Льются с этих фотографий океаны биографий…
Может ли быть что-то эфемернее театрального искусства? Закрывается занавес, и спектакль, сыгранный актерами, в тот же миг становится историей. Да, он будет играться еще и еще, но всякий раз будет иным – зависящим от состояния актеров, настроения зрителей, от того, что происходит в мире и внутри каждого из нас…
Можно ли запечатлеть, сохранить ту память, чтобы спустя годы историки и ценители театрального искусства могли представить, какими были «Гамлет» или «Вишневый сад», как актер Михаил Кондратьев играл Ленина, а Хана Варшавская – Мамашу Кураж?.. Остаются лишь фотографии – запечатленные мгновения актерских откровений, и строки театральных рецензий – бесценных свидетельств современников.
Но в тот же момент есть в театре и вещи осязаемые – уникальные костюмы и с любовью созданный реквизит, театральные программки и афиши, очень точно порой передающие эпоху, дипломы и награды фестивалей…
Театральный музей Государственного академического русского драматического театра Республики Башкортостан хранит коллекцию экспонатов и архивных документов, по которым прослеживается его путь за более чем полуторавековую историю.
Абсолютным энтузиастом в деле создания нашего театрального музея был заслуженный артист Республики Башкортостан Николай Михайлович Ключник, более полувека служивший в Русском драматическом театре, куда он пришел в 1948 году, еще будучи студентом Уфимского театрального училища.
Ему посчастливилось выходить на сцену с такими «театральными зубрами», как Федор Крашенинников, Михаил Кондратьев, Анатолий Лебедев, Николай Дроздов. И не только партнерствовать на сценической площадке, но и делить с ними одну небольшую гримерку в старом здании театра на улице Гоголя…
«Жизнь актера скоротечна. И не хочется, чтобы люди уходили из нее, не оставив следа. Нужно сохранить о них память!» – говорил Николай Михайлович. Потому с усердием, особой тщательностью и аккуратностью он надписывал старые, уже порой пожелтевшие фотографии, собирал театральные программки, которые ему приносили актеры и зрители, помогающие по крупицам восстанавливать «уходящую натуру».
А вот другой хранитель фондов – журналист, краевед Юрий Алексеевич Ерофеев – более десяти лет профессиональной деятельности посвятил поиску театральных рецензий в периодических изданиях дореволюционных и советских газет и журналов, оставив после себя ценнейшие сведения о том, как развивалась история театральной Уфы. Много времени уделял он восстановлению архивных документов – личных дел сотрудников, приказов, распоряжений руководства. Скажете, это только сугубо внутренние дела коллектива? И ошибетесь! Ведь за скупыми строками приказов Ерофеев умел читать судьбы!
Русскому драматическому театру повезло – его музеем заведуют люди, искренне увлеченные своим делом, неравнодушные к его истории, к его настоящему. Сегодня хозяйкой музейных фондов является Ирина Николаевна Овсянникова (на центральном снимке) – человек удивительной культуры. И это неслучайно, ведь она училась в знаменитом Высшем театральном училище имени Бориса Щукина, в актерской мастерской Анатолия Борисова. К слову, ровно в это же время в «Щуке» на режиссерском курсе Александра Поламишева учился и незабвенный художественный руководитель ГАРДТ РБ Михаил Исакович Рабинович. Потому, когда Ирина Николаевна по семейным обстоятельствам несколько лет назад вернулась в родную Уфу и заглянула в театр, они сразу нашли общий язык, с любовью вспоминали родных учителей… Должность заведующего музеем на тот момент была вакантной, и Ирина Николаевна приняла предложение.
Имея историческое образование и зная музейное дело (несколько лет Ирина Овсянникова проработала в Музее истории и реконструкции Москвы), каждую выставку в фойе театра она старается сделать насыщенной, аттрактивной – так, чтобы пришедшие зрители могли поближе познакомиться с жизнью Русского драматического! Перекликаясь с событиями истории нашей страны – будь то праздничные или памятные даты, – эти экспозиции вызывают искренний интерес.
А какой живой отклик получила выставка подарков, которые были вручены коллективу театра во время многочисленных гастролей – здесь и часть первого рельса, изготовленного рабочими Нижнетагильского завода, и каменная соль из подвалов старого здания Тюменского театра, перестроенного из соляных складов, и трогательные мозаичные панно из Николаева!.. Все они, подаренные с любовью, свидетельствуют о том, что спектакли театра не оставляют равнодушными зрителей!
Внимательно рассматривая каждый экспонат, вглядываясь в фотографии любимых актеров, чьи голоса уже не слышны, ловишь себя на мысли, как хрупка наша память. Но как же важно ее хранить!
Елена ПОПОВА.
Фото
Булата ГАЙНЕТДИНОВА.
Фото
Булата ГАЙНЕТДИНОВА.
17-05-2022 (0) Просмотров: 527 Номер: 32(13594) Версия для печати