$ - 100.6798
€ - 106.0762

ЧИТАЙТЕ В НОМЕРЕ

Горячая биография огнеборцев столицы

Пронзая столетья, зажигая сердца…

«Ещё книги – будут!»

Девятьсот пятьдесят шагов по улице Уфимской

Душа кочующего театра, или Праздник на нашей улице

Почти полвека у «руля»


Почти полвека у «руля»

12 ноября исполняется 90 лет со дня рождения Анатолия Ивановича Барсукова, легендарного главы «Башавтотранса», человека, чье имя навеки вписано в историю становления нашей республики. Свыше полувека отдал он развитию автотранспорта Башкортостана. Пройдя путь от автомеханика до руководителя территориального объединения, он сумел вывести его в лидеры отрасли среди регионов России.

От водителя до руководителя
Детство Анатолия Ивановича пришлось на трудные военные годы. С 15 лет он работал в совхозе, чтобы содержать семью. Еще мальчишкой научился управлять полуторкой и с тех пор мечтал стать профессиональным шофером. Родители мечту сына не одобрили, но и отговаривать не стали, и в 1948 году, после окончания курсов водителей, 17-летний Анатолий Барсуков сел за баранку грузового ЗИС-50 Чкаловской автобазы «Россельхозтехника» в Оренбурге. Дослужившись до начальника автомобильного отряда, понял: дальше профессионально расти здесь некуда. И в 1954 году вместе с молодой супругой отправился на «стройку века» - в зародившийся недавно на месте открытого в 40-х годах угленосного участка город Кумертау.
Это было время, когда закладывались основы промышленности, транспорта, строительной индустрии города и района. В Кумертау люди съезжались со всего СССР. Толковые специалисты были востребованы как никогда. В 1954-м Анатолий Барсуков был принят автомехаником в недавно образованную Кумертаускую автоконтору №11 Башкирского автотранспортного управления. Чуть позже его назначили начальником гаража, а спустя год после приезда - главным инженером (второе лицо в организации). По воспоминаниям ветеранов отрасли, А. Барсуков уже тогда выделялся среди коллег целеустремленностью, умением находить подход к людям и уникальной работоспособностью. И сослуживцы, и руководители районного и республиканского уровня признавали в нем лидера.
В 1959 году 27-летний Анатолий Барсуков был назначен начальником автоколонны №1518 Кумертау – самым молодым в Башкирии директором автобазы. Он принял руководство, когда производственная база предприятия состояла из деревянных мастерских, 1 токарного станка, а транспортный парк включал 46 грузовых автомобилей марки ГАЗ, ЗИС, «Студебеккер», 9 автобусов и 7 таксомоторов. Через несколько лет автоколонна стала одним из образцово-показательных предприятий РСФСР. За короткий период ее производственные мощности выросли в несколько раз.

«Кумертауское чудо»
О «кумертауском транспортном чуде» заговорила вся страна. В 1966 году за успехи в выполнении семилетнего плана Анатолий Иванович был отмечен орденом Трудового Красного Знамени. А в 1967-м автоколонне Кумертау были переданы на вечное хранение Красные Знамена Башкирского транспортного управления и города. Коллектив был занесен в Ленинскую Книгу Трудовой Славы ЦК профсоюза рабочих автомобильного транспорта и шоссейных дорог России.
Многие новаторские идеи, внедренные в то время Барсуковым и его командой, были позже подхвачены предприятиями по всей России. Так, в 1971-м в Кумертауской автоколонне №1518 впервые в Российской Федерации водительский состав был освобожден от участия в техническом обслуживании и ремонте автомобилей. Фактически произошло разделение профессий водителя и автомеханика, они получили самостоятельный статус. В этом же году за успехи, достигнутые в выполнении заданий пятилетнего плана по перевозке народнохозяйственных грузов и пассажиров, строительству, ремонту и содержанию автомобильных дорог, Анатолий Иванович был награжден орденом Ленина.
У «руля» Кумертауской автоколонны Барсуков провел два десятка лет. В те годы предприятие не раз ставили в пример всей стране. А тогдашний глава Минавтотранса Евгений Трубицын даже проводил на его базе выездные советы гендиректоров транспортных хозяйств России. До сих пор «аксакалы» отрасли с гордостью вспоминают, как в провинциальный город Башкирии приезжали перенимать опыт специалисты из разных уголков России.
В 1973 году Анатолия Ивановича пригласили на должность главного инженера Башкирского транспортного управления. Оставлять крепкое хозяйство и любимый коллектив было непросто. «Мне казалось, вся жизнь прошла, а тут нужно начинать все заново», – вспоминал Анатолий Барсуков в одном из интервью о том времени.

Новый профессиональный праздник
Анатолий Иванович принялся за работу на новом месте с энтузиазмом. Как главный инженер он отвечал за техническое состояние транспорта, наличие запчастей, уборочную страду, наводил порядок в подразделениях. Изучал передовой опыт соседних регионов, стараясь внедрять в Башкирии лучшие в СССР хозяйственные практики. Расширял зону своей ответственности и завоевывал симпатии коллег и руководства не только республиканского, но и федерального масштаба.
Со сложностями справлялся «на отлично». Постепенно на Анатолии Ивановиче завязывалось все больше административных функций. Днем он выкладывался на работе, а вечерами посещал занятия в Московском заочном финансово-экономическом институте, в который поступил еще до переезда в столицу Башкирии. В 1976 году Анатолий Барсуков выполнил обещание, данное когда-то родителям: получил диплом вуза.
В 1976-м Анатолий Барсуков был назначен исполняющим обязанности начальника управления. В этом же году у автомобилистов СССР появился собственный профессиональный праздник, утвержденный Указом Президиума Верховного Совета СССР. В народе он получил название День водителя. С тех пор его отмечают ежегодно в последнее воскресенье октября. Инициатором установления важной для отрасли даты был Анатолий Иванович Барсуков. Идею поддержал министр автомобильного транспорта РСФСР Евгений Трубицын.
В январе 1978-го Анатолий Барсуков был утвержден в должности начальника Башкирского транспортного управления. А уже по итогам работы в первом квартале того же года Башкирское транспортное управление вошло в тройку лидеров среди транспортных управлений Министерства автотранспорта РСФСР.

Флагман транспортной сферы
Транспортная отрасль региона получила новый импульс развития. «Башавтотранс» постепенно наращивал обороты, обрастая инфраструктурой, надежными кадрами, традициями... Под началом Барсукова все транспортные предприятия республики были переведены из ветхих барачных производственных помещений в современные производственные комплексы. Сдано в эксплуатацию административное здание объединения на улице Карла Маркса, проведена масштабная перестройка Южного автовокзала Уфы, построены Северный автовокзал столицы Башкирии, пансионат-профилакторий «Автомобилист». В целях улучшения снабжения работников «Башавтотранса» съестными продуктами создан агрокомбинат «Автомобилист».
Чтобы перечислить все достижения автотранспортников Башкирии, недостаточно одной статьи. При участии и по инициативе А.И. Барсукова и его коллег в РСФСР в начале 1980-х была внедрена контейнерная система перевозки грузов. Охвачены сетью пригородных автобусных маршрутов все 54 районных центра и более 300 населенных пунктов. Реконструировано и построено 50 автовокзалов и автостанций. Движение автобусов обеспечено диспетчерским сопровождением. С 1981 по 2000 год введено в эксплуатацию 167200 квадратных метров жилья. Ключевую роль играло объединение и в ежегодной уборочной кампании... Многие коллеги в шутку называли «Башавтотранс» «БАРСавтотрансом» - по первым буквам фамилии Анатолия Ивановича.
Транспортники Башкирии хорошо зарекомендовали себя и за пределами республики. Так, в 1980-м им было доверено обслуживать гостей и участников московской Олимпиады, позже — Игр доброй воли и XII Всемирного фестиваля молодежи и студентов. В 1982-1985 годах сотрудники предприятия принимали участие в выполнении комплексной общесоюзной программы «Газ-трубы» - на прокладке мощных газопроводов «Оренбург – Западная граница», «Уренгой – Помары – Ужгород» и «Ямбург – Западная граница» в центральные области страны. В 1986-м участвовали в ликвидации последствий Чернобыльской аварии, в 1988 году колонна из Башкирии работала на завалах землетрясения в Ленинакане (Армения). В период первой и второй Чеченских кампаний водители «Башавтотранса» обслуживали сотрудников МВД РБ, участвовавших в боевых действиях. И всегда итогом работы тружеников отрасли была благодарность за помощь и самоотверженный труд.
В 1990-е Башкортостан являлся единственным регионом в России, где сумели не только сохранить, но и усовершенствовать централизованное автобусное сообщение между городами и поселками республики. В самое трудное время, когда практически все государственные транспортные объединения России были разорены и разбазарены, «Башавтотранс» оставался единым автотранспортным комплексом общего пользования. В 1993 году в регионе пошли на беспрецедентные меры: решением Совета Министров Башкортостана был введен транспортный налог с городских предприятий и учреждений, а плату за проезд в городском транспорте общего пользования отменили.

Он умел услышать людей
Было бы неверно, говоря о профессиональных успехах и достижениях, не упомянуть о человеческих качествах Анатолия Барсукова. Его отличало редкое умение сплотить вокруг себя людей, найти в них опору и поддержку, направить на решение сложных проблем. Скольким молодым талантливым ребятам Анатолий Иванович помог подняться по карьерной лестнице... Он как никто понимал нужды рядовых водителей и автомехаников, много внимания уделяя улучшению быта своих подчиненных, решению социальных вопросов. Умел услышать людей и всегда живо откликался на проявление инициативы и просьбы о помощи. Жители республики не раз доверяли ему представлять их интересы в парламентах Башкирии и России.
Уйдя на заслуженный отдых, Анатолий Иванович продолжил активную общественную деятельность. Возглавив Республиканский совет ветеранов автотранспорта общего пользования, он, подключая свой авторитет, при поддержке нового руководства объединения оказывал помощь в льготном лечении, приобретении лекарств, путевок в санатории, помогал устраивать людей в больницы, организовывал встречи ветеранов в связи с торжествами, юбилеями. «Ветеранам предприятия необходимо знать, что им могут помочь или хотя бы просто выслушать», - не раз говорил Барсуков.
Вклад Анатолия Барсукова в дело совершенствования транспортного процесса и внедрение передовых методов отмечен высокими государственными наградами и званиями, в том числе медалью «За освоение целинных земель», «За доблестный труд», орденами Дружбы народов, Трудового Красного Знамени, Октябрьской Революции, Ленина, «За заслуги перед Отечеством» II степени...
Анатолия Ивановича не стало в 2016 году. Его уход стал большой потерей для республики.
Сегодня, когда автотранспортная отрасль переживает не лучшие времена, важно обратиться к историческому опыту и переосмыслить его. Ветераны объединения предлагают почтить память великого руководителя и назвать в честь Анатолия Ивановича Барсукова улицы в Уфе и Кумертау - городах, где шло становление и расцвет его карьеры. Ведь именно благодаря его организаторскому таланту в нашей республике сохранена и действует единая транспортная система.

Вероника ПОЛЯНСКАЯ.
Фото из архива семьи Барсуковых.


Дата создание новости 12-11-2021   Комментарии (0)   Просмотров: 511     Номер: 79(13549)     Версия для печати

19 ноября 2024 г. №81(13825)


«    Ноябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 





ВАКАНСИЯ

Редакция газеты «Вечерняя Уфа» примет на работу корреспондента с опытом работы. Зарплата по результатам собеседования (оклад плюс гонорары). Резюме присылайте на почту ufanight@rambler.ru с пометкой «корреспондент». Обращаться по телефону: 286-14-65.



 
© 2011-2023, Редакция газеты «Вечерняя Уфа»
Использование материалов без письменного согласия владельца сайта запрещено.