$ - 75.0319
€ - 88.9578
75-летие Победы

ЧИТАЙТЕ В НОМЕРЕ

Бренд - гарантия качества

Газ в доме будет

Умылись улицы в преддверии зимы

Облик столицы

Вдоль по Набережной

широким фронтом идет строительство новой зоны отдыха горожан


Вдоль по Набережной

Уже давно известны узловые точки подготовки к саммитам глав государств - членов Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) и встрече глав государств и правительств БРИКС, которые состоятся в Уфе в следующем году. Это реконструкция здания аэровокзала; строительство Затонского моста, двухуровневой автотранспортной развязки у села Чесноковка по дороге из аэропорта в город, нескольких престижных гостиниц, набережной реки Белой на участке от монумента Дружбы до железнодорожного моста; снос ветхого жилья на южном склоне; ремонт фасадов зданий в центре столицы; благоустройство улиц, парков, скверов и многое другое (всего 916 объектов).

Как ни парадоксально, на карте Уфы еще с XIX века сохранилась улица Набережная, которая, если кто не знает, тянется вдоль южного склона города на несколько километров. И, кстати, самой набережной как таковой можно считать в общем-то нет. Точнее - набережная по большому счету благоустроена и обжита только возле монумента Дружбы, где теперь, из-за обмеления реки, не причаливают большие пассажирские теплоходы. Набережную вдоль Белой закатали в бетон еще на рубеже 1960-1970-х годов, одновременно построили двухполосную (автомобильную и пешеходную) дорогу, капитально укрепили берег от оползней. Планировали возле монумента Дружбы построить речной вокзал, но, как показали геологические исследования, зыбкий берег не выдержал бы многотонное строение. К сожалению, дальнейшего развития участок города между автомобильным и железнодорожным мостами так и не получил. Если не считать того, что уфимцы в теплую погоду приезжают отдохнуть в многочисленные летние не совсем приглядные кафешки, расположенные на правом берегу.
Мне посчастливилось осенью 1969 года, будучи в те поры юнкором газеты, написать репортаж о строительстве той самой новой дороги. Как сейчас помню, сорок пять лет назад на набережной прораб стройки рассказывал мне, что эта дорога протянется аж до Нижегородки и пройдет вдоль реки Белой до самого Черников-ска. То есть уже тогда намечалось проложить самую короткую дорогу от аэропорта до северного промышленного узла. Это был смелый по тем временам проект, и мне, еще неопытному в жизненных вопросах человеку, невозможно было представить, как дорога минует два крупных вокзала - железнодорожный и речной, нефтебазу...
Однако, вернувшись через два года из рядов армии, я, увы, никаких перемен не обнаружил. По не известной мне причине "стройка века" была законсервирована. Подозреваю, что Москва тогда не выделила Уфе деньги на снос многочисленного жилья вдоль автодороги, железнодорожного полотна и перенос массы коммуникаций, мостов, переходов...
И вот почти через полвека я вновь стою на той же самой набережной и глазам своим не верю: какие гигантские перемены происходят здесь, под склоном Конгресс-холла! Три недели назад, гуляя наверху возле памятника Салавату Юлаеву, я вдруг обнаружил, что здесь развернуто огромное по масштабам строительство. Хотя во всей полноте картину можно увидеть, только спустившись уже вниз к самой реке. Но даже со смотровой площадки заметно, насколько активно и плодотворно работают строители возле железнодорожного моста.
...Улица Набережная за водно-гребной станцией "Юность" уже давно никого не привлекает, разве что рыбаков. И есть отчего. Берега заросли кустарниками и тополями, а берегоукрепляющие железобетонные конструкции и дорога изрядно разрушаются под воздействием воды, снега, ветра и времени. Кустарники активно пробивают себе дорогу к солнцу сквозь бетон и асфальт. Совсем скоро, а точнее к концу нынешнего года, этот медвежий угол уфимцы просто не узнают. Об этом можно судить хотя бы по проекту улицы Набережной, высоким темпам и качеству строительных работ.
Да, это будет райский уголок, куда удобнее станет спускаться с холма со стороны Конгресс-холла - по широким гранитным лестничным маршам, которые тоже запроектированы. Более того, между Конгресс-холлом и гостиницей может появиться навесной мост, чтобы гости попадали на конференции, симпозиумы и съезды по самой короткой дороге. Мне, человеку, десятки раз путешествовавшему теплоходом по Каме и Волге, всегда было обидно за свой родной город. Он ничем не хуже и не беднее волжских, но до сих пор не имеет такой благоустроенной набережной, как, к примеру, Самара, Саратов, Волгоград, Ульяновск, Астрахань, Нижний Новгород, Чебоксары...
Полагаю, что в этом году набережная Уфы будет европейского уровня - даже покруче, чем в городах Поволжья, Прикамья, Южного Урала и Сибири. Полная сметная стоимость проекта составит порядка трех миллиардов рублей. Причем город получил часть средств из федерального бюджета, потому что берегоукрепляющие мероприятия возле миллионного города никто еще не отменял. Мы, направляясь на стройку, полагали, что власти города ограничатся только реконструкцией старой дороги. Однако, побывав на набережной, убедились, что здесь по существу идет новое гигантское строительство - спуск к реке будет многоуровневым: с прогулочной зоной и автомобильной дорогой в четыре ряда (сейчас только два). Кстати, бульвар будет достаточно широкий, с аллеей, причалом и хорошим озеленением. Сюда пешеходы попадут с холма только по надземным переходам, так что маршруты людей и машин пересекаться не будут. Всю набережную планируют построить за три года и далее ее развивать. По словам главы Администрации городского округа город Уфа Ирека Ялалова, строительство позволит, с одной стороны, облагородить “южные ворота” города, а с другой, - решить жилищные проблемы проживающего на склоне города населения. Городской власти предстоит снести еще 260 ветхих деревянных домов.
В Уфе с весны нынешнего года на берегу Белой работают десятки людей, мощнейшие современные строительные механизмы, самосвалы, подъемные краны - дабы привести участок набережной (на протяжении 1700 метров) в благопристойный вид. Сейчас мы увидели только первый этап строительства, но он самый сложный и трудоемкий. Одного только гравия сколько надо перелопатить! Сама же набережная тянется более чем на 5 километров. Администрация столицы правильно решила начать строительство от железнодорожного моста к монументу Дружбы, поскольку именно в створе памятника Салавату Юлаеву, Конгресс-холла и новой гостиницы, что сооружается рядом со зданием физико-математического факультета Башкирского государственного университета, пройдут главные события в рамках саммитов ШОС и БРИКС.
Специалисты, представляющие ЗАО “Гидроспецстрой” из Казани, на уфимской набережной являются как бы первопроходцами. Сначала метр за метром отвоевывают берег у реки, чтобы вбить в ее дно пустотелые металлические трубы метрового диаметра и таким образом обозначить четкую границу между рекой и сушей. Пожалуй, в этом месте Белая по ширине будет даже чуть уже. Значит, зона отдыха будет достаточной для отдыха горожан. Для забивки труб волжане привезли с собой специальные машины - 3900-килограммовые вибрационные гидропогружатели, которые прямо на глазах за считанные минуты вбивают в реку эти гигантские трубы, кстати, покрытые антикоррозийной краской. Причем все трубы шпунтованные, поэтому располагаются в одном ряду ровно, плотно и к тому же намертво прикованы друг к другу. Спрашиваю у строителей, а на какую глубину уходят трубы? Прораб Евгений Илларионов ответил, что все зависит от рельефа местности. Трубы имеют длину 6, 9, 10 и 12 метров. В среднем одна весит порядка 2,5 тонны. Спуск к реке будет каскадным, поэтому и такая разница по длине труб. Всего на укрепление берега уйдет порядка 9 тысяч тонн труб. В коллективе “Гидроспецстроя” работают люди с большим опытом. Они такие же объекты строили в Москве, Санкт-Петербурге, Архангельске, Казани, Нижнекамске, Альметьевске, Набережных Челнах и других городах Татарстана.
Работы на одной из важнейших строек года не останавливаются ни на минуту: работают одновременно четыре вибропогружателя. Это и понятно, ведь необходимо быстрее предоставить фронт работы смежникам. Только выросла стена из труб, как тут же подвозят гравий и выравнивают площадку. Затем уже вступает в свои права многотонный каток, чтобы гравий укатать по полной программе. Казанские строители трудятся полный световой день, действуют вахтовым методом. Сейчас работают около двадцати человек, но скоро вместо них приедет другая бригада...
Я несколько раз пробовал сосчитать: сколько же труб уже вбито вдоль реки и сколько доставлено их на стройку... И каждый раз сбивался, поскольку надо было пройти уже половину строительной площадки. Рабочие, увидев, что я занимаюсь напрасным делом, посоветовали лучше посмотреть, как будет выглядеть прибрежный участок в скором времени. Мы его сфотографировали. Действительно, все увиденное на стройке очень впечатляет. Оно соответствует утвержденному проекту. И верится, что через полгода здесь с большой охотой станут прогуливаться гости Уфы, мамы с колясками, пенсионеры, влюбленные пары...
Работы ведутся широким фронтом, потому что 1700-метровый отрезок набережной должны сдать уже в конце года. В одном месте вбиты в реку металлические сваи, в другом - подготовлена площадка для таких работ, в третьем - идет разгрузка баржи с гравием, в четвертом - вырубают и вывозят на грузовых автомашинах и лесовозах сгнившие заросли кустарников и высоченные тополя, которые уступят место широкому бульвару. У моста идет демонтаж старых железобетонных конструкций берегоукрепления, исправно отслуживших свой век. Покидая стройку, мы с фоторепортером Лилией Загировой обратили внимание: за то время, что мы находились на одном краю набережной, на другом конце уже начали монтировать еще один подъемный кран. Огромные силы строителей стягиваются на набережную, потому что здесь объем работ еще огромный. Надо все успеть сделать вовремя и на высоком качественном уровне.
Рашит АЮПОВ.
НА СНИМКАХ: панорама строительства; набережная Белой в 1930-е годы возле водно-гребной станции “Динамо” (ныне - “Юность”).
Фото Лилии ЗАГИРОВОЙ
и из архива автора.



Вдоль по Набережной Вдоль по Набережной Вдоль по Набережной Вдоль по Набережной Вдоль по Набережной Вдоль по Набережной Вдоль по Набережной Вдоль по Набережной Вдоль по Набережной

Дата создание новости 3-07-2014   Комментарии (0)   Просмотров: 5156     Номер: 128(12526)     Версия для печати


Добавить комментарий
Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
Полужирный Наклонный текст Подчеркнутый текст Зачеркнутый текст | Выравнивание по левому краю По центру Выравнивание по правому краю | Вставка смайликов Выбор цвета | Скрытый текст Вставка цитаты Преобразовать выбранный текст из транслитерации в кириллицу Вставка спойлера
Вопрос:
8+2-5=?
Ответ:
Код:
Включите эту картинку для отображения кода безопасности
обновить, если не виден код
Введите код:


 
© 2011-2019, Редакция газеты «Вечерняя Уфа»
Использование материалов без письменного согласия владельца сайта запрещено.