Разговор по существу
“Предприятие живёт и развивается”
В минувший понедельник в Общественной палате Республики Башкортостан прошла встреча руководства ГУП “Башавтотранс” с журналистами и представителями общественности. Разговор получился непростой, долгий, но интересный.
Первым слово взял генеральный директор предприятия Алексей Клуг:
- В 2010 году предприятие получило максимальный убыток за всю историю своего существования - четыреста девяноста один миллион рублей. В 2011 году, когда я возглавил предприятие, задолженность в бюджетные и небюджетные фонды составляла двести пятьдесят миллионов; и двести миллионов перед поставщиками. Вступая в должность, я представил программу по выходу из кризиса, которую мы сейчас, по сути, завершаем - последним этапом стала установка навигационных блоков ГЛОНАСС. В результате в 2013-м мы вышли на безубыточную работу, и текущий год также закончим без убытков. “Башавтотранс” сегодня - это почти семь тысяч сотрудников. Не верьте тому, кто говорит, что мы сократили несколько тысяч человек. Более того, только уфимские УПАПы готовы хоть сегодня трудоустроить по двести человек каждый, у нас не хватает водителей и кондукторов - это реальная проблема. Что касается средней зарплаты, то это двадцать восемь тысяч в Уфе и двадцать три - по республике. Да, конечно, хотелось бы платить больше. В принципе, Минтранс предлагал регионам не ограничивать тарифы на проезд, а сделать их экономически обоснованными. Тогда, безусловно, средства для увеличения зарплаты найдутся, но в этом случае одна поездка на автобусе будет стоить не пятнадцать-восемнадцать и даже не тридцать рублей. На сегодня задолженности по заработной плате, долгов перед кредиторами у нас нет.
...Как и ожидалось, обстановку накалил раунд вопросов и ответов. Главным “застрельщиком” этого тура выступили активисты профсоюзных организаций во главе с Рустамом Асадуллиным. Если вкратце, то часовые препирательства свелись к следующему: профсоюз обвиняет руководство предприятия в рейдерском захвате. Речь идет о выдавливании неугодных сотрудников, запрете на вступление в профсоюз и уплату профсоюзных взносов и недопуске на предприятия трудовых инспекторов.
Позиция руководства предприятия, диаметрально противоположна. Все меньше людей вступают в профсоюзы?
- У нас текучка кадров, - говорит Алексей Клуг. - Я не имею никакого права заставлять всех, кого беру на работу, вступать в профсоюз и отчислять один процент заработной платы в виде взносов. Агитировать людей - работа именно первичных организаций, и уменьшение числа членов профсоюза - ваша недоработка.
На встрече была затронута и другая тема. Не так давно антимонопольная служба остановила тендер на закупку большой партии новых автобусов в связи с тем, что в условиях конкурса не было прописано оборудование машин приспособлениями для перевозки инвалидов-колясочников.
- Речь идет о закупке средних автобусов, предназначенных в первую очередь для Зауралья, - объясняет Алексей Клуг. - Вот только приобретать машины иностранного производства я права не имею, о чем говорит соответствующий закон. А отечественных машин такого класса, приспособленных для перевозки маломобильных граждан, не существует. Автобусы эти мы должны были направить на обслуживание маршрутов, по которым полунизкопольные “НефАЗы” попросту не проедут. И что мне делать? С одной стороны, есть маршруты, которые мы обязаны обеспечить транспортом. С другой - мы обязаны удовлетворить требования маломобильных граждан. С третьей - автобусов, удовлетворяющих всем требованиям, просто не существует. Поверьте, мне дешевле и проще купить специальные автобусы, оборудованные для перевозки инвалидов, и организовать так называемое “социальное такси” там, где это требуется. Проблема в том, что соответствующих обращений в “Башавтотранс” от местных организаций просто нет. Более того, по Уфе ежедневно курсирует триста пятьдесят наших автобусов, двести из них оборудованы аппарелями для колясок. Но мы не можем их развернуть, потому что остановки забиты частниками. Почему вы не жалуетесь на них? Вы видели хоть у одного частника автобус, оборудованный для перевозки инвалидов? Но жалоб нет. Никто не жалуется на то, что наши остановки не приспособлены для колясок. И только “Башавтотранс” остается крайним!
Ответил Алексей Клуг и на вопросы о цене закупаемых “ПАЗов”.
- Закупка производилась на основании Закона № 223 ФЗ на основании конкурса, проведенного на электронной площадке. На сайте завода-изготовителя указана цена “пустого” автобуса, - объясняет Олег Иванов, главный инженер “Башавтотранса”. - Добавьте к этому страховку, транспортировку, установку газобаллонного оборудования - и цена значительно вырастает. Что касается альтернативы, то на данный момент мы ее, к сожалению, не видим. Нефтекамские автобусы “Бравис”, с которыми мы связывали большие надежды, конечно, хороши, но у этой машины очень низкий процент локализации, все запасные части нужно заказывать за рубежом, - а это дорого и влечет за собой задержки в ремонте подвижного состава.
Еще один тонкий момент - передача контрактов на рекламную обклейку автобусов столичной компании “TMG”.
- Нас не устраивала низкая отдача, - говорит Алексей Клуг. - Представители “TMG” вышли с более привлекательным предложением, которое гарантирует предприятию двадцать миллионов рублей ежегодно. Местные агентства, как показывает практика, выходили на уровень шестнадцать-семнадцать миллионов рублей в год. Разница, на мой взгляд, весомая. Кроме того, раньше с нами работали несколько агентств, а теперь одно - то есть, например, за повреждение лакокрасочного покрытия автобуса при обклейке пленкой будет спрашивать проще. (А наши потери на окраске ранее составляли порядка двух миллионов рублей в год.)
По поводу негативного освещения некоторыми блогерами в интернете работы “Башавтотранса” Алексей Юрьевич заметил:
- С этим мы сталкиваемся каждый раз, когда предприятие поднимает голову.
- Покупаем новые автобусы - получаем поток негатива. Такая конкуренция, - разводит он руками. - Есть еще многочисленные частные перевозчики, конфликт с которыми зачастую переходит в острую стадию, а полиция расследовать дела об избиении водителей “Башавтотранса” не спешит. Да и собственный персонал добавляет проблем: перевозчик с переменным успехом борется с курением водителей на рабочем месте, с превышениями скорости на маршруте. Но, так или иначе, предприятие живет и развивается. На повестке дня - ремонт Южного автовокзала Уфы, закупка новой техники к предстоящим саммитам ШОС и БРИКС, обновление подвижного состава.
Артем ПЕРОВ.
Фото автора.
Фото автора.
20-11-2014 (0) Просмотров: 1 267 Номер: 223(12621) Версия для печати