Максимально успешно показал себя на международном авиасалоне Башкортостан
Безусловно, важнейшим деловым событием прошедшей недели стал проходивший в подмосковном Жуковском XV Международный авиасалон МАКС-2021, подаривший много открытий. Для нашей республики нынешний смотр достижений авиационной промышленности стал особенным.
Июль выдался богатым на события, связанные с авиацией. Вначале в небе над Уфой выступила пилотажная группа «Русские Витязи». Демонстрационные полеты выполнили Су-30СМ, а также пять истребителей Су-35С, на которых установлены форсированные авиадвигатели АЛ-41Ф-1С, произведенные на ОДК-УМПО.
А через несколько дней представители уфимского предприятия демонстрировали свою продукцию на авиасалоне. МАКС-2021 стал знаковым для завода. ПАО «ОДК-УМПО» изготовило детали и узлы для первого образца перспективного вертолетного двигателя ВК-1600В, который был представлен в экспозиции. По составу кооперации за ОДК-УМПО закреплен ряд сборочных единиц для «горячей части» двигателя ВК-1600: камера сгорания, свободная турбина, опора турбин, сопловой аппарат третьей ступени, аппарат закрутки и другие. Работу над деталями и узлами нового высокотехнологичного изделия в ОДК-УМПО ведут производственно-технологический центр по выпуску компонентов вертолетных двигателей и опытно-конструкторское бюро «Мотор».
Технологическая подготовка производства ОДК-УМПО и выпуск деталей и узлов для первого образца двигателя ВК-1600 были выполнены в сжатые сроки. Так, с момента получения конструкторской документации до отгрузки готовых деталей и узлов разработчику и ключевому изготовителю изделия («ОДК-Климов», Санкт-Петербург) прошло всего полгода. Раньше минимальное время подобного цикла составляло не менее девяти месяцев. До конца года ОДК-УМПО должно выпустить детали и узлы для следующего опытного образца двигателя ВК-1600В.
Отметим, что двигатель ВК-1600 для вертолета Ка-62 разработан в рамках программы импортозамещения и обеспечения стратегической независимости авиационного двигателестроения от зарубежных компаний.
На авиасалоне был представлен и выставочный образец двигателя ВК-650В, комплектующие для которого также выпускает ОДК-УМПО. Перспективный двигатель предназначен для эксплуатации в составе российских вертолетов легкого класса Ка-226Т, «Ансат», VRT500 и зарубежных вертолетов того же класса грузоподъемности. Среди других разработок – перспективный газотурбинный авиадвигатель ПД-8. Генеральный директор АО «ОДК» Александр Артюхов отметил, что ОДК-УМПО на 30-40 процентов участвует в комплектации новейших разработок, в том числе для самых массовых двигателей гражданской авиации.
В целом авиационный кластер Башкортостана впервые был представлен на МАКСе не отдельными стендами предприятий отрасли, а единой экспозицией, которая стала возможной благодаря Госкомитету по внешним связям РБ. В авиасалоне участвовали ПАО «ОДК-УМПО», КумАПП, Уфимское приборостроительное производственное объединение, предприятия «Техпромсервис», «Двигатели для авиации», «Уфа Механика», региональное отделение Федерации космонавтики России и УГАТУ. «Авиастроение в Башкортостане – это не только ОДК-УМПО и КумАПП. В состав Госкорпорации Ростех входят восемь республиканских предприятий. Поэтому практически в каждом самолете, представленном на авиасалоне МАКС-2021, есть деталь или узел, которые сделаны в нашем регионе», – отметил Глава республики Радий Хабиров.
Одним из значимых событий МАКСа стала презентация модернизированного вертолета Ка-32А11М, созданного на Кумертауском авиационном производственном предприятии. Новый вертолет получил «стеклянную кабину» с системой бортового радиоэлектронного оборудования и более мощные двигатели, которые позволили улучшить летные характеристики для работы в жарких и горных регионах. Грузоподъемность вертолета в таких условиях возросла примерно на 1600 килограмм. Разработали на КумАПП и новую систему пожаротушения СП-32 с водяной пушкой. Она позволяет в автоматическом режиме набрать 4 тонны воды за 60 секунд, а также добавить в нее до 400 литров пеноагента. Кроме того, СП-32 имеет электрический обогрев, что впервые в мире позволяет использовать эту систему в зимних условиях при температуре до –20°C.
«В ближайших планах – оформить европейский сертификат на вертолет, выпускаемый в Башкортостане, чтобы расширить географию наших поставок в страны Евросоюза, – сказал генеральный директор АО «Вертолеты России» Андрей Богинский. – Мы считаем, что многофункциональная машина Ка-32А11М будет востребована на международном рынке, поскольку отвечает всем предъявляемым пожарными службами требованиям».
«Наша первоочередная задача – это продолжение модернизации Кумертауского авиационного производственного предприятия. Три года назад, когда КумАПП было не в лучшем состоянии, мы и представить не могли, что через несколько лет будем участвовать в таком великолепном авиасалоне, да еще и со своими разработками. Это большая гордость, и за это мы благодарны Ростеху. Благодаря поддержке госкорпорации завод начал получать заказы, осваивать новые виды продукции, – сказал Глава Башкортостана Радий Хабиров. – Мы ставим перед собой амбициозные задачи. Планируем войти в федеральную программу по развитию гражданской авиации, в том числе вертолетостроения. Участие в разработке новых моделей вертолётов даст возможность загрузить наше кумертауское предприятие на десятки лет вперед.
В республике мы приняли решение – в этом году покупаем вертолет этой серии для нашего Госкомитета республики по чрезвычайным ситуациям», - отметил Радий Фаритович.
Глава республики подчеркнул, что такой вертолет нужен не только спасателям Башкортостана. «Лесные пожары бывают и в соседних регионах, поэтому мы готовы оказать им помощь», - подчеркнул Радий Хабиров.
Добавим, что отметился на форуме и Уфимский государственный авиационный технический университет. Ведущий вуз представил на авиасалоне поршневые авиационные двигатели, которые можно использовать в малой авиации и беспилотных летательных аппаратах. По такому случаю стенд Башкортостана украсился надписью «Уфа – будущая столица дронов». Республика, по словам Радия Хабирова, планирует стать центром компетенций по производству беспилотников.
Сергей ОСАДЧИЙ.
На снимках: новый вертолет КумАПП; Глава республики Радий Хабиров в его кабине; слесарь-сборщик ОДК-УМПО Александр Ахметьянов с сопловым аппаратом 4-й ступени ВК-1600В.
Фото с сайта glavarb.ru и пресс-службы ОДК-УМПО.
На снимках: новый вертолет КумАПП; Глава республики Радий Хабиров в его кабине; слесарь-сборщик ОДК-УМПО Александр Ахметьянов с сопловым аппаратом 4-й ступени ВК-1600В.
Фото с сайта glavarb.ru и пресс-службы ОДК-УМПО.
27-07-2021 (0) Просмотров: 792 Номер: 52(13522) Версия для печати