$ - 100.2192
€ - 105.8090

ЧИТАЙТЕ В НОМЕРЕ

Горячая биография огнеборцев столицы

Пронзая столетья, зажигая сердца…

«Ещё книги – будут!»

Девятьсот пятьдесят шагов по улице Уфимской

Душа кочующего театра, или Праздник на нашей улице

Ленара ИВАНОВА:

“Даже “текучка” питает идеями!”


“Даже “текучка” питает идеями!”

Что ни говорите, а бытие играет важную роль в нашей жизни - и работа, и зарплата... А еще есть много вещей, о которых мы в повседневной суете можем даже не задумываться, хотя для кого-то они являются вопросами выживания....
Именно поэтому наш корреспондент встретился с министром труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан Ленарой ИВАНОВОЙ.


- Ленара Хакимовна, не раз слышала, как Вас называли самым доступным министром. Не мешает ли подобная открытость в работе?
- Однозначно - не мешает. Я считаю, что нашему министерству по-другому позиционироваться просто нельзя. Кроме того, мы действительно очень открытые. Нам в прямом смысле нечего скрывать от народа (улыбается).

- Но контакты с людьми отнимают время...
- Согласна. В этом смысле быть открытым - тоже труд. Но это часть нашей повседневной работы. Есть те, кто приходит на прием неоднократно: “Вот вы нам в одном деле уже помогли, а помогите еще в другом...” И обращаются не только с личными вопросами. После конференции “50 плюс. Все плюсы зрелого возраста” я была просто поражена тем, какое количество народу приходило с проектами, причем весьма интересными. Просто некоторые предлагают то, что требует больших первоначальных вложений, но, к сожалению, у государства нет дополнительных средств на этот случай, у нас расписана каждая копейка! Чтобы получить финансирование, нужно либо попасть в программу, либо выиграть грант или же искать спонсоров.
Кстати, если говорить о работе нашего министерства в целом, то в 2012 году на реализацию государственной политики в области труда, социальной защиты и занятости населения из федерального и республиканского бюджетов было предусмотрено 16,4 миллиарда рублей. А в наступившем году предполагается выделить 17,2 миллиарда.

- Буквально на днях Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации вывесило у себя на сайте целый раздел “Открытое министерство”. Там и общественный совет уже создан. Получается, Вы угадали с направлением...
- Давно говорю о том, что нам необходим общественный совет. Быстро, к сожалению, не получается: пресловутая “текучка”... Но и без нее никак на самом-то деле. Во-первых, это просто необходимая работа, которая не всегда видна. Во-вторых, “текучка” тоже питает нас идеями!

- Ленара Хакимовна, а кого именно Вы хотели бы видеть в общественном совете?
- Безусловно, авторитетных людей, причем необязательно “социальщиков”. Мне, например, очень нравится Иван Кондратьевич Мироненко, бывший председатель Госплана республики, мудрейший человек. Вот о таких знаковых для Башкортостана людях и должна идти речь.

- Грамотных и добрых?
- Совершенно верно. Ум и доброта - как раз то, что нам нужно в данном случае. Как нужен и некий взгляд со стороны. Ну и, конечно, в совет должны входить представители общественных организаций и журналисты.
А внутри совета необходимо создать тематические комиссии. У нас уже, кстати, работает аналог такой структуры - комиссия по техническим средствам реабилитации и санаторно-курортным путевкам. Туда сами инвалиды и входят, они решают вопросы со знанием дела, как потребители. По приютам тоже необходим свой общественный орган, ведь здесь так много вопросов, которые пока не урегулированы...

- Думаю, что тему благотворительности тоже необходимо выделить отдельной строкой...
- Да, она исключительно важна. Совет по вопросам благотворительной деятельности возглавляет Президент республики. Первое заседание состоялось год назад, за прошедшее время многие вопросы удалось документально регламентировать - жизнь требует системности. Если посмотреть проработанные и принятые Советом решения, можно сказать, что в этой области произошел серьезный сдвиг. Не все сразу заметишь, но затронуты такие глубинные пласты, разработка которых в конечном итоге обязательно принесет плоды. Практически во всех городах и районах созданы аналогичные советы. Идет своеобразная эстафета. Если же вспомнить самые яркие события, то это, безусловно, Благотворительный марафон в Октябрьском, проходивший с августа по октябрь прошлого года. Тогда небольшой город показал, что может выстроить работу в этом ключе не хуже, чем столица.
Много сделано, еще больше планов на год наступивший. Это и развитие портала благотворительности, и ведение реестра получателей помощи, и особое внимание к теме волонтерства...
Важное направление, которое будет систематизировано, - проведение благотворительных sms-акций (речь о “Среде милосердия” на телеканале “БСТ” - С.Ш.). В конечном счете именно Совет по благотворительности будет определять и периодичность этих акций, и цели, на которые пойдут деньги. Скажем, для лечения ребенка требовалось собрать 200 тысяч, а собрали 1 миллион. Что делать с остальной суммой? Решит Совет. А вся информация о движении средств появится на сайте. Обеспечить такую прозрачность - кропотливейшая работа, которую обязательно нужно отладить.
Говоря о благотворительности, нельзя не упомянуть о том, что за последние год-два в нашем обществе произошел своеобразный всплеск, появилось множество желающих делать добро, помогать другим, и это очень радует. Столько инициатив у Общественного фонда развития города, Благотворительного образовательного фонда “Мархамат”, Ассоциации родителей детей-инвалидов “БАРДИ”, фонда имени Засова, многих других! А какое количество социальных проектов инициировано просто неравнодушными людьми: это и блогеры, которые дарят воспитанникам приютов новогодние подарки; и волонтеры, организующие поездки в дома престарелых; и телеканалы, проводящие благотворительные ярмарки. Просто шквал начинаний, которые не остаются лишь идеями, а претворяются в жизнь.

- Ленара Хакимовна, недавно под Ваше “крыло” передана служба занятости. Хлопот, понятно, прибавилось. А название министерства почему не поменяли?
- Хлопот добавилось. Причем количество сотрудников, курирующих вопросы занятости, сократилось. А название мы предложили не менять по простой причине - чтобы сэкономить деньги, силы и время. Тем более что Министерство труда и социальной защиты России тоже содержит в себе направление занятости без указания в названии.
После “переформатирования” министерство займется работой, которую никто раньше не делал, - будем осуществлять прогноз баланса трудовых ресурсов. Фактически это важнейшая составляющая социально-экономического развития республики. Кадры - такой же значимый ресурс, как основные фонды или оборотные средства. Никакие инвестиционные проекты не могут быть осуществлены, если у жителей региона нет достаточной квалификации и компетенции в нужной области. Инвестор просто уйдет с этого рынка... Поэтому утверждение “кадры решают все” сегодня особенно актуально.
Кстати, на портале службы занятости (мы с сайтом министерства объединять его пока не стали) количество посещений - к сведению работодателей - достигает 500 тысяч в месяц. У нас имеются электронные банки вакансий и резюме. Просто заходишь и подбираешь себе работника. Мы фактически становимся конкурентом частным кадровым агентствам.

- И какова сегодня ситуация в направлении занятости населения?
- У всех на слуху низкий процент регистрируемой безработицы. В течение года он снизился с 1,4 процента до 1,3 процента. Неужели в республике всего 26,4 тысячи безработных? Конечно, нет: в службу занятости пойдет далеко не каждый. Обращение туда - это, в принципе, определенный показатель доверия к государству и отработанности государственных механизмов помощи безработным. А посему низкий уровень регистрируемой безработицы вовсе не означает, что в данном конкретном регионе все хорошо.
Более объективным показателем является общая безработица, которая определяется по методике Международной организации труда. Ее определяют органы статистики путем проведения исследований по проблемам занятости. Уровень общей безработицы (она охватывает и пенсионеров в возрасте до 72 лет) у нас на сегодня по республике составляет 5,5 процента (больше уровня регистрируемой безработицы в 4,2 раза). Как и регистрируемая безработица она снизилась за последний год. В прошлом, например, она составляла 7,7 процента.
Интересными являются результаты Всероссийской переписи населения 2010 года. Анализ ее данных свидетельствует о большой разнице между уровнем регистрируемой и общей безработицы в территориальном разрезе. В отдельных районах общая безработица больше регистрируемой в 13 раз (в среднем по республике - в 5,8 раза).
На местах необходимо повышать уровень занятости населения, в первую очередь, за счет привлечения инвестиций, создания рабочих мест, реализации специальных программ, поддержки личной инициативы граждан. Решая задачу сближения показателей регистрируемой и общей безработицы, необходимо обеспечить соблюдение прав и гарантий населения на трудоустройство и защиту от безработицы, исключив любые проявления субъективизма.
Чем ближе показатели регистрируемой и общей безработицы, тем правильнее действия государства. Словом, трудиться есть над чем.

- Назовите, пожалуйста, основные болевые точки в сфере занятости...
- Это, как я уже отметила, существенные различия территориальных рынков труда. Также пока не удается уравновесить спрос и предложение рабочей силы по отдельным профессиям.
Несмотря на различные меры содействия занятости инвалидов, женщин, имеющих малолетних детей, молодежи, на сегодняшний день остаются определенные сложности с их трудоустройством.
Изменить состояние экономики и увеличить количество рабочих мест не в наших силах. Но в перспективе я вижу нашу миссию именно в выправлении рынка труда. Делать это можно лишь с прицелом на будущее, ориентируясь на молодежь.
Уверена, отраслевые министерства должны быть держателями банка данных об одаренных детях. Нам нельзя забывать о них после их поступления в вуз. Президент республики Рустэм Закиевич Хамитов все время с огромной болью говорит о том, что наш интеллектуальный потенциал просто вымывается - молодежь уезжает “за хорошей жизнью”. Смысл в том, чтобы не потерять ее лучших представителей и после окончания вуза предложить интересную работу с достойной зарплатой здесь, на родине. В каком-то смысле “вести” их после окончания школы, вуза, не упустить. Речь о “звездах” в каждой из отраслей. Именно такие ребята способны двигать республику. Нам с министерством образования, а главное, с местными администрациями нужно отработать такой механизм.

- А как же тогда быть с рабочими кадрами?
- Действительно, 80 процентов банка вакансий - это рабочие профессии, между тем как 60 процентов безработных имеют среднее или высшее профессиональное образование. Родители, мечтая об образовании своего ребенка “любой ценой”, часто просто следуют стереотипам, которые давно пора менять. Все более востребованными становятся “технари”, а “гуманитарии” уходят на второй план. Ведь сейчас создаются совершенно новые производства, есть такие рабочие профессии, по которым могут трудиться только люди с высшим образованием. Фактически нам нужны рабочие кадры нового поколения. И наша задача - перевернуть мышление людей в этом отношении. Безусловно, нужны грамотная социальная реклама и конкурсы профессионального мастерства (между прочим, именно в Уфе прошел финал Всероссийского конкурса “Лучший по профессии” в номинации “сварщик”), а еще правильный информационный фон. Но ничего лучшего, чем старая добрая система профориентации в школах, до сих пор не придумано. Отрадно, что работодатели начинают это понимать.
Пока еще на зачаточном уровне появляется конкуренция за рабочие кадры между компаниями. А это, в свою очередь, рождает по-настоящему высокое качество персонала, лучшие условия труда и солидную зарплату. Вот наша конечная цель. Работодатели уже осознают: если они будут платить копейки, престиж профессии они никогда не повысят.

- Мне кажется, что мы перешли к собственно разговору о труде...
- Да, это, пожалуй, главное - чтобы у людей были зарплата, безопасные условия труда и мир в коллективе. Эти три составляющие темы труда находят в работе нашего министерства четкое отражение.
Отрадно, что по итогам третьего квартала график темпов роста заработной платы в республике впервые пересек аналогичную общероссийскую кривую. То есть у нас зарплата растет быстрее, чем в среднем по стране, причем не только среднемесячная, но и реальная, с учетом инфляции. За 10 месяцев 2012 года реальная заработная плата выросла на 9,7 процента, в России - 8,8 процента. Это наше общее достижение, итог целенаправленной, последовательной работы, внимания к данному вопросу со стороны Президента и отраслевых министров, результат регулярных мониторингов, ну и, конечно, благоприятной экономической конъюнктуры. Не скрою, пока наше опережение незначительно, но в этом направлении мы планируем работать и дальше. Если у людей будет хорошая зарплата, нам меньше придется выплачивать им пособий, льгот и компенсаций. При достойной зарплате человек может и содержать свою семью, и помогать родителям-пенсионерам.

- Ленара Хакимовна, тема охраны труда - одна из самых непростых... А как в республике обстоят дела в этой сфере?

- Здесь тоже есть предмет для гордости. Во-первых, мы активно занимаемся продвижением аттестации рабочих мест. Удельный вес аттестованных рабочих мест по итогам 9 месяцев ушедшего года в Башкортостане достиг 64,2 процента, тогда как в среднем по России таких рабочих мест не более половины. Аттестация крайне важна вот еще почему: с 1 января 2013 года изменятся отчисления работодателей в Пенсионный фонд Российской Федерации: вводятся дополнительные тарифы страховых взносов за работников вредных и опасных производств. Размеры этих тарифов дифференцированы в зависимости от вида работ. В 2013 году они составят от 2 до 4 процентов, в 2014-м - от 4 до 6, в 2015-м - от 6 до 9. То есть появляется реальный механизм, призванный стимулировать деятельность работодателей по улучшению условий труда. Вот за такую системность во всем мы и ратуем!
Кроме того республика входит в пятерку субъектов Российской Федерации с самым низким уровнем производственного травматизма.....

- Давайте переключимся на вопросы развития социального партнерства...
- Хорошо, но сначала я поясню, почему эти процессы так важны. Главная идеология социального партнерства - возможность договариваться. В республике с конца 90-х не зарегистрировано ни одного коллективного трудового спора. Несмотря на повышенную протестную активность прошедшего года, считаю, сторонам социального диалога удается достигать компромиссных решений - на уровне предприятий, отраслей, территорий и всей республики. Мир нужно ценить.
Начиная с конца 2011 года мы ведем пятнадцать мониторингов, в том числе по выполнению трехсторонних соглашений. Аналитика по ним поступает в Правительство, главам администраций.
Положительным моментом можно считать и то, что в 2012 году мы охватили практически всю республику зональными трехсторонними семинарами. Вместе с представителями Госинспекции труда, Федерации профсоюзов, Союза работодателей, иногда и прокуратуры выезжали в различные районы и города. Последний семинар прошел 14 декабря в Уфе, где мы собрали представителей двенадцати районов, расположенных недалеко от столицы.
Эти семинары вызвали очень большой интерес. Ведь все, о чем мы сейчас говорим с вами обзорно, участники разбирали целый день, определяли ориентиры для выстраивания дальнейшей работы, обменивались опытом. И у нас теперь имеется обновленный пофамильный состав трехсторонних комиссий по всем территориям. А когда информация упорядочена, человек экономит время и силы, освобождая их для другого конкретного дела.

- Ленара Хакимовна, меня особо интересует то, что касается социального обслуживания населения...
- Сегодня в республике функционирует целая система социальных служб. Она представлена 94 учреждениями социального обслуживания населения. Ежегодно учреждениями обслуживаются порядка 290-300 тысяч человек, из них около 7 тысяч постоянно проживают в стационарных условиях. Около 27 тысячам пожилым и инвалидам социальная помощь оказывается на дому (соцработники навещают людей, покупают им лекарства, продукты, моют полы и так далее).
В этой сфере, на мой взгляд, тоже происходит тектонический сдвиг. И поскольку все начинается с кадров, считаю очень важным тот факт, что мы начали людей обучать в новом формате. Сейчас есть программы, в которых предусмотрены на это средства. Расходы на стажировку и обучение заложены как в “Программе повышения качества жизни пожилых людей в Республике Башкортостан”, так и в “Доступной среде”.
Мы провели 72-часовые зональные семинары “Школа ухода” для заведующих социально-медицинскими отделениями комплексных центров социального обслуживания населения. И они позволят потом превратить наши комплексные центры в настоящие школы ухода. То есть мы подготовили учителей, которые на местах будут по цепочке передавать свои знания другим; показали людям, как пользоваться коляской конкретной модификации, как лежачему больному поменять памперс и так далее. Вкупе с деятельностью пунктов проката технических средств реабилитации такое обучение, думаю, даст очень хороший эффект.
Кроме того появляются в республике служба сиделок, социальное такси и социальные столовые. Уфимцев последними не удивишь, но, кроме столицы, они существовали до этого лишь в трех населенных пунктах республики, теперь же это направление развивается очень активно. Мы свою задачу видели в том, чтобы показать, как можно открывать такие столовые, используя средства благотворителей. Сейчас данный вопрос рассматривают во многих районах, идут переговоры с потенциальными благотворителями - как правило, это бизнесмены, занимающиеся оптовой торговлей съестными продуктами.
Проект “Социальное такси” тоже внедряется без участия бюджетных денег, на это используются средства благотворителей, и везде проблема решается по-своему: где-то предоставляются значительные скидки, где-то достигнута договоренность, что в определенный день возят людей бесплатно. Но везде, где это сделано, сделано через наши комплексные центры, которые становятся реальной площадкой для контактов.

- Вы упомянули службу сиделок...
- Она сегодня очень востребована: многие послеоперационные больные, пожилые нуждаются в паллиативных койках, то есть койках сестринского ухода, которых у нас катастрофически не хватает. Уход за тяжелыми больными просто отдан на откуп частникам, и цены у тех заоблачные. В общем-то, это не совсем наша тема, но мы рассматриваем разные пути решения проблемы, в том числе через социальные комплексные центры. В таком случае услуга, конечно, все равно останется платной, но стоимость ее будет ниже. Если удастся зайти на этот рынок, возможно, мы сумеем создать здесь конкуренцию и несколько снизить цены. В любом случае мы являемся гарантом того, что данная работа будет сделана качественно и такими людьми, которым можно доверять.
Вообще, увеличение доли платных услуг среди услуг, оказываемых нашими центрами, - требование времени и реальная возможность повышать зарплату социальных работников. Как известно, по указу Президента России, мы обязаны обеспечить в 2018 году зарплату социальных работников в размере не ниже средней по экономике региона (по нашим расчетам нужно более 8 миллиардов рублей). А бюджетных средств на это недостаточно. К тому же нельзя забывать и о дифференциации. Ведь не может работник с самой низкой квалификацией получать больше коллег с образованием и более сложным функционалом. То есть средств нужно еще больше, чтобы не допустить напряженности в коллективах и в итоге не потерять ценные кадры. Следовательно, потихоньку надо привыкать к “зарабатыванию” как нашим работникам, так и тем, кого они обслуживают.
Крайне перспективной также является тема государственно-частного и государственно-общественного партнерства. Вместе с экономическим блоком прорабатываем возможность открытия частных пансионатов для пожилых.

- Есть ли в направлениях, касающихся работы с семьями, приоритетные?
- Я бы назвала в числе таковых профилактику семейного неблагополучия. Нужно создавать такие механизмы, которые позволят предупреждать негативные ситуации. Имею в виду создание центров помощи семье и детям. Подобные структуры могут быть отделениями наших комплексных центров социального обслуживания. Здесь должна оказываться как психологическая, так и юридическая помощь, обязательно должен работать социальный педагог. Допустим, супруги на грани развода, невестка не ладит со свекровью - бегом к нему! Тема очень серьезная, и мы сейчас разрабатываем эту идею... Если не получается сразу и везде создать полноценную службу семьи со всеми ее атрибутами, давайте попробуем сделать пилотный проект на одной из территорий! Зафиксируем определенные показатели на входе в проект (уровень преступности, суицида и другие данные, характеризующие неблагополучие общества) и посмотрим, что будем иметь на выходе. Ведь нужно считать не только те суммы, которые мы потратим, но и те, что сэкономим: скажем, если удастся предотвратить трагедию, не нужно будет оплачивать содержание человека в тюрьме, а ребенка - в детском доме. И главное, сколько мы судеб не исковеркаем! Ведь нельзя сказать, что вложения в социальную сферу - это просто потребление. Они могут и должны давать конкретный эффект, чтобы общество в итоге становилось здоровее. Просто надо соответствующим образом перенастраивать свою работу (между прочим, Уфа в этом плане очень хорошие результаты показывает). Моя мечта - создать, как в медицине, участковую социальную службу, дабы каждый микрорайон был закреплен за конкретным специалистом.

- Вопрос вопросов - решение проблем людей с ограниченными возможностями здоровья...
- В работе с инвалидами важно все: меры социальной поддержки (то есть выплаты), обеспечение техническими средствами реабилитации, санаторно-курортным лечением, собственно реабилитация, создание доступной среды, трудоустройство...
Одним из важнейших направлений работы с этой категорией людей считаю проведение мероприятий по их социализации, повышению степени их адаптации в повседневной жизни. Кстати, недавно в нашем министерстве чествовали номинантов Международной премии “Филантроп”. Награждались певцы, композиторы, артисты... все - с инвалидностью. Ее наличие их творчеству не помешало.
В 2012 году мы организовали поездку детей с ограниченными возможностями здоровья в Санкт-Петербург на фестиваль “Шаг навстречу”. Участвовали в Тюмени в форуме, организованном Фондом поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. На выставке представили программу “ИТАЙ - рожденный позаботиться о себе сам” для семей, воспитывающих детей-инвалидов. Кстати, она была удостоена Гран-при. Этот проект уже работает, программные деньги потрачены на оборудование. Родители детей-инвалидов получили реальную профессию, их научили пользоваться оборудованием для холодной ковки, они зарабатывают себе на жизнь.
Понятно, что в работе с инвалидами масса нерешенных вопросов. Существуют нарекания к качеству технических средств реабилитации, особенно инвалидных колясок, а денежные сертификаты на их приобретение будут выдавать не раньше 2014 года. Огромная проблема - реабилитация инвалидов. Соответствующих учреждений для взрослых в республике просто нет. А если они и появятся (мы в этом направлении тоже работаем), то во многом будут платными. Бесплатно согласно федеральному законодательству подобные услуги должны предоставляться только детям.
В настоящее время в республике функционируют 4 реабилитационных центра для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья - в Нефтекамске, Кумертау, Белорецке и Уфе - с отделениями и филиалами в городах и районах республики. Практически везде, начиная с материально-технической базы и заканчивая удержанием квалифицированных сотрудников, есть болевые точки. По поручению Президента мы начали разработку целевой программы, в которой все это найдет отражение.
Что же касается создания доступной среды, то здесь мы тоже в самом начале пути. Кстати, только к соцзащите в этом смысле взывать бесполезно: доступная среда зависит от проектировщиков, архитекторов, дорожников, строителей, ремонтников... То есть главная-то проблема у нас в головах. В головах руководителей госорганов, учреждений, а также владельцев аптек и магазинов, кафе и кинотеатров - людей, принимающих решения. Эти вещи должны закладываться уже на стадии проектирования. Ломать, менять - зачастую не просто дорого, но и... уродливо.
Говоря о безбарьерной среде, мы обычно делаем акцент на физической доступности объектов инфраструктуры для людей с проблемами опорно-двигательного аппарата, колясочников. Таких у нас среди инвалидов 1,1 процента. Далее: 1,7 процента - люди с проблемами слуха, 6,7 процента - незрячие и слабовидящие. Значит, должна быть создана универсальная доступная среда. А ведь у нас нет предприятий, которые производят таблички по Брайлю, у нас, в принципе, нет тактильных полос для слепых. Для глухих нет “бегущей строки” на остановках...
В общем, “Доступная среда” пока буксует. Деньги выделяются, “размазываются” тонким слоем по всем получателям - образование, культура, соцзащита... Вот разделили мы свои средства по учреждениям: кто-то поручень сделал, кто-то пандус, кто-то парковку... И все: деньги кончились, и, по большому счету, ничего не изменилось. В обозримом будущем я не вижу ни одного объекта социальной инфраструктуры, доступного людям с ограниченными возможностями здоровья на 100 процентов, - чтобы и таблички по Брайлю, и говорящий лифт...
Что мы предлагаем? Переосмыслить эту программу с нового года. Надо в каждой отрасли для начала хотя бы одно учреждение сделать доступным для всех категорий инвалидов - и всем показывать в качестве эталона: вот к чему нужно стремиться.
Напомню: с ноября у нас действует диспетчерская служба для глухих, в работе которой используются sms-сообщения и скайп. Мы также направили телеканалу “БСТ” деньги на приобретение оборудования для скрытого субтитрования. В принципе, у нас все правильно идет, просто все сразу не получается - денег недостаточно.
Отдельно хотела бы отметить роль общественных организаций инвалидов. Мы дважды в месяц проводим совещания с их руководителями, на таких встречах обсуждаются многие вопросы, то есть началась текущая систематическая совместная работа в постоянном режиме. Как говорится: “Ничего для нас - без нас”. Добавлю: там очень умные, толковые люди работают, так что я многого жду от этого сотрудничества.

- Вы уже сказали о проекте “50 плюс...”. Представители третьего возраста доказывают, что они - активная часть общества и готовы самореализовываться...
- Я поняла, о чем вы хотите спросить. Помогать таким людям можно по-разному. Кто-то готов пополнять свои знания и даже переобучаться с целью дальнейшего трудоустройства. Им прямая дорога в народные университеты, качество обучения в которых мы будем повышать. Это касается и введения новых предметов (планируем курс по управлению многоквартирными домами), и совершенствования уже имеющихся (при обучении основам компьютерной грамотности необходимо обеспечивать слушателей хоть какой-то методической литературой). Структура создана неплохая, но нужно совершенствовать ее работу. Уместно в данном направлении использовать и возможности электронного образования.
А есть люди, которым достаточно посещать клубы по интересам, чаю попить, пообщаться. Может, песни попеть. И потом, к примеру, и о “большой сцене” задуматься: имею в виду наш новый проект - фестиваль “Я люблю тебя, жизнь!”...

- Очень логично в этот блок вписывается такая новация, как социальный туризм...
- Уверена, пути назад точно нет, хотя в плане финансов это тяжелое направление. На сегодня в наших территориальных органах зарегистрировано 75 тысяч заявлений, а денег в прошедшем году хватило на 6 с половиной тысяч.
Что мы хотим сделать? Во-первых, ввести квоту для малоимущих, дабы их очередь двигалась быстрее. Во-вторых, уже в 2013 году ввести сертификаты. Пенсионеры, получившие их, смогут выбирать, где и когда купить путевку, доплатив, возможно, к бюджетным 10 тысячам какую-то сумму из своего кармана в одной из фирм, которые экспертный совет включит в число участников программы. (Все равно какой-то “фильтр” нужен: мы ведь должны быть уверены, что компания не разорится, что это не фирма-однодневка и так далее.) Подобные фирмы будут иметь право принимать сертификаты, а потом предъявлять их к оплате. Это выгодно пенсионерам, дает свободу выбора.
Вообще, для пенсионеров действует целый ряд программ. О том, что по совокупности мер, направленных на повышение качества жизни пенсионеров, республика на хорошем счету в стране, косвенно свидетельствует недавнее совещание у Премьер-министра России Дмитрия Медведева, прошедшее в Санкт-Петербурге. Среди всего трех субъектов Российской Федерации, приглашенных на совещание, была и наша республика. Хотя, и проблемы еще остаются.

- Возможны ли какие-нибудь подвижки, связанные с повышением доступности предоставляемых Вашей системой различных услуг населению?
- Что ж, вопрос является актуальным как для сферы социальной защиты, так и для сферы занятости населения. Сейчас мы много усилий прилагаем в части реализации федерального закона № 210-ФЗ - речь идет о межведомственных электронных запросах. Начиная с 1 июля 2012 года сотрудники наших территориальных органов (пока без учета службы занятости) уже направили в разные ведомства свыше 14 тысяч таких запросов. Значит, 14 тысяч раз люди не пошли своими ногами за какими-то документами, справками. С учетом того, что на получение одной справки в среднем требуется не менее полутора часов (это в городе, а в деревне, бывает, и целый день), можете представить, сколько времени в общей сложности сэкономлено. И все в конечном итоге направлено на то, чтобы человеку стало легче жить.
Также в 2013 году благодаря новому программному комплексу унифицируется работа в территориальных органах министерства в районах и городах республики. Близка к завершению конвертация всех данных льготников (а их более миллиона) в единую базу. Это очень кропотливый и объемный труд. Зато теперь людям не придется стоять в очереди в разные кабинеты, чтобы оформить два пособия, как это было всегда. Можно сделать все сразу при первом обращении.

- Большое спасибо за беседу, Ленара Хакимовна. От имени всех вечеркинцев поздравляю Вас с наступившим Новым годом! Успехов Вам во всех начинаниях, осуществления задуманного!

- Спасибо!

“Даже “текучка” питает идеями!”


Вопросы задавала Светлана ШИРОКОВА.
НА СНИМКАХ: Ленара Иванова; в День матери специалисты Минтруда республики вместе с сотрудниками других министерств и ведомств консультировали женщин-матерей.
Фото Лилии ЗАГИРОВОЙ.

Дата создание новости 12-01-2013   Комментарии (0)   Просмотров: 2 744     Номер: 5(12153)     Версия для печати

19 ноября 2024 г. №81(13825)


«    Ноябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 





ВАКАНСИЯ

Редакция газеты «Вечерняя Уфа» примет на работу корреспондента с опытом работы. Зарплата по результатам собеседования (оклад плюс гонорары). Резюме присылайте на почту ufanight@rambler.ru с пометкой «корреспондент». Обращаться по телефону: 286-14-65.



 
© 2011-2023, Редакция газеты «Вечерняя Уфа»
Использование материалов без письменного согласия владельца сайта запрещено.