Сигнальный рожок на карете скорой помощи
95 лет тому назад, 1 января 1923 года, в Уфе впервые в ее истории была организована скорая медицинская помощь. Заслуга в этом большом деле принадлежит городской власти, которая в очень тяжелый период, когда свирепствовали голод, сыпной, брюшной и возвратный тиф, туберкулез, малярия и другие инфекционные заболевания, сделала благое дело. В организации Центропункта по скорой и неотложной помощи (так раньше называлась скорая помощь) активное участие приняли народный комиссар здравоохранения республики Гумер Куватов и заведующий горздравотделом Нурэльгаян Байтеряков, окончившие медицинский факультет Казанского университета.
До революции службы скорой медицинской помощи населению в Уфе вообще не было. К заболевшим вызывали врачей за определенную плату. Но попытка организовать нечто подобное предпринималась 20 марта 1907 года. Гласный (депутат) Уфимской городской думы Зайков выступил на заседании по поводу того, что внезапно умер товарищ (заместитель) прокурора Добросердов только из-за того, что ему не оказали своевременную медицинскую помощь на дому. Его близкие пытались пригласить врачей, но все эти попытки не увенчались успехом, потому что, как сообщил Зайков, одни доктора были заняты, а другие не смогли выехать по объективным причинам. И только спустя много времени один из врачей прибыл к Добросердову, но помощи тому уже, к сожалению, не требовалось.
Зайков внес в городскую думу предложение: обратиться "с просьбой к обществу врачей, не найдет ли оно возможным учредить дежурства при аптеках или в каких-либо других местах". Гласный Александр Верниковский высказал сомнение, мол, едва ли этот вопрос решится положительно, так как нельзя заставить вольнопрактикующего врача быть в том или ином месте в определенное время. Зайков, естественно, настаивал на своем предложении, будучи полностью уверенным, что общество врачей примет какие-либо меры. Кстати, Зайкова поддержал и председатель городской думы Петр Гиневский. Но дальше разговоров дело не пошло. Наверное, дума могла сама учредить скорую помощь, только вот денег у нее было в обрез, да и врачей тогда в Уфе было немного: согласно "Обзору Уфимской губернии за 1907 год" - всего 34 (из 54 по всей губернии).
Ни до революции 1917 года, ни после ее свершения не было специализированного транспорта для перевозки больных из дома в больницу или из одной больницы в другую. В ходу были гужевые повозки: летом - обыкновенные телеги, а зимой - сани. На одной из архивных фотографий видно, что к дуге саней прикреплен красный крест. Это сделано для того, чтобы люди издалека видели: едет специальный экипаж. Извозчики еще трудились даже в первые годы советской власти. Впрочем, в 1923-м и в последующие годы уфимская служба экстренной медицинской помощи не имела автомобилей, потому что их в РСФСР не выпускали, а пассажирское автобусное движение по Уфе было организовано только в 1924-м с использованием для перевозки людей переоборудованного грузовика.
В то далекое время в Уфе не хватало медицинских работников, хотя в городе успешно работала фельдшерско-акушерская школа. Тем не менее на станции скорой помощи, которую возглавил Семен Михайлович Черняк, работали врачи, фельдшера и акушерки, способные оказать квалифицированную первую помощь на дому. Поскольку медицинское обслуживание при советской власти стало бесплатным, уфимцы вызывали "скорую" даже в таких случаях, когда можно было дождаться утра и пойти в амбулаторию. Исполком Уфимского городского Совета депутатов трудящихся отреагировал на обилие ложных вызовов.
В апреле 1940 года Уфимский горисполком за подписью председателя Рубанова и секретаря Муратова принял обязательное постановление "О порядке вызова скорой медицинской помощи". В этом документе перечислены все основные случаи, по которым экстренно вызывались врачи: ранения, переломы костей, падение с высоты, потеря сознания после ушиба головы, поражение электрическим током или молнией, ожоги, обморожение, солнечные удары, продолжительные обмороки, роды, начавшиеся вне дома, отравление, кровотечение, проглатывание инородных тел и другие заболевания и насчастные случаи, угрожающие жизни человека. В одном из пунктов постановления указывалось: "Родные и знакомые могут сопровождать больного или пострадавшего лишь с разрешения врача скорой помощи". В предвоенное время вызов скорой помощи в Сталинском районе (ныне - северная часть Уфы) производилась через поликлинику УМЗ (моторного завода), а в остальных районах города - по телефонам 87-41 и 03. В документе горисполкома четко прописывалось: "Вызывающий скорую помощь обязан встретить карету у ворот или подъезда, чтобы врач не терял напрасно время на разыскивание больного или пострадавшего".
В послевоенное время у нашей "скорой" в распоряжении была всего одна автомашина для выезда к больным, хотя по штату полагалось иметь четыре. Поэтому 40 процентов вызовов на дом обеспечивалось все тем же гужевым транспортом. Летом 1946 года Совет Министров СССР принял постановление "Об улучшении скорой медицинской помощи населению". Предписывалось увеличить количество станций скорой помощи и пунктов неотложной помощи, количество врачей в них, предоставить им соответствующие помещения, обеспечить ремонт автомобилей. Министерству автомобильного транспорта СССР поручалось сконструировать и подготовить к производству в 1946 году санитарный автотранспорт. Помню автомашины "скорой" того времени, собранные на шасси, выпускаемых Горьковским автомобильным заводом. Кстати, такая санитарная карета использовалась Леонидом Гайдаем при съемках фильма "Кавказская пленница".
После войны действительно положение несколько улучшилось: уже четыре кареты скорой помощи курсировали по Уфе, увеличился штат врачей и фельдшеров, круглосуточно дежурили 6 бригад. Весной 1947 года Уфимский горисполком принял новое постановление по оказанию скорой медицинской помощи, скорректированное с учетом опыта работы за последние семь лет и новых, послевоенных реалий. Постановление регламентировало, что персонал скорой помощи на местах происшествия никаких справок не выдает и не вправе выдавать больничные листы. Поскольку у медиков появились специальные автомашины, горисполком обязал их иметь сигнальный рожок, знак красного цвета на боках кузова и переднем стекле кабины, а медперсонал обязывали пришивать этот же знак на свои нарукавники. Отмечалось, что машины скорой помощи во всех случаях пользуются первоочередностью проезда, то есть весь другой автотранспорт должен уступать путь.
5 ноября 1961 года Правительство СССР приняло постановление "Об улучшении обслуживания населения скорой и неотложной медицинской помощью", которым обязало предусмотреть: а) организацию в крупных городах и промышленных центрах радиосвязи между станциями скорой медицинской помощи и санитарными автомобилями; б) организацию в республиканских, краевых, областных и крупных промышленных центрах прямой телефонной связи станций скорой медицинской помощи с лечебными учреждениями.
Совет Министров также утвердил Положения о станции СМП; о специально оборудованных санитарных машинах и Временные штатные нормативы медицинского персонала станций и отделений неотложной помощи. Во исполнение постановления Совета Министров страны в Уфе проведена радиофикация машин скорой, начата организация первых специализированных бригад: тромбоэмболической (1962, впоследствии переименована в кардиологическую), противоинсультной неврологической (1966), психоневрологической (1970), взрослой токсикореанимационной (1972), акушерской (1988) и травматологической (1988). Центральная станция скорой помощи переехала в новое помещение на улице Рихарда Зорге, 62/А, а на материально-технической базе бывшей центральной станции организована Кировская подстанция. Открыты филиал в поселке Шакша (1980, улица Высоковольтная, 20), подстанции в Калининском (1984, улица Ферина, 20) и Ленинском (1985, улица Аксакова, 93А) районах, филиал в Сипайлово (1987, улица Юрия Гагарина, 72/3). Для координации работы подстанций и филиалов образована Центральная диспетчерская служба. В 1985 году Кировская подстанция переехала в новое здание по адресу: улица Батырская, 39/1 (Старая Уфа), где также размещается руководство станции скорой медпомощи городского округа город Уфа (Батырская, 39/2). Подстанции есть в Орджоникидзевском районе (улица Новочеркасская, 14), Затоне (улица Ахметова, 225) и Деме (улица Центральная, 5).
5 июля 1968 года ЦК КПСС и Совет Министров СССР приняли постановление "О мерах по дальнейшему улучшению здравоохранения и развитию медицинской науки в стране". Они считали целесообразным обеспечить строительство в крупных городах республиканского, краевого и областного подчинения больниц скорой медицинской помощи (с центрами реанимации) на 600-1000 и более коек. В 1991 году в Уфе открыта больница СМП на 800 коек - с учетом того, что наша столица стала миллионным городом.
Рашит АЮПОВ.
16-01-2018 (0) Просмотров: 1 667 Номер: 5(13185) Версия для печати