$ - 100.2192
€ - 105.8090

ЧИТАЙТЕ В НОМЕРЕ

Горячая биография огнеборцев столицы

Пронзая столетья, зажигая сердца…

«Ещё книги – будут!»

Девятьсот пятьдесят шагов по улице Уфимской

Душа кочующего театра, или Праздник на нашей улице

Героический порыв в работе Салавата Щербакова


Героический порыв в работе Салавата Щербакова

Как мы знаем, в начале года Глава республики Радий Хабиров представил проект памятника генерал-майору Минигали Шаймуратову, победивший во всероссийском конкурсе.

Авторами проекта-победителя стали скульптор Салават Щербаков и архитектор Константин Донгузов. В их проекте памятника показан не только генерал Шаймуратов, но и отражена история легендарной 112-й Башкавдивизии.
Напомним, конкурсную экспозицию проектов памятника Шаймуратову в Конгресс-холле посетили более 500 человек – представители общественности, члены творческих союзов и жители республики. Посетители заполняли опросный лист и оценивали каждую из 19 работ по десятибалльной шкале.
Изначально было объявлено, что работа победителя конкурса станет смысловым центром реконструированной Советской площади в Уфе. С исторической точки зрения это важное место: отсюда уходили на фронт конногвардейцы шаймуратовской дивизии. Предполагается, что эта площадка станет одним из пунктов экскурсионного маршрута для туристов.
Глава республики Радий Хабиров поручил мэру Уфы Сергею Грекову рассмотреть предложение о внесении изменений в проект перестройки Советской площади. Чтобы отразить величие подвига генерала Шаймуратова, следует придать ее новому облику более торжественный характер.
Наш корреспондент встретился с одним из авторов проекта памятника генералу Шаймуратову заслуженным архитектором РБ Константином Донгузовым и узнал у него, как идет работа над проектом.
- Работа началась полгода назад, когда был объявлен конкурс. Именно тогда мне позвонил Салават Александрович Щербаков, и мы начали разрабатывать этот проект. У него уже была целостная пластическая идея-образ неустрашимого всадника на вздыбленном коне, и мастер к нему целенаправленно двигался в течение всей работы над проектом. Когда состоялась выставка проектов, его скульптура, в отличие от более статичных вариантов конного памятника, представленных на конкурсе, сразу привлекла всеобщее внимание. Она резко выделялась своей необычной эмоциональной атмосферой, экспрессией, высоким накалом. Это у Щербакова было изначально заложено в образе, как реакция на историю генерала Шаймуратова, его героической жизни и его гибели… С этим образом он и шел к детализации.
Я дополнял проект архитектурными элементами, чтобы ярче выявить выраженные скульптором чувства. Общее движение центра композиции - скульптуры и постамента - развивается по диагонали. Большинство скульпторов приняли решение развивать пластику, исходя из статичной трактовки постамента.
В проекте Салавата Александровича было очень мощно выраженное диагональное движение постамента вперед и вверх: группы бойцов, горы оружия, архитектурные мотивы Берлина, Парижа и Москвы, движение языков пламени и дыма - вся эта клубящаяся пластическая масса переходит в хвост и ноги коня, и далее – в фигуру всадника, в его бурку, в гриву скакуна и голову верхового. Это было единое мощное движение под углом к горизонтали. Оно сразу бросалось в глаза. И мне, как архитектору, это было понятно с точки зрения композиции: таким образом вся мощь наклоненной площади подключается к взлетающей фигуре всадника. А при статической трактовке постамента возникает эффект одинокой шахматной фигурки на самостоятельно существующей огромной доске: когда скульптура сама по себе, а площадь сама по себе. Большинство авторов, участвующих в конкурсе, пошло по этому пути и, соответственно, получило более статичный итог.
Данный момент у Салавата Александровича решен совершенно уникально для конкретного места. В этом плане он наследует концепцию Фальконе с Медным всадником, когда наездник движется как бы по наклонной плоскости. И конь взлетает по круче…
Именно это удивительным образом передано в виде экспрессивной скульптурной массы; она задает основную пластическую идею, которая подключает к всаднику плоскость всей площади.
Это нужно было дополнить какими-то мощными элементами-посредниками, являющимися неким промежуточным масштабным звеном между огромными многоколонными портиками, которые стоят на площади. Их три: Минсельхоз, Минстрой, «Башнефть», у них огромная высота, это примеры настоящего большого ордера, идущего на несколько этажей (колонны «Башнефти» достигают 14,6 метра) несопоставимая с размерами фигуры всадника, который по условиям конкурса должен был быть 4,5 метра высотой. Чтобы памятник не проваливался по отношению к габаритам площади, не растворялся в ней, а имел масштабную посадку по отношению к основным вертикалям и горизонталям, необходимо было ввести еще один элемент-посредник. Так в конкурсном проекте у нас появилось два обелиска – «1941» и «1945», представляющие собой сильные вертикали, стоящие за памятником, на которых должны находиться списки героев 112-й Башкирской кавалерийской дивизии. Таким образом он был визуально закреплен на своем месте этими вертикалями и по диагонали «выстреливал» в направлении центра площади. Постамент будет украшен многофигурными ком-позициями, на которых изображены бойцы 112-й Башкавдивизии и башкирские конники, которые в 1814 году вошли в составе русского войска в Париж. Каждая колоннада будет начинаться и заканчиваться пилонами с золотыми лавровыми венками, а под ними мы предлагаем разместить металлические таблицы с именами 78 Героев Советского Союза и пяти полных кавалеров ордена Боевой Славы (уникальное для истории число награжденных!) - соратников генерала Шаймуратова по 112-й Башкавдивизии.
Учитывая стилистическую привязку основных зданий площади к классической архитектурной традиции, постамент и обелиски были решены в классике. С точки зрения стилистики мы не вводим в проект принципиально новые моменты, за исключением разве что модернизации отдельных мотивов постамента в духе советской архитектуры 1930-1950-х годов (мотивы ардеко в отделке), что придает памятнику стилистически точный адрес, относящийся к герою и событиям Второй мировой войны.
На какой стадии находится работа? Мы только прошли республиканский градостроительный совет и показали окончательный вариант с посадкой памятника на площади. Нам пришлось соблюсти некоторые технические ограничения, попасть в заготовленный ранее фундамент, учесть наличие технологической камеры фонтана, чтобы не разрушить существующую инженерную инфраструктуру - она сохраняется и будет использована.
Предварительно общая высота постамента сейчас – порядка 7 метров, всадника – 5,8 метра. Но это еще будет уточняться. Сначала будет сделан макет в натуральную величину.
Перед памятником, согласно уже утвержденному проекту, должен расположиться фонтан, работающий в нескольких режимах, с музыкальным сопровождением и подсветкой. Все инженерные коммуникации, корпус и оборудование для него установлены.
На обновленной же площади планируется проводить торжественные мероприятия, фестивали и концерты.
Здесь предусмотрены мощение площади гранитом, новые скамейки, урны, фонари, пандусы для безбарьерного доступа и станции WiFi. Здесь найдется место и для бизнеса: торговые помещения могут находиться по периметру площади, так как от кругового проезда вокруг нее решено отказаться.
Каркас скульптуры будет выполнен из нержавеющей стали, сама скульптура – из бронзы, постамент – железобетонный с облицовкой гранитными блоками, колоннада из гранита с элементами декоративной бронзы (тропейоны, знаменные группы, лавровые венки, бронзовые церы-таблицы с историей 112-й Кавдивизии).
Первый этап работ планируется завершить к Дню республики.
А уфимцы и гости столицы смогут увидеть памятник легендарному генералу Шаймуратову в будущем году.

Ирина ШЕМАТОНОВА.
НА СНИМКАХ: Салават Щербаков в своей мастерской; так будет выглядеть Советская площадь.
Фото из открытых источников.



Из досье "ВУ"

Народный художник России, профессор Российской академии живописи и зодчества имени Ильи Глазунова Салават Щербаков работает в жанре монументальной и станковой скульптуры классического реалистичного стиля. Архитектурно-художественная мастерская С.А.Щербакова занимается разработкой архитектурных проектов, художественным проектированием, созданием монументальной скульптуры, ансамблей памятников, разработкой архитектурно-планировочных решений реконструкции городской среды, проектированием и созданием интерьеров.
Монументальные работы Салавата Щербакова многочисленны: 17-метровый памятник князю Владимиру на Боровицкой площади (2016), памятники конструктору стрелкового оружия Михаилу Калашникову (2017), патриарху Гермогену (2013), шестнадцати патриархам, генеральному конструктору космических систем Сергею Королеву (2008); монумент «В борьбе против фашизма мы были вместе» (совместно с А.Н.Ковальчуком), изображающий водружение Знамени Победы над Рейхстагом и установленный на Поклонной горе (2010); оформление сквера на Комсомольской площади (2003); реконструкция Аллеи воинской славы на Поклонной горе и монумент Воинам стран-участниц антигитлеровской коалиции (2005); воинам-интернационалистам на Поклонной горе (2004) и многие другие.
- Такие люди, как генерал-майор Шаймуратов, становятся отражением характера своего народа, характера башкир, их многовековой воинской доблести, - отметил Салават Щербаков. – Мужество, смелость, самопожертвование, мудрость, самодисциплина, интеллект – все воплотилось в одном человеке, в истинном герое. Генерал-майор Минигали Шаймуратов – очень мощная и харизматическая личность. Опора на такую энергию и силу нужна и сегодня. Все это мы попытались отразить в нашей работе.

Героический порыв в работе Салавата Щербакова

Дата создание новости 27-04-2021   Комментарии (0)   Просмотров: 495     Номер: 29(13499)     Версия для печати

19 ноября 2024 г. №81(13825)


«    Ноябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 





ВАКАНСИЯ

Редакция газеты «Вечерняя Уфа» примет на работу корреспондента с опытом работы. Зарплата по результатам собеседования (оклад плюс гонорары). Резюме присылайте на почту ufanight@rambler.ru с пометкой «корреспондент». Обращаться по телефону: 286-14-65.



 
© 2011-2023, Редакция газеты «Вечерняя Уфа»
Использование материалов без письменного согласия владельца сайта запрещено.