Навеки восемнадцатилетний
Вера и Вася вместе с мамой Зинаидой Васильевной проводили брата Мишу очень далеко, до самой речки поселка Куз-Елга. Михаилу Степанову предстояло пешком преодолеть около 200 километров до Иглино, и уже оттуда он хотел добровольцем уйти на фронт. Шел 1943 год. Миша с рюкзаком за плечами уходил от родных все дальше по дороге. Ему было восемнадцать. Столько и осталось. Навсегда.
Рассматриваем с 78-летней Верой Сергеевной фотографию ее старшего брата - светлое, открытое юношеское лицо. У Михаила могла быть яркая жизнь, полная событий, встреч, поступков... Наверное, впереди его ждала любовь, рождение детей... Ничего этого не случилось. Он героически погиб за Родину.
...Степановы жили поначалу в Иглино. По несправедливому доносу были репрессированы и высланы в далекий поселок Куз-Елга (сейчас Межгорье). Тогда в семье было двое детей - Михаил и Антонина, остальные четверо родились уже в ссылке, Вера - в 1936 году, Василий - в 1939-м, Анатолий - в 1941-м и самый младший, Александр - в 1946 году.
- Родители очень любили нас, - вспоминает Вера Сергеевна. - А Миша всегда баловал меня, младшую сестренку, водил гулять за ручку. Он и сейчас стоит у меня перед глазами, уходящий от нас на войну...
Каким-то образом родители узнали, что Михаил добрался до Иглино, видели его там знакомые на железнодорожном вокзале. Оттуда, видимо, удалось уйти на фронт. Но не было от него весточки. Ушел - как в бездну канул. И мама постоянно просила меня и Васю: “Будете идти из детского сада, зайдите на почту, нет ли письма от Миши”.
И вот однажды на почте дети получили длинный белый конверт - с обоих краев по две сургучные печати и еще одна - в середине. Радостно побежали домой. Зинаида Васильевна была во дворе.
- Мама, пришло письмо от Миши! - кричали счастливые дети.
Мать увидела конверт и упала будто замертво - в таких приходили похоронки. Соседи с трудом привели в чувство несчастную женщину.
Семилетняя Вера, которой соседи объяснили, что Мишу убили на фронте, сказала очнувшейся Зинаиде Васильевне:
- Мама, не плачь, я обязательно найду тебе сына!
Тот страшный документ хранится у Веры Сергеевны по сей день - ветхая бумага, стершиеся буквы...
“Ваш сын, гвардии младший сержант Степанов Михаил Сергеевич в бою за социалистическую Родину, верный воинской присяге, проявив геройство и мужество, был убит 16 декабря 1943 года. Похоронен на высоте 102.9. Киевской области Смелянского района. Командир части. Начальник штаба”. Подписи.
...Зинаида Васильевна очень долго болела. Но жизнь продолжалась, требовали заботы совсем еще малые дети.
- В голодный год нас с братом отправили в лес собирать съедобную траву для супа, - делится Вера Степанова. - Она в палец толщиной, с полым стеблем. Мы с Васей ходили весь день, собрали два мешка. А когда пришли домой и высыпали свою добычу на пол, чтобы мама разобрала, она ахнула: мы собрали несъедобную траву. В тот день есть нам было нечего...
Так и жили в те годы.
...В 1954-м Вера окончила десятилетку в поселке Инзер. Приехала к родственникам в Уфу. Здесь увидела объявление в газете “Десятиклассники - на производство”. Устроилась контролером на завод, там работала больше тридцати лет, только в 1987 году ушла на пенсию по инвалидности.
Но обещание, данное матери в страшный день прихода похоронки, Вера Сергеевна не забывала никогда.
Написала по адресу, указанному в документе. Пришел ответ: “Такой не значится”. Продолжила поиски, ее запросы направили в Подольский архив и в Москву, в архив Советской армии.
Наконец пришло письмо, а в нем - адрес поселка, где находится братская могила - место упокоения Миши: Черкасский район, село Дубиевка.
- В первый раз я приехала на могилу брата в 1973 году в День Победы, - сдерживая слезы, рассказывает Вера Сергеевна. - На большой мраморной доске, рядом с памятником, среди многих и многих имен нашла родное - “Степанов М.С.”. Братская могила ухожена. Сюда люди приезжают поклониться своим близким отовсюду, даже с Дальнего Востока. Председатель колхоза тепло принимал нас, устраивал поминки. Меня поселили на квартиру к семье Ивана Сергеевича Приходько. В День Победы солдаты из соседней части приезжали - на братской могиле давали праздничный салют. А вечером ко мне подходили обычные люди, жители поселка, соседи с улицы, рассказывали о войне, низко кланялись в ноги за брата.
Я бывала на могиле Михаила не раз, в Дубиевку приезжала почти вся наша семья. Только вот маме не довелось, она была очень нездорова. Но я привезла с братской могилы немного земли, мама с папой захоронили ее в могиле нашего родственника - хоть крохотная частичка Миши вернулась в родную землю... И мама могла посещать “могилку” сына, мысленно говорить с ним.
Ирина ШЕМАТОНОВА.
НА СНИМКАХ: Вера Степанова; Михаил Степанов.
Фото автора и из
семейного архива Степановых.
НА СНИМКАХ: Вера Степанова; Михаил Степанов.
Фото автора и из
семейного архива Степановых.
16-04-2015 (0) Просмотров: 1 511 Номер: 72(12720) Версия для печати