За три недели до премьеры
Фрагменты уфимского "либретто" питерского гостя
Знакомьтесь, уважаемый читатель, - Александр Михайлович Полубенцев, профессор кафедры режиссуры балета Санкт-Петербургской государственной консерватории имени Николая Римского-Корсакова, заслуженный деятель искусств России. Известен и как педагог (его воспитанники возглавляют балетные коллективы в России и за рубежом, ведут педагогическую работу в различных странах мира), и как талантливый, самобытный хореограф. Он ставит балеты для детей и взрослых в разных городах, театрах, хореографических училищах. Весной Александр Михайлович плодотворно поработал в Башкирском хореографическом колледже имени Рудольфа Нуреева. Помог подготовить яркий, динамичный отчётный концерт учащихся, поставил одноактный балет "Как стать балериной". Сотрудничество настолько пришлось по душе обеим сторонам, что его решили продолжить.
И вот прекрасный результат: 26 ноября на сцене Башкирского государственного театра оперы и балета состоится премьера балета "Снежная королева" по волшебной сказке Ганса Христиана Андерсена в постановке Александра Полубенцева. Музыка тоже, можно сказать, волшебная: фрагменты лучших произведений любимых композиторов - Эдварда Грига, Яна Сибелиуса, Петра Чайковского, Модеста Мусоргского, Сергея Прокофьева... Оформляет спектакль давний друг и творческий партнер колледжа, театральная художница Фания Низамова.
До отъезда балетмейстера в город на Неве мне удалось побывать на репетициях балета, одним глазком заглянуть в его творческую лабораторию и, что особенно приятно, убедиться в том, насколько он интересный и обаятельный собеседник.
- Александр Михайлович, давайте напишем "либретто" Вашей уфимской жизни! Вы ведь не только талантливый хореограф, Вы сами пишете замечательные либретто для собственных балетов. Не случайно и книгу своих воспоминаний назвали "Либретто моей жизни". С чего Вы обычно начинаете, от чего, простите за вольность, пляшете - от музыки, литературной основы, от исполнителей?
- Нет, от некой идеи, потому что нужно сделать спектакль, не похожий на другие. Допустим, "Чиполлино". Первым постановщиком был Генрих Майоров. Потом я ставил "Чиполлино" и должен был придумать совершенно иной спектакль. А это значит - надо придумать иное либретто. И я придумал, ввёл новых персонажей, эпизоды... Целый год добивался от Карена Хачатуряна разрешения сделать изменения, перестановки номеров его музыки. Я благодарен композитору за то, что он понял меня, пошел навстречу, спектакль получился совершенно не похожим на "Чиполлино" Майорова.
Все мои работы - "Щелкунчик", "Дама с камелиями", "Кармина бурана" и другие - отличаются от других постановок с этими названиями.
- А с хореографией так же? "Снежную королеву" Вы ставили в Казани, Якутске, Воронеже, теперь у нас в Уфе. Это не братья-близнецы, не копии?
- Я никогда не делаю копии. Изменения хореографического текста зависят прежде всего от исполнителей. Всегда хочется добиться совершенства, что невозможно, но к этому стремишься. В казанском спектакле я увидел ряд своих просчётов, так что, перенося его в Воронеж, менял многое. Остается общая конструкция, режиссура, а хореографический текст меняется. У меня везде разные вариации Снежной королевы, иные поддержки в дуэтах Кая и Герды.
- Вы много работаете с детьми, Вас можно назвать своеобразным детским омбудсменом в балетном искусстве. Быстро находите общий язык с ребятами? Понятно, что у Вас огромный педагогический опыт, но студенты консерватории - люди уже взрослые, а тут юная поросль...
- Честно скажу: когда меня пригласили в Казанское училище, отнесся к этому скептически, поскольку я - человек нетерпеливый. Если артисты долго не понимают того, что от них требуется, выхожу из себя, раздражаюсь. А тут дети, как я буду с ними? С моим характером... Но, знаете, как-то сложилось, мне понравилось работать с детьми даже больше, чем со взрослыми артистами.
- Вы идёте на упрощения или предлагаете юным исполнителям совершенно взрослую, профессиональную хореографическую лексику?
- Не упрощаю. В принципе, все мои спектакли, поставленные именно для исполнения детей, один к одному могут быть перенесены в профессиональную труппу. Приятным признанием для меня стали слова знакомой журналистки. Она посмотрела "Снежную королеву" и воскликнула: "Я поражена! Видела, как взрослые танцуют для детей, но чтобы дети танцевали для взрослых... Это настоящий, профессиональный спектакль!"
- Александр Михайлович, Вы признаётесь, что, как Игорь Стравинский, сочиняете только по заказу. Ездите туда, куда Вас приглашают, и ставите то, что Вас просят. Что же тогда Вас вдохновляет? Или Вы настолько увлекающийся человек - что ни предложат, всё интересно, и Вы загораетесь?..
- Я и своих студентов учу тому, что настоящий профессионал должен работать по заказу и уметь сделать любое заказанное произведение интересным, ярким, самобытным. И всегда получать удовольствие от работы.
- У Вас головокружительная география поездок: Алматы, Казань, Пермь, Воронеж, Якутск... К любому городу привыкаете быстро? И есть ли у Вас любимый город?
- Любимый город, конечно, Петербург. Красота Петербурга, его архитектура, его пространство с Невой - это совершенство. Но город прежде всего определяют люди, с которыми ты сотрудничаешь. Поэтому многие города стали для меня родными. Как, например, Казань, Якутск, как вот сейчас Уфа.
- Александр Михайлович, уже весной о Вас говорили здесь с восхищением, - рассказывали о том, как с Вами интересно, как Вы зажигаете детей и педагогов, какой Вы профессионал, как помогли подготовить отчётный концерт, поставили одноактный балет... Как началась Ваша уфимская история?
- Началось она с телефонного звонка директора Башкирского хореографического колледжа Олии Галеевны Вильдановой. Определили, что нужно колледжу, что я должен поставить... И началась работа. Что меня поразило в первый приезд - большое количество учащихся, а это наблюдается не везде. Во-вторых, в БХК много мальчиков, причём с хорошими данными. И в Московской и Санкт-Петербургской академиях случаются недоборы мальчиков. Прошли те времена, когда профессия танцовщика считалась престижной, можно было зарабатывать... Увы, всё меняется...
Поразили в Башкирском хореографическом колледже и большие пространства, залы, классы, интернат. Например, в Саратове, в Воронеже небольшие помещения. А тут весь комплекс - богатейший. Иногородние дети приезжают, поступают, живут и учатся в прекрасных условиях. Радует все: обучение, то, что ребят хорошо кормят, воспитание, традиции замечательные, например, уважение к взрослым, учителям, приветливость, дружелюбие в общении. Дети все работали с удовольствием, с полной отдачей, педагоги принимали в репетиционном процессе самое действенное участие. К себе я чувствовал теплое отношение. И сейчас так же. Одним словом, хорошо, плодотворно, легко и с удовольствием работается.
- И в какой стадии спектакль?
- Сегодня я ставлю два маленьких эпизода - и балет готов. Это большой двухактный спектакль. За несколько дней до премьеры снова приеду, будем оттачивать, шлифовать, вносить последние штрихи, осваивать костюмы, реквизит...
- Что особенного в уфимской "Снежной королеве" по сравнению с теми, что были прежде? Родились изюминки?
- Ну, об изюминках судить зрителю... В других городах, допустим, я говорю: мне надо восемнадцать снежинок и шестнадцать цветов, то есть девочек-исполнительниц. Ах, отвечают, такого количества не набирается. Приходится возводить камерный состав. Здесь, в БХК, проблем не возникает, можно делать масштабнее. И не один состав, есть ещё запасные. Спектакль массовый, и это очень хорошо.
- Что, на Ваш взгляд, зрители должны вынести с этого спектакля, кроме, естественно, красоты танца и музыки?
- В первую очередь хочется, чтобы интересно было смотреть. Потом речь ведем о каких-то непреходящих ценностях и явлениях - любви, верности, дружбе, отношении человека к подлости, злу, о том, как важно разобраться в самом себе...
- Что лежит в основе Вашей хореографии? Есть у Вас ориентиры в мировой практике?
- В основе - классический танец. Мне близки такие хореографы, как Мариус Петипа, Джордж Баланчин, Ролан Пети... Морис Бежар оказал большое влияние, потому что он балетмейстер-философ, каждая работа - это какие-то глубокие идеи, и в основе его хореографии лежит тоже классический танец, который он смело соединяет с партерными мотивами, модерном, контемпорари...
- Александр Михайлович, бывая в Казани, Уфе, Вы наверняка наблюдаете некий культ Рудольфа Нуреева... Как Вы относитесь к его личности - как к человеку, танцовщику, хореографу?
- Я бы не сказал, что существует какой-то культ Нуреева. Для меня это выдающийся танцовщик, артист. В какой бы роли он ни появлялся на сцене, от него глаз не оторвать. В нем энергия, внутренний свет, это человек сильнейших эмоций, страстей, всё это захватывает. С ним работали все хореографы того времени. Но к Нурееву-балетмейстеру я отношусь прохладно. Он занимался как бы редактированием балетов Петипа. Почему так интересны и прекрасны балеты Петипа? Они построены на чередовании классического танца, характерного, историко-бытового, зрителям некогда было скучать. Нуреев же всё переводил в классический танец, острота ощущений и впечатлений сглаживалась. Особенно это заметно в его редакции балета "Дон Кихот", откуда вымывается вся сфера характерного танца. Синтеза классического и характерного танца не происходит, спектакль блекнет.
- А в "Снежной королеве" есть характерные танцы?
- Да, есть. Считаю, что это усиливает драматургию спектакля.
- Безусловно, Вы знаете, что 2018-й объявлен Годом балета и Мариуса Петипа...
- И я приветствую это, поскольку ещё не так давно дискутировал с некоторыми коллегами, которые утверждали, что классический балет умрёт, что эти "Спящие" никому не нужны и так далее. Слава богу, это не так. С каждым годом я всё больше восхищаюсь Мариусом Петипа; его спектакли и спектакли в его редакции, такие как "Жизель", "Эсмеральда" и другие, идут во всех театрах мира, его искусство, искусство классического балета, востребовано зрителями и, надеюсь, всегда будет приносить людям эстетическую радость.
Беседовала Нина ЖИЛЕНКО.
Фото автора.
Фото автора.
8-11-2017 (0) Просмотров: 1 771 Номер: 89(13165) Версия для печати