Почему регион должен перейти на газомоторное топливо?
Как сегодня обойтись без автомобиля? Он помогает оперативно добраться до места, перевозит грузы, позволяет выехать за город, на природу. В то же время транспорт эту природу и окружающую среду отравляет, выбрасывая в атмосферу вместе с отработавшими газами вредные вещества. О том, какие меры принимаются в регионе для того, чтобы снизить негативный экологический след от автомобилей, мы беседуем с министром природопользования и экологии Республики Башкортостан Уралом ИСКАНДАРОВЫМ.
- Проблема загрязнения воздуха автомобильными выхлопами актуальна для многих мегаполисов России, и города Башкирии - не исключение. Как Вы в целом оцениваете ситуацию в нашей республике?
- Дорожная сеть, особенно вблизи городских агломераций, «съедает» ценные сельскохозяйственные земли и зеленые насаждения. Отработавшие газы автомобильных двигателей содержат около двухсот токсичных компонентов. В выбросах бензиновых двигателей основная доля вредных продуктов приходится на оксид углерода, углеводороды и оксиды азота, в выбросах дизельных двигателей - на оксиды азота и сажу.
Выхлопные газы автомобилей концентрируются в атмосфере на уровне дыхания человека, что еще более усиливает их опасность для здоровья людей. Да, наша республика не является исключением, поэтому сегодня очень важно работать над сокращением объемов и снижением уровня токсичности отработанных газов.
- И как эта проблема решается в Башкирии?
- Уже на протяжении многих лет транспорт планомерно переходит на альтернативные виды топлива. Это доступный компримированный и сжиженный природный газ. Газовое топливо является реальной альтернативой нефтяному на ближайшую перспективу. Его применение обеспечивает значительное снижение выбросов окиси углерода, углеводородов, окислов азота и твердых частиц. Конечно же, не менее важным остается решение вопроса уменьшения расходов на топливо. Однако снижение мировых цен на нефть никак не влияет на стоимость топлива на автозаправках. Что касается электромобилей, то они пока очень дороги, и основным конкурентом жидкому топливу все-таки является газ.
- Наверное, и транспортные предприятия, и частники должны увидеть преимущества перехода на газовое топливо. Не все еще осознают в полной мере, что это необходимо сделать ради благополучия окружающей среды…
- Да, нас, в первую очередь, интересует экологический эффект. Но на топливе можно еще и сэкономить: сегодня, например, кубометр компримированного природного газа (КПГ) в три раза дешевле литра дизтоплива и бензина. По расчетам специалистов КамАЗа, для автовладельца выгода от перевода на природный газ одного грузовика при пробеге в 100 тысяч километров составляет в среднем (в зависимости от загрузки) до 700 тысяч рублей в год. Для парков общественного транспорта, таксомоторных компаний эффект будет чуть ниже, но тоже ощутимый. Даже частный автовладелец, переоборудовав свой автомобиль на КПГ, при пробеге в 20 тысяч километров окупит затраты за год, а дальше начнется чистая - во всех смыслах этого слова - экономия.
Природный газ является самым дешевым топливом для транспорта с двигателем внутреннего сгорания. Хочу отметить, что в нашей республике сложилась позитивная тенденция к увеличению количества автотранспорта, использующего газ в качестве моторного топлива.
- А каковы показатели перехода автомобильной техники на природный газ?
- По информации муниципальных образований, сегодня в республике более 4500 единиц автомобильной техники работает на компримированном природном газе. Этот показатель ежегодно увеличивается и в ближайшей перспективе в отдельных регионах должен составить до 30-50 процентов от общего числа эксплуатируемых транспортных средств. Республика Башкортостан входит в число лидирующих субъектов РФ по объемам использования природного газа в качестве моторного топлива. По итогам 2019 года Башкортостан вошел в пятерку регионов по объемам потребления КПГ в качестве моторного топлива вместе с Краснодарским и Ставропольским краем, Республикой Татарстан, Ростовской областью. Флагман пассажирских перевозок - ГУП «Башавтотранс» начиная с 2012 года планомерно осуществляет перевод подвижного состава на компримированный природный газ.
- Чтобы перейти на более экологичное топливо, нужно развивать инфраструктуру…
- По состоянию на сегодняшний день у нас функционирует 18 автомобильных газонаполнительных компрессорных станций (АГНКС) группы Газпром, из которых 15 осуществляют коммерческую реализацию газомоторного топлива. Станции расположены в Уфе, Салавате, Стерлитамаке, Октябрьском и других городах. Также созданы технические центры по переоборудованию транспорта для работы на газовом топливе. Развивается направление по освидетельствованию газовых баллонов. Все это говорит об обеспеченности республики необходимой инфраструктурой для бесперебойного снабжения газовым топливом автомобильного транспорта. И она развивается. В 2017 году в Правительстве РБ утверждена Приоритетная региональная программа «Развитие рынка газомоторного топлива в Республике Башкортостан», предусматривающая строительство на территории РБ 13 автомобильных газонаполнительных компрессорных станций. Из числа запланированных 3 уже введены в эксплуатацию, по оставшимся ведется работа на различных уровнях. Также программой предусмотрено приобретение за счет средств республики 1275 автотранспортных средств, работающих на газомоторном топливе.
В рамках реализации Программы единым оператором ПАО «Газпром» по развитию использования компримированного природного газа в качестве топлива – ООО «Газпром газомоторное топливо», в период с 2015 по 2019 год выполнена реконструкция 2 существующих АГНКС в Уфе, строительство 4 новых, в Уфе и Сибае. Постепенно в работу по строительству АГНКС включаются частные инвесторы, чему способствуют применяемые на федеральном и региональном уровне меры стимулирования в виде выделяемых субсидий организациям, осуществляющим строительство объектов газозаправочной инфраструктуры.
- Как в республике стимулируется спрос на природный газ в качестве моторного топлива?
- Законодательством республики предусмотрена 50-процентная льгота от действующих ставок транспортного налога физическим и юридическим лицам на каждое транспортное средство, работающее на природном газе. В ближайшее время на федеральном уровне вступает в силу закон, позволяющий получить субсидии в размере до 1/3 стоимости устанавливаемого на автомобиль газобаллонного оборудования как для физических, так и для юридических лиц.
Помимо этого единым оператором ООО «Газпром газомоторное топливо» применяется широкая линейка корпоративных программ, предоставляющих ряд преференций и скидок при переводе автотранспортных средств на природный газ в партнерских центрах компании по переоборудованию.
Сегодня все эксперты однозначно сошлись во мнении, что использование природного газа в качестве моторного топлива имеет неоспоримые преимущества с точки зрения чистоты выбросов и влияния на окружающую среду. Для каждого жителя республики, учитывая имеющийся комплекс стимулирующих мер, это реальная возможность улучшить экологическую ситуацию.
Каждый человек должен помнить, что атмосферный воздух является жизненно важным компонентом окружающей среды, от которого зависит здоровье людей. И от того, в каком виде мы сохраним природную среду, зависит здоровье наших детей и внуков.
Вопросы задавала Елена СТАСОВА.
Фото предоставлено пресс-службой Министерства экологии РБ.
Фото предоставлено пресс-службой Министерства экологии РБ.
30-06-2020 (0) Просмотров: 515 Номер: 45(13424) Версия для печати