ОСАГО: Башкирия покинула «красную» зону и обживает «жёлтую»
Ковид повлиял на нашу реальность — с этим не поспоришь. Про то, что пока гром не грянет, мужик не перекрестится, и про то, что где тонко — там и рвется, все мы не раз вспомнили как на уровне личном, семейном, так и на уровне социума. Такой вот аналог лакмусовой бумаги, которого лучше бы, конечно, чтобы не было.
Но из песни слов не выкинешь, поэтому теперь есть смысл проанализировать проблемы, существовавшие в России, да и не только, до пандемии на предмет того, что уже совсем прогнило и нуждается в немедленном обновлении, а что еще может потерпеть без дополнительного внимания и других ресурсов, в том числе, финансовых.
Статистика Всероссийского союза страховщиков говорит о том, что на фоне COVID-19 упала активность мошенников, предпочитающих действовать в сфере обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств. В их арсенале есть несколько схем, которые, как водится, постоянно совершенствуются. Так, например, для неправедного обогащения используются оформление полиса ОСАГО задним числом, продажа недействительных полисов, имитация угона супердорогих машин или инсценировка ДТП с ними.
Герои таких «драм», которые иногда как по нотам разыгрываются на дорогах и в офисах страховых компаний, не часто попадают на страницы газет, но в пресс-службе МВД республики подтверждают, что таковые имеются. К примеру, осенью 2020 года в Башкирии был вынесен приговор за вымогательство и мошенничество с ОСАГО, о чем сообщала Прокуратура республики. Бывшим сотрудникам полиции тогда назначили наказание в виде 8 и 10 лет лишения свободы. В зависимости от роли и степени участия они были признаны виновными в совершении мошенничества в сфере страхования (ч. 2 ст. 159.5 УК РФ, ч. 5 ст. 33, ч. 2 ст. 159.5 УК РФ), превышении должностных полномочий (ч. 1,3 ст. 286 УК РФ), вымогательстве (ч. 2 ст. 163 УК РФ) и незаконном хранении боеприпасов (ч. 1 ст. 222 УК РФ).
Суд установил, в частности, что один из полицейских содействовал подельникам в инсценировке столкновения между автомобилями «ГАЗ» и «Audi А6». Позднее, предъявив липовые документы о ДТП, автовладелец получил в своей страховой компании свыше 145 тысяч рублей.
Теперь сюрприз! Эксперты прогнозируют, что в 2021 году число мошенничеств с ОСАГО вырастет. Логика специалистов настолько проста, что поразмыслив, мы с вами и сами могли бы прийти к таким выводам — экономическая ситуация ухудшилась, это отразилось на «финансовом здоровье» граждан, а граждане у нас, безусловно, предприимчивые и Остапу Бендеру с его четырьмястами «сравнительно честными способами отъема денег» симпатизируют гораздо больше, чем сугубо положительным героям.
Само собой, в контексте потенциального роста активности мошенников весьма интересно положение дел в Башкирии. Исчерпывающую информацию о ситуации здесь дает рейтинг регионов РФ по уровню риска мошеннических выплат в ОСАГО Российского союза автостраховщиков (есть в распоряжении редакции). Союз рассчитал и сформировал такой, правильнее будет сказать, антирейтинг по итоговым данным за первый квартал 2021 года.
При составлении документа была использована информация о частоте страховых случаев, средней выплате, отношении судебных к несудебным выплатам, отношении накладных расходов в суде к сумме основного требования, приросте договоров, об уровне выплат в конкретном субъекте РФ. По каждому из этих показателей регион занял свое определенное место, и, исходя из суммы таких мест, территория теперь занимает определенную строчку в общем, итоговом, рейтинге РСА. Такой подход к рейтингованию называется интегральным, поскольку он позволяет учесть сразу не один, а целый ряд факторов. Также, например, принято строить рейтинг надежности банков, где одним параметром не обойтись для того, чтобы представить себе картину в целом.
В рейтинге РСА на первых 20 местах — субъекты с максимально негативными показателями, это и есть так называемая «красная зона». В ней находятся те регионы, где средняя выплата, частота страховых случаев и остальные показатели значительно выше средних по России.
В середине рейтинга – «желтая зона» (с 21 по 40 места). Ситуация в этих регионах расценивается как пограничная, то есть в любой момент она может перейти в критическую — «красную зону». Хотя, к счастью, верно и обратное. На последних местах расположились регионы так называемой «зеленой зоны», где проблем с мошенничеством практически нет или их удается решать, убыточность приемлема или отсутствует, поясняют в Союзе.
По результатам расчетов абсолютными «победителями» антирейтинга стали Приморский край, Республика Ингушетия и Северная Осетия-Алания, сообщил президент РСА Игорь Юргенс. Эти регионы заняли первые три места по уровню риска мошеннических действий.
По словам президента, годом ранее эти регионы также находились в наиболее опасной с точки зрения риска мошеннических выплат по ОСАГО «красной» зоне. В нее из менее рискованной «желтой» зоны переместились также Республика Хакасия, Марий Эл, Ульяновская и Саратовская области, Красноярский край, а также Липецкая и Кемеровская области. Негативные изменения произошли с ними за год, прошедший с 1 квартала прошлого «ковидного» 2020 года.
А вот Башкирия, напротив, улучшила свои позиции, и перешла из «красной» зоны в «желтую». Компанию ей составили Волгоградская область, Республика Адыгея, Ростовская и Мурманская области, Краснодарский и Ставропольский края. Севастополю удалось перескочить из «красной» зоны аж сразу в «зеленую», что подтверждает статистика.
Наша республика занимает теперь 22-е место, тогда как по результатам первого квартала 2020 года она была на 7-м месте. Еще раз напомним, что в данном случае чем дальше от начала — тем лучше.
Корреспондент «Вечерней Уфы» обратился в РСА за комментарием о причинах позитивных изменений на рынке ОСАГО республики, ведь в зависимости от факторов, которые сработали в данном случае, можно прогнозировать, будут ли эти самые изменения долговечными или со временем уйдут в небытие «как с белых яблонь дым». Заместитель исполнительного директора РСА Сергей Ефремов пояснил нашим читателям, что заметное улучшение за год положения Башкирии в рейтинге является, по его мнению, результатом работы властей региона совместно со страховщиками по противодействию страховому мошенничеству. «Эта работа говорит, в первую очередь, о заботе властей о региональных автомобилистах, поскольку в конечном итоге это снизит их расходы на страхование», — подчеркнул Сергей Ефремов.
Ответ Ефремова полностью согласуется с комментарием президента РСА ко всему рейтингу в целом. «Мы видим, что регионы, власти которых совместно со страховщиками активно работают над противодействием страховому мошенничеству, получают заметные результаты — эти регионы перемещаются из опасной «красной» зоны в менее опасную «желтую», а иногда и вовсе в безопасную «зеленую». В конечном итоге это приводит к тому, что для автовладельцев этих регионов полис ОСАГО начинает стоить дешевле, поскольку страховщики перестают нести нестраховые расходы, вызванные мошенническими действиями недобросовестных граждан», — сказал Игорь Юргенс.
Специально для тех, кому интересно, как конкретно «в граммах» выглядят показатели региона в рейтинге, рассказываем более подробно. По итогам первого квартала частота страховых случаев в Башкирии составляет 5,3%, она снизилась с 6,7% (по результатам первого квартала прошлого года). Средняя выплата сократилась с 71415 рублей до 65205 рублей. Отношение судебных расходов к несудебным издержкам упало с 8,5% до 3,4%, что косвенно говорит о снижении негативного влияния на ситуацию автоюристов.
Отношение судебных расходов к сумме основного требования оказалось равным 161% против 163%, снижение прироста договоров продемонстрировало значение в -3,5% против 0,5%. А вот уровень выплат с учетом расходов на ведение дела страховой компании составил 87%.
Отдельно поясним, что на самом деле стоит за упомянутыми 87%, поскольку этот относительный показатель, на наш взгляд, один из самых интересных. Данное число означает не больше и не меньше, а то, что страховые компании (или попросту страховщики, мы-то с вами страхователи), работая с автолюбителями Башкирии, на каждые 100 рублей собранной премии (собранных доходов по договорам этого вида личного обязательного страхования) выплачивали 87 рублей. Так что не удивляйтесь, что этот вид страхования не вызывает у страховщиков особого восторга. Вспомним, на минуточку, что Башкирии удалось перепрыгнуть в «желтую» зону. У лидеров же, которыми, как мы уже сказали, являются Приморский край, Республика Ингушетия и Северная Осетия-
Алания, это значение равно соответственно 171%, 359% и 271%. То есть на каждые 100 рублей, полученных по договорам ОСАГО, в этих регионах страховщики выплатили где-то почти, а где-то и в три раза больше. И да, это, в конечном счете, об убытках. В первом квартале 2020 года для Башкирии уровень выплат с учетом расходов на ведение дела был равен 121%, так что, как видите, произошедшие изменения были действительно не просто количественными, но качественными.
А теперь, как водится, немного плохих новостей. Не так давно тот же Российский союз автостраховщиков со ссылкой на Заместителя Председателя Центрального банка РФ Владимира Чистюхина сообщил, что не исключена возможность существенного роста тарифов по ОСАГО. Казалось бы, совсем недавно председатель Банка России Эльвира Набиуллина на заседании в Госдуме по поводу рассмотрения годового отчета регулятора подчеркнула, что в прошлом году завершилась ключевая реформа ОСАГО, связанная с индивидуализацией тарифов, и при этом страховки для людей не подорожали. Между тем, зампред заявил, что сегодня имеются нерешенные вопросы по ОСАГО, которые способны повлечь значительное увеличение тарифов. Они, в том числе, касаются отмены коэффициента территории и отмены коэффициента мощности. Предварительные оценки уже сделаны, и результат их для автолюбителей, к сожалению, неутешителен.
Генеральный директор одной из крупных российских страховых компаний раскрыл информацию, что вопрос касается повышения средней стоимости полиса приблизительно на 1500 рублей, и что, по его мнению, не слишком облегчит карман автомобилистов.
Аргументируя незначительную дополнительную нагрузку, он сослался на то, что 2020 год был завершен по рынку физических лиц со средней премией около 5500 рублей, и на то, что один бак бензина обходится в 4-5 тысяч рублей. Предстоящее увеличение составит около 30% средней премии, и это значит, что предстоит увеличение цены на 30% одной заправки.
Специалисты РСА считают, что возможное удорожание полисов прибавит проблем, однако одновременно предоставит возможность более широкому кругу россиян приобрести дополнительные опции в ОСАГО.
Дабы не заканчивать на столь печальной ноте, сообщим вам, что скоро реальностью может стать ОСАГО для курьеров на электросамокатах. Комиссия Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека предложила распространить на них и еще на пользователей кикшерингов этот вид обязательного страхования. Причиной стало появление неприятных инцидентов, которые происходят с участием электрических самокатов, о чем «Вечерняя Уфа» уже информировала своих читателей.
Поскольку скорость таких средств достаточно высока, растут риски причинения вреда пешеходам и их имуществу. В то же время возмещение причиненного вреда оказывается затруднительным, так как адекватное правовое регулирование в данном вопросе отсутствует. Ко всему прочему электрические транспортные средства, как арендуемые, так и служебные, могут оснастить номерными знаками.
И еще: страховой полис отвязали от технического осмотра транспортных средств. Без прохождения ТО оформление обязательной страховки станет возможным с 22 августа 2021 года.
Елена СИНИЦЫНА.
29-06-2021 (0) Просмотров: 476 Номер: 45(13515) Версия для печати