Жизнь по максимуму
В пору нашего детства Дамир Мударисович Куватов был директором Сибайского элеватора, где работали мой отец и старший брат. Рядом с предприятием мы жили на одноименной улице Элеваторной. Летом школьники подрабатывали на участках, подметая территорию, очищая склады, а по осени помогали взрослым встречать урожай с полей, сметали с грузовиков остатки зерна. С директором, конечно, тоже виделись – то на территории предприятия, то в клубе или в столовой, но для нас это была такая величина! Мы, ребятишки, здоровались и пробегали мимо. Гораздо больше узнала я об этом человеке много позже, будучи уже взрослой. И сегодняшний портрет неординарного человека, очень крутого, как сейчас бы сказали, руководителя, пишу уже по воспоминаниям его коллег и любящей супруги…
Вдова бывшего министра заготовок республики, заслуженного работника пищевой индустрии Башкортостана, кавалера ордена Октябрьской Революции Дамира Мударисовича Куватова живет светлой памятью о нем, и каждый раз по осени Эльмира Нафиковна обращается к родственникам, знакомым и друзьям с просьбой встретиться и «поговорить за жизнь». Меня всегда восхищает ее трепетное, уважительное отношение к памяти о спутнике жизни, которого нет с нами уже ровно десять лет.
…Когда я вошла в чистый и аккуратный подъезд дома Куватовых в Уфе, Эльмира Нафиковна вышла мне навстречу. Какая красивая женщина – и возраст нипочем! А ведь выпало ей в жизни немало: она – дочь репрессированного государственного деятеля Нафика Чербаева. С достоинством перенесла все трудности, связанные с судьбой отца и непростым, как общеизвестно, характером своего мужа.
Эльмира Нафиковна Куватова:
- Бытует мнение, что чем больше проходит времени со дня ухода человека из жизни, тем больше он идеализируется. Согласиться с этим в какой-то степени можно, наверное. Но идеализировать своего мужа я не могу, он был человеком, как и все – со своими достоинствами и недостатками, хотя достоинств в нем было больше. Со стороны казалось, что он горд и высокомерен. Так казалось, думаю, людям, которые сами были таковыми. На самом деле Дамир Мударисович был человеком ответственны и от людей требовал того же. А планка у него была высокая, он считал, что человек должен сам себе давать оценку, ставить перед собой задачи и решать, с чем он может справиться, а с чем – нет.
Во все времена люди из рода Куватовых с честью служили Отечеству, тянулись к знаниям, многие становились учеными, врачами, инженерами, учителями. Дамир Мударисович только преумножил достояние знатной семьи. Руководитель высокого ранга, он остается в памяти коллег как человек, который всегда и все делал по максимуму.
Вспоминает бывший директор Сулиимского элеватора Саткинского района Челябинской области Валит Айратович Мазитов:
- Мы проработали вместе с Дамиром Мударисовичем свыше 15 лет. Именно он привел меня в систему хлебопродуктов. А познакомились с ним, когда я председательствовал в колхозе Зианчуринского района. При встрече он предложил мне, как опытному руководителю, перейти на работу в данную новую для меня отрасль. И когда я ответил, что, мол, растить-то хлеб умеем, а вот перерабатывать – дело не очень знакомое, пригласил на стажировку. Всего полгода я успел поработать заместителем директора по качеству на Аллагуватовском элеваторе в Стерлитамакском районе, как уже получил предложение руководить Сулиимским элеватором.
Мы обслуживали 5 северо-восточных районов Башкирии. Это довольно влажные края, здесь выращивают трудный хлеб. Именно в те годы Дамир Мударисович научил меня правильно принимать и перерабатывать хлеб. Особенно поддерживал, когда шла реконструкция элеватора и был запущен комбикормовый завод производительностью 700 тонн в сутки. Я запомнил Дамира Мударисовича как высокого профессионала в своем деле и в то же время скромного человека. Я был немало удивлен, когда попал в квартиру Куватовых в день его 60-летия: жили они более чем скромно. Такой видный ученый, руководитель такого масштаба мог бы, наверное, позволить себе жить в более комфортных условиях…
На работе он был требователен и к себе, и к нам. К сожалению, ему не хватало иной раз дипломатии, что ли, умения обходить острые углы, строить отношения. Иные боялись его принципиальности, прямоты, и эти деятели добились того, что крупный организатор, ученый был недозволенными способами отодвинут в сторону. Машина той системы закрутила его в свои жернова… Разумеется, он переживал, и это серьезно сказалось на его здоровье. Но будучи человеком сильным, стрессоустойчивым, Дамир Мударисович не пал духом и до конца своей жизни оставался оптимистом. Он нашел себя в науке и образовательной сфере, открыл филиал Оренбурского агроуниверситета в Уфе и вел преподавательскую деятельность, еще больше увлекся наукой. И меня он раскрыл как ученого, за что я всю жизнь благодарен ему.
Минзаки Минасович Мударисов, в прошлом заместитель министра заготовок РБ, ныне ветеран системы хлебопродуктов:
- В 1991 году Производственное объединение зерноперерабатывающих и хлебоприемных предприятий стало Министерством заготовок Республики Башкортостан. Министром был утвержден Куватов Дамир Мударисович, а я при нем долгие годы трудился заместителем. Спустя два года Министерство было преобразовано в Государственное акционерное общество «Башкортостанхлебопродукт». За эти годы наша отрасль претерпела множество реорганизаций и реформ, прошла сложный, но славный путь развития. Очевиден тот факт, что за период работы руководителем системы хлебопродуктов Республики Башкортостан Дамиром Мударисовичем была проделана огромная работа по реконструкции действующих мощностей элеваторов, строительству новых предприятий, совершенствованию процесса сушения зерна.
Возможно, кто-то и не поверит сегодня, какими были темпы нашей работы и нашей жизни той поры. Но факты – вещь упрямая. С 1985 года началось большое строительство элеваторов, мельничного комбината в Давлеканово, проведена реконструкция мельничного и комбикормового заводов в Уфе и Стерлитамаке. Всего были введены в эксплуатацию вновь построенные элеваторы емкостью свыше 387 тысяч тонн, в их числе – Карламанский, Бирский, Благоварский, Зирганский, Нефтекамский, Илишевский, Белозерский. К примеру, строительство Давлекановского комбината хлебопродуктов и реконструкция мельничных заводов в Уфе, Стерлитамаке и Сибае полностью ликвидировали дефицит хлебопекарной и макаронной муки в республике. Новые и полностью реконструированные мельничные объекты оснащались комплексным высокопроизводительным оборудованием.
В 1986 году валовый сбор зерна составил свыше 6 миллионов тонн, из них в закрома государства (элеваторы, хлебоприемные пункты, комбинаты хлебопродуктов) поступило более 3 миллионов тонн. Все это зерно было принято, просушено и размещено по емкостям, обеспечена полная сохранность урожая.
Могу вспомнить и другой значительный факт. Только аппаратом «Башкортостанхлебопродукт» ежегодно заключалось более 5000 договоров контрактации на поставку зерна с сельхозпроизводителями республики. Умел наш Дамир Мударисович настроить руководителей и специалистов всех звеньев на тесные производственные связи со всеми сельхозпредприятиями, успешно решать важнейшие задачи обеспечения населения хлебопродуктами, животноводство – полнорационными комбикормами. Это обязывало всех нас – от рабочих до руководителей – нести бессменно трудовую вахту во имя республики, как бы это громко ни звучало.
Эльмира Нафиковна Куватова:
- Я благодарна судьбе за то, что в моей жизни был Дамир. То, что мы с ним прожили без очень малого 55 лет, говорит само за себя. Он, конечно, не был белым и пушистым, да и у меня, наверное, были свои «тараканы», но мы притерлись и жили - дай Бог так многим! Нередко я слышала о его тяжелом характере. Но я-то знала замечательные качества Дамира – незловредность, немелочность, незлопамятство… Его оптимизм, аналитический ум, уверенность в себе – как раз то, чего не хватало в моем характере. Эти его черты внесли изменения и в мою натуру – я тоже стала более уверенной в себе.
Из воспоминаний Альвины Куватовой:
- Я помню график его работы – с раннего утра и до позднего вечера. Частые выезды в колхозы и совхозы, совещания. Меня, тогда 15-летнюю девчонку, Дамир Мударисович взял к себе в семью после смерти моего отца. Он заботился обо мне, как о собственной дочери, помог получить высшее образование. Дамир-агай находил время на все – и на семью, и на работу.
Вероятно, даже одного того, что совершил после ухода на заслуженный отдых, хватило бы любому человеку, чтобы с гордостью заявить: моя жизнь удалась! Пораженный неизлечимой болезнью, зная, что ему отпущены для жизни считаные месяцы и дни, он не сломался, упорно работал над составлением родословной рода Куватовых и созданием автобиографической книги «Путешествие в прошлое». И успел ее дописать, издать и подарить близким первые экземпляры!
Слова народного поэта Башкортостана Мустая Карима – словно о таких, как Дамир Куватов: «Родина моя - это люди, которые приходят на землю, чтобы своим трудом и мыслью украсить ее, уходят, чтобы после них другие сажали еще более красивые цветы, воздвигали еще более величественные сооружения». За сотни километров от Уфы, в районном центре Хайбуллинского района – селе Акъяр есть улица, носящая имя Куватова. Очень важно для любого человека – общественное признание, а оно у Дамира Мударисовича Куватова неоспоримо.
Мавлида ЯКУПОВА, заслуженный журналист России.
Фото из семейного архива Куватовых.
Фото из семейного архива Куватовых.
25-10-2022 (0) Просмотров: 308 Номер: 74(13636) Версия для печати