Маршрутный лист
ГЛОНАСС укажет путь. К безопасности и порядку
С 1 января 2013 года вступают в действие Федеральный закон "О навигационной деятельности" и Постановление Правительства РФ "Об оснащении транспортных, технических средств и систем аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS", обязывающие перевозчиков использовать соответствующее бортовое оборудование. Эти документы предусматривают и ответственность за отсутствие такой аппаратуры на пассажирском транспорте маршрутов регулярных перевозок в городском и пригородном сообщениях.
Как идет подготовка к исполнению данных законов в сфере пассажирских перевозок в Уфе? С этим вопросом мы обратились к директору муниципального унитарного предприятия "Уфагортранс" Разиму ИМАЕВУ.
- Нововведение направлено прежде всего на обеспечение транспортной безопасности, - отметил Разим Галимович. - Вторая цель - организация бесперебойного и комфортного обслуживания населения городским общественным транспортом.
Сопровождению подвижного состава системой ГЛОНАСС предшествует огромная организационная работа: это и приобретение серверного оборудования с программным обеспечением и лицензий на использования системы, и настройка параметров составления единого расписания движения транспортных средств на маршрутах, и многое другое.
В Уфе с 2010 года в рамках концепции построения комплексной автоматизированной информационно-аналитической системы "Безопасный город", а также реализации целевых программ профилактики правонарушений и противодействия экстремизму и терроризму, активно идет внедрение программно-аппаратного комплекса (ПАК) "Система радиосвязи" на базе МУП "Уфагортранс".
- Что представляет собой данная система?
- В состав программно-аппаратного комплекса входят: программа составления единого расписания движения пассажирского автомобильного и городского наземного электрического транспорта по маршрутам регулярных перевозок; диспетчерское сопровождение подвижного состава с применением системы ГЛОНАСС и контроль выполнения единого расписания; кнопка тревожного вызова диспетчера при возникновении нештатной ситуации; программа анализа и обработки выполненной транспортной работы на маршрутах регулярных перевозок в городском сообщении.
- Какие требования предъявляются к бортовому оборудованию
ГЛОНАСС? Система уже функционирует в Уфе или пока на стадии внедрения?
- Минимальные требования к оборудованию подвижного состава общественного транспорта предусматривают, помимо возможности передачи данных ГЛОНАСС, наличие в бортовом приборе кнопки тревожного сигнала и возможности голосового общения с диспетчером с помощью программно-аппаратного комплекса. В настоящее время на 15 уфимских троллейбусах соответствующее оборудование установлено; кроме того они оснащены электронными табло и автоинформаторами, системами видеонаблюдения в салоне и так далее.
Также Уфимская система радиосвязи отслеживает десять автобусов маршрута № 216 "Управление буровых работ - Северный автовокзал", который обслуживает официальный перевозчик - ООО "Альянс СКД", победивший в городском конкурсе.
В общей сложности система, установленная в "Уфагортрансе", может одновременно осуществлять мониторинг и диспетчерское сопровождение 3000 транспортных средств.
Программно-аппаратный комплекс позволяет отслеживать движение автобуса согласно утвержденной схеме маршрута и выполнение водителем расписания движения. В случае чрезвычайной ситуации он имеет возможность связаться с центральным диспетчером "Уфагортранса" и сообщить о случившемся либо передать диспетчеру сигнал с помощью тревожной кнопки.
- Есть ли аналоги данной системы в Уфе?
- В настоящее время выбор систем диспетчеризации на базе ГЛОНАСС и бортового оборудования ГЛОНАСС огромен, так как с каждым днем спрос на них растет. Главное отличие ПАК "Система радиосвязи" заключается в том, что комплекс предоставлен "Уфагортрансу" Инженерным центром "Системы информации и связи", являющимся региональным представителем Федерального сетевого оператора в сфере навигационной деятельности Российской Федерации ОАО "Навигационно-информационные системы" (НИС ГЛОНАСС) по Республике Башкортостан. Система сертифицирована на федеральном уровне, и программное обеспечение интегрировано с программным обеспечением регионального оператора ГЛОНАСС.
С октября нынешнего года вся информация с серверов организаций республики, обслуживающих транспортные средства, подключенные к ГЛОНАСС, будет аккумулироваться в Государственном комитете Республики Башкортостан по транспорту и дорожному хозяйству, а затем передаваться в Управление госавтодорнадзора по РБ - как филиала Федерального агентства по надзору в сфере транспорта.
Уже сейчас Администрацией городского округа город Уфа ведутся переговоры с Министерством внутренних дел по РБ о возможности обмена информацией в рамках программы "Безопасный город". Решение вопроса об обмене информацией с другими ведомствами позволит в полной мере выполнить требования Федерального закона Российской Федерации "О транспортной безопасности".
- Разим Галимович, любое ли бортовое оборудование можно подключить к установленной на "Уфагортрансе" системе?
- Пока не все бортовые приборы совместимы с программным обеспечением ПАК. Но специалисты НИС ГЛОНАСС совместно с нашими специалистами изучают рынок и проводят тестовые испытания существующих приборов.
Отмечу, что разработчики бортового оборудования охотно идут навстречу, понимая, что данная система одобрена на федеральном уровне и со временем будет единой и, возможно, единственной на всей территории Российской Федерации.
- На ваш взгляд, произойдут ли какие-либо изменения в сфере пассажирских перевозок в Уфе после вступления в силу с 1 января 2013 года федерального законодательства, обязывающего перевозчиков использовать бортовое оборудование спутникового позиционирования ГЛОНАСС и предусматривающего ответственность за его отсутствие?
- Изменения, безусловно, будут, и в лучшую сторону. Это касается не только строгого соблюдения расписаний движения водителями, а также бесперебойной работы всего пассажирского транспорта вне зависимости от формы собственности, что сократит время в пути и улучшит комфорт и качество перевозок.
Самое главное, эта инициатива государства существенно повысит безопасность дорожного движения и безопасность наших граждан при пользовании услугами городского пассажирского транспорта.
Беседовал Сергей ОСАДЧИЙ.
7-08-2012 (0) Просмотров: 2 613 Номер: 151(12049) Версия для печати