Юбилейное
Когда гороскопы не врут
Если верить древним наукам, планетарное число ее имени - 1, астрономическое тело - Солнце, тип человека - творческая и обаятельная личность. Пожалуй, в данном случае звездочеты и нумерологи попали в самую точку: доктор филологических наук, профессор Башкирского государственного университета, заслуженный работник образования Республики Башкортостан Флюза Габдулловна Фаткуллина и солнечная, и творческая, и - в каком-то смысле - первая в своем деле. Она единственная в республике женщина - специалист по русской филологии, удостоенная звания академика РАЕН. В январе профессор Фаткуллина отметила красивый юбилей. А накануне дня рождения с Флюзой Габдулловной встретился один из авторов "Вечерней Уфы".
...Мудрые люди говорят, что характер формируется еще в детстве. Вот и наша героиня играла с тремя своими братьями и другими мальчишками, лазила по деревьям и гоняла на велосипеде по деревне Суккулово Туймазинского района. А родители, мама-медик и папа-экономист, наверное, думали, что дочь пойдет по их стопам, потому что Флюзе нравились точные науки. Однако в седьмом классе в школе появилась замечательный педагог Мария Николаевна. Она настолько интересно вела уроки по русскому языку и литературе, что ученикам не хотелось идти на перемену. Потому, когда перед Флюзой встал вопрос о дальнейшем образовании, любовь к литературе сыграла решающую роль в выборе будущей специальности.
На филологическом факультете Башкирского государственного университета Флюза Фаткуллина была комсоргом группы. Окончила вуз с красным дипломом и до сих пор с теплотой вспоминает свой курс, на котором учились будущие доктора и кандидаты наук, заслуженные учителя республики, известные журналисты, политики и даже один священник. А то, что судьба ее - наука, статная рыжеволосая студентка поняла, слушая лекции корифеев филфака:
Льва Григорьевича Барага, Ромэна Гафановича Назирова, Леонида Михайловича Васильева и Венеры Латыповны Ибрагимовой... Слова профессора Юлии Петровны Чумаковой, присутствовавшей на защите дипломов, оказались пророческими: "Когда выступала студентка Фаткуллина, мне показалось, я присутствую на защите кандидатской диссертации. Молодец, быть тебе когда-нибудь кандидатом!"
На учебу в аспирантуру Института русского языка Академии наук СССР Флюза Фаткуллина поехала с маленьким ребенком на руках. Профессор Валентин Павлович Вомперский быстро расписал учебный план, дал тему - и аспирантка из башкирского края умудрилась защититься даже раньше срока. Кандидатскую диссертацию по вопросам мифологизации в русском литературном языке XVIII века она защищала перед мэтрами отечественной филологии - Юрием Николаевичем Карауловым, Евгением Михайловичем Верещагиным, Виктором Марковичем Живовым, Виталием Григорьевичем Костомаровым, Дмитрием Николаевичем Шмелевым. После благополучного "московского финала" новоиспеченного кандидата филологических наук пригласила на кафедру русского языка и методики преподавания филфака БГУ ее заведующая Лена Галеевна Саяхова. А через год Флюзу Фаткуллину ждал факультет башкирской филологии и журналистики, где она работает сегодня заведующей кафедрой русской филологии.
Область научных интересов состоявшегося ныне профессора - изучение семантики языковых единиц разного уровня, исследования языка средств массовой информации, проблем взаимодействия языка и культуры. Энергичный академик вот уже много лет не прекращает активного сотрудничества с Российской академией естественных наук. Выступает на Президиумах, публикует статьи в "Вестнике" РАЕН, участвует в ежегодных симпозиумах. Написано пять монографий, составлено два словаря, выпущено девять учебных пособий, двести тридцать статей и тезисов в России и за рубежом. Под ее руководством защищено семь кандидатских диссертаций, готовятся стать кандидатами и докторами еще шестнадцать человек. Флюза Фаткуллина - член диссертационного совета по специальностям "Русский язык" и "Сравнительно-историческое, сопоставительное и типологическое языкознание".
Несмотря на столь плотный график работы, Флюза Габдулловна успевает и любимым дочкам-двойняшкам материнское тепло дарить, и за котом Персиком ухаживать, и со студентами на лекции общаться, и аспирантов подстегивать, оставаясь при этом стильной женщиной. Нашла профессор Фаткуллина время и для интервью.
- Всем известна история о таблице химических элементов, которую Дмитрий Иванович Менделеев увидел во сне... А случаются ли творческие озарения у филологов?
- Когда кто-то из учеников спросил Эйнштейна, завел ли он блокнот, чтобы записывать свои идеи, ученый ответил: "Молодой человек! По-настоящему великие мысли приходят в голову так редко, что их нетрудно и запомнить". А если серьезно... Когда человек работает над решением важной задачи, его мозг нацелен на эту проблему и днем, и ночью. И эта постоянная умственная работа позволяет взглянуть на известные, знакомые вещи под новым, нестандартным углом зрения. Такое творческое вдохновение я испытала при написании докторской диссертации, когда лежащие рядом блокнот и ручка были мне хорошим подспорьем.
- Какие современные тенденции в развитии русского языка Вы можете сегодня обозначить?
- Многие изменения в нашем языке - прямое следствие общественных изменений. В конце прошлого века появилась свобода слова, произошла ликвидация цензуры, увеличились возможности доступа людей к информационным источникам, в культуру и науку вернулись запрещенные авторы. Вместе с тем, отмена политической цензуры привела и к исчезновению цензуры языковой - в средства массовой информации, кино и литературу хлынули потоки сниженной, жаргонной, вульгарной и даже нецензурной лексики. Так в массовом сознании смешались два совершенно разных понятия свободы слова и свободы речи. Другие особенности современного развития языка - обилие иноязычной лексики и смена в российском обществе коммуникативной парадигмы, в которой ключевые слова теперь - диалог, плюрализм мнений.
- Итак, Россия сегодня - далеко не самая читающая страна; нет уже того литературного бума, поэты не собирают полные стадионы, а на улицах все чаще слышен сленг... Это закономерный спад, своеобразные исторические горки или действительное потрясение отечественной духовности? Ведь в "азбуке российской" растворились тюрки, скандинавы, немцы и французы, с конца XX века мы переживаем "англосаксонский период"... Вернется ли однажды Золотой век русского языка и литературы, и какие условия для этого необходимы?
- Если мы обратимся к истории, то увидим, что во многих европейских странах велась ожесточенная борьба между латинским и родными языками. Наша эпоха - не исключение. Идет борьба на уровне идей. Недавно, например, в прокат вышла очередная экранизация романа "Анна Каренина" - как и следовало ожидать, не понятого режиссером и сценаристом. Если мы позволяем глумиться над своим литературным языком, втаптываем в грязь "великий и могучий", то чего обижаться на подобное отношение к нашей классике? Вернется ли Золотой век - неизвестно, но создавать условия для возрождения нужно, начиная с себя. Мне кажется, в наше время очень актуальны слова Константина Георгиевича Паустовского: "По отношению каждого человека к своему языку можно совершенно точно судить не только о его культурном уровне, но и о его гражданской ценности".
- Чем, на Ваш взгляд, отличаются сегодняшние "школяры" от студентов 90-х?
- Современная молодежь прагматична, но в то же время интересна и талантлива. У наших студентов неординарный подход ко многим вещам. В целом же, нужно любить и понимать молодых, говорить с ними на равных. Потому что за ними - будущее.
- Какие качества необходимы современному аспиранту? Можно ли вообще сегодня "выжить" в гуманитарных областях молодому российскому ученому?
- Отечественная наука переживает не "пряничные" времена. В рыночных условиях интеллектуальный потенциал оказался невостребованным, многое скатилось на уровень "купи-продай". Не повышая ценность образования, мы рискуем пройти "точку невозврата" - проиграть в гонке, которую навязывает глобализация. Но я убеждена, что самые умные и талантливые из молодых будут востребованы. Если ты хороший специалист - ты не пропадешь.
Естественно, образование зависит не только от экономической картины, но и от общего развития нашей страны. Да, продолжается утечка мозгов на Запад - но это значит, что отечественная система образования все еще на высоком уровне. Нужно не впадать в отчаяние, а работать и стараться минимизировать последствия научного кризиса.
- Ваши планы на 2013-й не имеют замков или все-таки это маленькая тайна?
- Особых тайн нет. На нынешний год у меня немало творческих идей. Надеюсь, что четыре моих аспиранта и соискателя представят свои исследования в диссертационные советы. Предстоит много работы по полученному вместе с коллегами гранту. В перспективе также завершение и издание словаря, написание монографии, учебного пособия, нескольких статей. Ну, и, конечно же, в отпуск хочется съездить, совершить некое путешествие вместе с детьми.
...В это сказочно-зимнее время Флюза Габдулловна желает всем уфимцам любви, взаимопонимания, нежного и трепетного отношения друг к другу. Вчера она отметила юбилей - личный праздник между Рождеством и Крещением. Волшебные люди приходят в волшебные дни...
Кристина АНДРИАНОВА.
18-01-2013 (0) Просмотров: 2 900 Номер: 9(12157) Версия для печати