ДЕЛИКАТНАЯ ТЕМА
“Особые” дети имеют право учиться
Сегодня система образования наряду с другими социальными институтами активно включается в решение глобальной проблемы современности - экологии детства. Уже ни для кого не секрет, что за последние десятилетия в России стремительно увеличилось число ребятишек, имеющих проблемы в развитии, зачастую в самых разных сочетаниях.
Причины болезненности детей сложны и серьезны: это и экологическая обстановка, и социальные условия жизни, и психологический климат в семье.
Сложившаяся ситуация продиктовала необходимость открытия в детских садах групп для детей, имеющих отклонения в развитии. Из 244 дошкольных учреждений города 113 осуществляют коррекционно-образовательную работу, в том числе 14 детских садов компенсирующего вида, 33 - комбинированного вида, на базе 74 организована работа логопунктов.
Детские сады посещают более 48 тысяч детей дошкольного возраста, в том числе 323 ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Квалифицированную помощь в группах компенсирующего вида в детских садах получают более двух тысяч малышей с различными нарушениями в развитии. Для слабослышащих детей работают 2 группы (детский сад № 163), для слабовидящих - 13 групп (детские сады №№ 15, 74, 162, НШДС № 11), для детей с нарушениями речи - 113 групп и 66 логопунктов, с нарушением опорно-двигательного аппарата - 7 групп (детский сад №242, НШДС № 10), с задержкой психического развития - 13 групп (детские сады №№ 14, 42, 162, 185, 210, 281, 284), для умственно отсталых детей - 8 групп (детские сады №№ 42, 125). Кроме этого, в детсаду № 125 Орджоникидзевского района работает группа кратковременного пребывания для детей с синдромом Дауна, а в №№ 15 и 162 - специальные коррекционные группы кратковременного пребывания для слабовидящих детей. В детском саду №240 Советского района существует группа для малышей, получающих реабилитацию после проведенной кохлеарной имплантации.
Воспитатели создают благоприятный микроклимат в группах для облегчения адаптации “особых” ребятишек, их успешной социализации, обеспечивают индивидуальный подход к детям при организации воспитательно-образовательного процесса, консультируют родителей. Большая работа с такими малышами проводится специалистами дошкольного образовательного учреждения: педагогами-психологами, учителями-логопедами, дефектологами, инструкторами по физической культуре, плаванию, музыкальными руководителями.
Для оказания комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья и создания условий для их воспитания в июле 2011 года на сессии Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан утверждено Положение о порядке организации предоставления дополнительных образовательных услуг детям-инвалидам в возрасте от 3 до 8 лет. В нем определен порядок предоставления услуг и возмещения расходов детским садам за счет средств, выделенных из бюджета города.
Приказом по Управлению образования столицы утвержден список из 93 муниципальных детских садов, в которых может быть оказана эта помощь. В перечень необходимых услуг на основании рекомендаций психолого-медико-педагогических комиссий (Республиканской, Северной и Южной) включены 3 занятия с учителем-логопедом, 2 - с учителем-дефектологом, 1 - с педагогом-психологом и 2 занятия по изобразительной деятельности. Всего 8 уроков в неделю. Сегодня эту услугу, на основании обращений родителей, получают 12 детей на базе 8 детских садов.
В учреждениях создана необходимая база по приему детей с ограниченными возможностями здоровья. С руководителями детских садов и специалистами проведены организационные совещания, семинары-практикумы, обмен опытом.
Плата за оказание дополнительных платных услуг специалистам производится из средств городского бюджета, согласно табелю посещения и на основании приказа руководителя дошкольного образовательного учреждения. Для родителей эта помощь оказывается бесплатно.
Реализация этого проекта позволила повысить материальную заинтересованность учреждений образования в предоставлении дополнительных образовательных услуг детям-инвалидам, не получающим образовательные услуги по специальным (коррекционным) общеобразовательным программам дошкольного образования. Также проект является инструментом, позволяющим реализовать принципы инклюзивного образования детей-инвалидов вместе со здоровыми сверстниками, обеспечить в конечном итоге их интеграцию в общество.
Несмотря на то, что информация о предоставлении указанных услуг имеется на портале Управления образования (www.ufa-edu.ru), освещалась в газетах, журналах и на телевидении, не все родители детей с ограниченными возможностями здоровья информированы об их существовании. По всем вопросам, касающимся этой темы, можно обратиться в Управление образования Администрации Уфы или в районные отделы образования.
Елена ХАФФАЗОВА,
начальник Управления образования Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан.
начальник Управления образования Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан.
12-02-2013 (0) Просмотров: 4 078 Номер: 26(12174) Версия для печати