия для русских художников первой половины прошлого века - мифический край, повод для вдохновения, а иногда просто игра воображения. Например, член общества "Бубновый валет" Илья Машков вообще никогда там не был, а его коллега Аристарх Лентулов добрался только до Крыма, что не мешало одному писать пряные восточные натюрморты, а другому - мечети и старые ханские дворцы. Ну а если кто и доезжал до "Самаркандии" (вспомним название путевых заметок Кузьмы Петрова-Водкина, еще одного знаменитого героя проекта), то яркий солнечный свет, сумасшедшие краски икатов и затейливые орнаменты сюзане, космический силуэт Шах-и-Зинда и каллиграфия Корана не оставляли равнодушными.
В конце 1920-х Александр Волков, автор знаменитой "Гранатовой чайханы", "самый удивительный художник Узбекистана", как называли его друзья, соединивший радикальный авангард и традиционные формы, создает экспериментальное объединение "Мастера Нового Востока". Несколько лет спустя "бригаду Волкова" пополняют примитивист Николай Карахан, фресковой мощью своих полотен напоминающий Диего Риверу, и визионер Урал Тансыкбаев (по легенде, он, на склоне лет ставший главой Союза художников Узбекистана, умер от инфаркта, увидев свои ранние полотна). В 1930-е создает свой "Библейский цикл" уроженец Витебска Рувим Мазель - он переносит на туркменскую землю сюжеты Священного писания. Пародирует картины на "производственную тему" Павел Щеголев. Так рождалось уникальное явление, которое теперь искусствоведы называют "туркестанским авангардом".
Но Средняя Азия была отдушиной не только для авангардистов, но и для традиционалистов, бежавших от плена советского официоза. Нынешняя выставка практически возвращает из небытия тончайшего живописца и графика, представителя "московской школы" Льва Крамаренко и его жену Ирину Жданко. Бытовые зарисовки, сделанные ими во время официальных поездок 1930-х годов и в трагической, стоившей Крамаренко жизни эвакуации в начале 40-х, не претендуют на новаторство, но отличаются профессионализмом и свидетельствуют о зоркости глаза. Равно как и работы русского сезанниста Роберта Фалька, также созданные в эвакуации. На нынешней выставке даже соцреалист Семен Чуйков с его "Мальчиком с рыбой" (1924) кажется немецким экспрессионистом.
Восток будоражил, вдохновлял, преображал русское искусство. Его магию и энергию пытались разгадать и зафиксировать отечественные художники. А вслед за ними - анонсируемая выставка.

Подготовила Людмила КОНДРАШОВА.

Дата создание новости 8-07-2015   Комментарии (0)   Просмотров: 1 251     Версия для печати

22 ноября 2024 г. №82(13826)


«    Ноябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 





ВАКАНСИЯ

Редакция газеты «Вечерняя Уфа» примет на работу корреспондента с опытом работы. Зарплата по результатам собеседования (оклад плюс гонорары). Резюме присылайте на почту ufanight@rambler.ru с пометкой «корреспондент». Обращаться по телефону: 286-14-65.



 
© 2011-2023, Редакция газеты «Вечерняя Уфа»
Использование материалов без письменного согласия владельца сайта запрещено.