Память
Моя тысяча соседей из квартиры номер три
Среди незабываемых и греющих душу каждого запахов детства для меня особняком стоял запах... сырой глины. В нашем подъезде рядом с первой квартирой была дверь без номера. Но эта неприметная дверь казалась волшебной, словно та, что в каморке папы Карло. И мне было дозволено открывать ее и входить внутрь!
Крутые ступеньки вниз, неяркое освещение, запах глины... “Проходи, Славик. Ну...” - голос строгий, но интонация его очень приятная благодаря мягкой манере произношения. И это “ну...” - словно она постоянно то ли ищет подтверждения своим словам, то ли призывает поспорить, возразить...
“Это будет бюст Габдрахмана Кадырова. Похож?” Похож. А о том, что знаменитый гонщик приезжает позировать Тамаре Павловне, знал весь двор. Я сам нынче весь день вокруг его иномарки крутился.
Мы, обитатели первого подъезда на Октябрьской, 9, жили по соседству с чудом. Квартира номер три и упомянутая мастерская были полны юношами и девушками, пастухами и композиторами, танцорами и краснощекими красавицами... Из глины, гипса, фарфора, бронзы. А создала это выдающийся мастер - Тамара Павловна Нечаева. Специально не пишу “скульптор”, ибо талант этого человека был многогранен и равно ярок в любом воплощении. Нечаева прославилась как скульптор, но она, без сомнения, могла бы прославиться и как живописец, и как график...
Этой хрупкой женщине досталась не просто ужасно тяжелая физически участь скульптора - таскать громоздкие ящики, что-то лепить, прикреплять, тесать и обжигать, когда уже и руки-то отваливаются. Ей приходилось постоянно отстаивать свою правоту в борьбе с косностью, носителями которой были иные деятели. “Ты представляешь, они мой бюст Аксакова - тот, который рядом с оперным, - водрузили на высоченный пьедестал! Это же Аксаков - он должен быть внизу, среди камней, валунов, среди родной и дорогой ему природы!” А однажды я застал Тамару Павловну за необычным занятием: она оттирала растворителем бюст Ивана Якутова в одноименном парке. Этот бюст в один прекрасный день грубо и кондово покрасили бронзовой краской. Она плакала...
Но слезы Тамары Павловны я видел очень редко, хотя гордо носил звание ее друга долгие годы. Она была очень сильной, мужественной и несгибаемой. И ее воля, порыв воплотились во многих творениях. Как воссоединить мужественность и лиричность? А ведь вот он, Салават Юлаев - образ, к которому Мастер обращался всю свою творческую жизнь. А вот совсем другой Шагит Худайбердин, а вот - Мустай Карим, Загир Исмагилов...
Меня всегда восхищала и восхищает еще одна грань большого таланта народного художника БАССР, заслуженного художника РСФСР, почетного гражданина города Уфы Тамары Нечаевой: постижение башкирского национального характера, души народа. Какова фарфоровая “Башкирская красавица!” А “Три брата” по мотивам знаменитого танца гаскаровцев!
...Луч солнца пробивается в подвал. “Вот, смотри, они не просто три брата. У них у каждого свой характер, и я должна это передать. Ну...” “Три брата” созданы еще до моего рождения, но я могу разглядывать и оценивать рабочий материал: варианты поз, разные выражения лиц...
Цвета, удивительные цвета!.. В
керамических панно Нечаевой один только цвет создает какое-то счастливое ощущение народного праздника. Восторг остается в душе надолго. Эти панно не просто украшают, например, интерьеры цирка, Дворца культуры “Нефтяник”, кинотеатра “Искра” - они поют со стен.
Поют гимн красоте. Красоте, которой была полна душа этого удивительного художника. Сегодня Тамаре Павловне Нечаевой исполнилось бы девяносто.
Крутые ступеньки вниз, неяркое освещение, запах глины... “Проходи, Славик. Ну...” - голос строгий, но интонация его очень приятная благодаря мягкой манере произношения. И это “ну...” - словно она постоянно то ли ищет подтверждения своим словам, то ли призывает поспорить, возразить...
“Это будет бюст Габдрахмана Кадырова. Похож?” Похож. А о том, что знаменитый гонщик приезжает позировать Тамаре Павловне, знал весь двор. Я сам нынче весь день вокруг его иномарки крутился.
Мы, обитатели первого подъезда на Октябрьской, 9, жили по соседству с чудом. Квартира номер три и упомянутая мастерская были полны юношами и девушками, пастухами и композиторами, танцорами и краснощекими красавицами... Из глины, гипса, фарфора, бронзы. А создала это выдающийся мастер - Тамара Павловна Нечаева. Специально не пишу “скульптор”, ибо талант этого человека был многогранен и равно ярок в любом воплощении. Нечаева прославилась как скульптор, но она, без сомнения, могла бы прославиться и как живописец, и как график...
Этой хрупкой женщине досталась не просто ужасно тяжелая физически участь скульптора - таскать громоздкие ящики, что-то лепить, прикреплять, тесать и обжигать, когда уже и руки-то отваливаются. Ей приходилось постоянно отстаивать свою правоту в борьбе с косностью, носителями которой были иные деятели. “Ты представляешь, они мой бюст Аксакова - тот, который рядом с оперным, - водрузили на высоченный пьедестал! Это же Аксаков - он должен быть внизу, среди камней, валунов, среди родной и дорогой ему природы!” А однажды я застал Тамару Павловну за необычным занятием: она оттирала растворителем бюст Ивана Якутова в одноименном парке. Этот бюст в один прекрасный день грубо и кондово покрасили бронзовой краской. Она плакала...
Но слезы Тамары Павловны я видел очень редко, хотя гордо носил звание ее друга долгие годы. Она была очень сильной, мужественной и несгибаемой. И ее воля, порыв воплотились во многих творениях. Как воссоединить мужественность и лиричность? А ведь вот он, Салават Юлаев - образ, к которому Мастер обращался всю свою творческую жизнь. А вот совсем другой Шагит Худайбердин, а вот - Мустай Карим, Загир Исмагилов...
Меня всегда восхищала и восхищает еще одна грань большого таланта народного художника БАССР, заслуженного художника РСФСР, почетного гражданина города Уфы Тамары Нечаевой: постижение башкирского национального характера, души народа. Какова фарфоровая “Башкирская красавица!” А “Три брата” по мотивам знаменитого танца гаскаровцев!
...Луч солнца пробивается в подвал. “Вот, смотри, они не просто три брата. У них у каждого свой характер, и я должна это передать. Ну...” “Три брата” созданы еще до моего рождения, но я могу разглядывать и оценивать рабочий материал: варианты поз, разные выражения лиц...
Цвета, удивительные цвета!.. В
керамических панно Нечаевой один только цвет создает какое-то счастливое ощущение народного праздника. Восторг остается в душе надолго. Эти панно не просто украшают, например, интерьеры цирка, Дворца культуры “Нефтяник”, кинотеатра “Искра” - они поют со стен.
Поют гимн красоте. Красоте, которой была полна душа этого удивительного художника. Сегодня Тамаре Павловне Нечаевой исполнилось бы девяносто.
Вячеслав ГОЛОВ.
17-10-2012
(0) Просмотров: 2000 Номер: 200(12098) Версия для печати