Контроль и надзор
Случается, и асфальт в лужи укладывают
На днях в Государственном комитете республики по жилищному и строительному надзору прошли публичные обсуждения правоприменительной практики. Участие в них приняли представители ведомства, Управления Роспотребнадзора по Башкортостану, управляющих компаний и общественных организаций.
Жалуются реже
По данным госкомитета, за девять месяцев нынешнего года ведомством выявлено еще больше нарушений, чем за аналогичный период 2017-го, - свыше 36 тысяч. Притом около 31 тысячи из них касаются технической эксплуатации жилищного фонда: плохого состояния подъездов и придомовых территорий. Вторую строчку в антирейтинге заняло начисление платы за коммунальные услуги: с начала года людям удалось вернуть 55 миллионов незаконно собранных рублей. Кроме того, увеличилась доля нарушений, связанных с низким качеством услуг и управлением жилфондом. Отметим, что 70 процентов многоквартирных домов Уфы охватывают 8 крупных управляющих организаций.
Озвучили на встрече и позитивную статистику. По словам председателя Госкомитета РБ по жилищному и строительному надзору Ильдара Шафикова, более четверти нарушений управляющие компании стали устранять быстро, еще на этапе проверок, пока инспектор не выдал ни предписания, ни постановления. И если в прежние годы ведомство было вынуждено констатировать постоянный рост числа обращений граждан, то в течение девяти месяцев 2018-го количество жалоб впервые снизилось — на 24 процента. Связывают такую тенденцию с произошедшими изменениями в порядке расчета платы ОДН: напомним, ранее законодатель ограничил размер начислений нормативами потребления.
- Кстати, в ближайшее время мы ожидаем постановления Правительства, которое будет предусматривать такие же схемы перерасчетов за ОДН, как и за отопление, - сообщил Ильдар Маратович.
Оспорить решение не проще
Любопытно, что жилконторы все чаще стремятся оспорить решения госкомитета: объем таких предписаний и постановлений увеличился с начала года на 30 процентов, однако после пересмотра в суде были отменены лишь 4.
- Призываю не заниматься бесполезной работой, - обратился к представителям управляющих компаний Ильдар Шафиков. - В Госкомитете издан приказ: если считаете вынесенное решение неправомерным, вы можете направить нам письменное обращение и мотивированно доказать, в чем мы не правы. Если мы увидим, что ваше недовольство обосновано нормами закона, то постановление отменим сами, предписание откорректируем. И рассматривать обращение будет не инспектор, который выдал документ, а комиссия.
К слову, такая форма взаимодействия за последние месяцы набрала популярность: если в прошлом году на стол комиссии попали 16 оспариваемых решений, то в нынешнем — уже 46. Хотя причины подобных споров, по мнению главы госкомитета, не меняются: жилконторы преследуют единственную цель — затянуть время. Данная стратегия помогает, к примеру, накануне холодов, когда сезонные работы хотят отложить до следующего лета.
- Кому станет легче? Все равно рано или поздно мы заставим вас это делать. Поэтому давайте работать конструктивно. Наша общая задача — создать благоприятные условия проживания в многоквартирных домах, - сказал Ильдар Маратович.
Лишить лицензии легче
Впрочем, понять мотивы управляющих организаций несложно. Одни надеются решение оспорить, другие спешат исправиться еще до выдачи предписания, поскольку в отдельных случаях может последовать наказание по-настоящему жесткое — вплоть до лишения лицензии.
Существенные нарушения, способные привести к нежеланному результату, установлены постановлением Правительства РФ в сентябре. В перечне, к примеру, такие пункты, как нарушения, повлекшие причинение вреда жизни и тяжкого вреда здоровью граждан (подтвержденного вступившим в силу решением суда), двухмесячные долги перед поставщиками и проблемы с аварийно-диспетчерским обслуживанием (вступит в силу с 1 января). Также новый документ касается ситуаций, когда в течение тридцати дней после заключения договора управления жилконтора не успела заключить договоры с ресурсниками. К серьезным проступкам относится и непроведение гидравлических испытаний системы отопления.
По правилам, если управляющая компания допустила грубое нарушение дважды за год, то она либо лишается права управлять конкретным домом, либо вовсе остается без лицензии (в зависимости от нарушения).
- Этого постановления мы довольно долго ждали. Теперь наша задача как надзорного органа принять все необходимые меры, чтобы оно заработало, - подчеркнул Ильдар Шафиков.
Добавим, на сегодня в республике насчитывается 507 компаний, получивших лицензию, у 139 из которых нет в управлении ни одного многоквартирного дома.
Накануне зимы меры жёстче
Также спикеры коснулись темы перехода к зиме. По словам главы госкомитета, больших ЧП и нарушений в части вступления в отопительный сезон не зафиксировано. Поступающие сигналы касаются лишь завоздушивания стояков, но по ним принимаются оперативные меры. Кстати, с подобными проблемами люди обращаются на горячую линию ведомства 8-937-845-28-42, работающую третий год. С момента пуска тепла ею воспользовались 358 раз, притом 252 звонка поступило от уфимцев.
Кроме того, Ильдар Маратович затронул вопрос благоустройства. Он упомянул о республиканских и федеральных программах, в которых участвуют 63 муниципалитета, и значимости завершения всех работ до установления снежного покрова и на должном уровне. На жалобы от жильцов он обещал обращать пристальное внимание.
- Напомню, все эти программы направлены на повышение интереса собственников к содержанию общедомового имущества. Они не случайно участвуют в их реализации, в том числе софинансируют работы. Мы должны оправдать доверие наших сограждан и не допускать низкого качества, в частности, ситуаций, когда асфальт укладывается в лужи. Такие сигналы есть, и по ним принимаются самые что ни на есть жесткие меры, - предупредил глава госкомитета.
Арина АСТАФЬЕВА.
7-11-2018 (0) Просмотров: 984 Номер: 89(13269) Версия для печати