На соискание Государственной премии РБ имени Салавата Юлаева
Философия борца, идея созидания
Недавно стали известны проекты, претендующие на соискание Государственных премий Республики Башкортостан имени Салавата Юлаева в области литературы, искусства и архитектуры 2018 года.
По информации соответствующей комиссии при Главе Республики Башкортостан, среди восьми претендентов – Международный конкурс-фестиваль оркестров и ансамблей народных инструментов «Зов Урала» Башкирской государственной филармонии имени Хусаина Ахметова (годы проведения – 2015-2016). Руководитель проекта – Рамил Мавлитович Гайзуллин, заслуженный артист России, народный артист Башкортостана.
Рамил Гайзуллин – известный музыкант, один из самых активных пропагандистов нашего национального символа – курая. Причем слава артиста давно перешагнула рамки республики и рубежи нашей страны. Ему рукоплескали не только в российских концертных залах, но и на крупных концертных площадках Казахстана, Кыргызстана, Узбекистана, Тывы, Турции и других стран. Гайзуллин – идейный вдохновитель, основатель Национального оркестра народных инструментов Республики Башкортостан, коим руководил в свое время, автор и художественный руководитель музыкальных форумов «Зов Урала» и «Парад дирижеров».
Символично, что именно в год признания курая официальным брендом Башкортостана кураист-пропагандист Рамил Гайзуллин выдвигается на соискание Государственной премии Республики Башкортостан имени Салавата Юлаева.
Гайзуллин – человек нелегкой судьбы, видимо, поэтому ему присуща философия борца. Он был последним, шестым, ребенком в семье, рано оставшейся без отца. Семья музыкальная, где каждый играл на разных инструментах – мандолине, баяне, гармошке – или пел, но профессионально этим никто не занимался. Нужно было зарабатывать на хлеб насущный. Такую фору от матери получил только Рамил, но не потому что младшенький и любименький. Так вышло, что он заслужил эту возможность. В деревнях дети быстро взрослеют и становятся самостоятельными. Рамил с первого класса умел косить сено, а иначе никак! Кто не умел – тот «лопух», или, как сейчас говорят «аутсайдер»! Родной поселок Татлы располагался в горах, там рос особенный тростник – курай. И вот на сенокосе-то и произошло первое знакомство паренька с этим удивительным инструментом. Мама говорила: «Подуй сюда – зубы болеть не будут!» Рамил дул – получался звук, было интересно, наигрывал знакомые мелодии! Позже в Белорецке педагог Мухарям-агай научил правильно играть на этой тростинке. А ведь в то время в родном поселке никто на курае даже не играл, всё больше на гармошке да баяне! Класса с седьмого стал Рамил выступать на народных праздниках и семейных торжествах – исполнял народные мелодии. Односельчане смотрели с уважением. Как-то сыграл башкирскую народную мелодию «Азамат». Сначала стояла полная тишина, потом начались овации и крики «бис». Юный музыкант такого слова не знал и думал, что ему кричат «биш» (то есть «пять»). «Пятерку за игру мне поставили!» – радовался Рамил. В итоге еще три раза играл он «Азамата» за «биш»!
Рамил Мавлитович признается: «Этот «бис» стал поворотным в моей судьбе! Может быть, моя жизнь сложилась бы по-другому. Мама видела мои успехи, радовалась, вот и разрешила учиться дальше «по музыке»!»
К слову, там, в горах, он встретил великого певца Гали Хамзина, также уроженца Белорецкого района, который на тот момент был очень популярен. Правда, тогда Рамил еще не знал о его достижениях. Вот артист-то и дал ориентир для дальнейшего обучения в Уфимском училище искусств.
В УУИ Гайзуллин учился у Ришата Рахимова, ныне – народного артиста Башкортостана, известного кураиста, педагога и общественного деятеля. Мастер-класс проходил у именитого музыканта и педагога, собирателя фольклора, основателя класса курая Гаты Сулейманова. Так что профессиональная школа у будущего маэстро была фундаментальной! Училище Рамил окончил по двум специальностям – как трубач и кураист. Это очень помогло ему в дальнейшем при несении военной службы на Дальнем Востоке, где он служил в духовом оркестре.
Пока служил в армии, внезапно умерла мама. Ей был всего 51 год. Рамил даже не успел на похороны из Хабаровска… А когда демобилизовался, оказалось, что ему негде жить – родительский дом сгорел. До ноября спал на улице, а как настали морозы – у сестры на кухне. Работал монтажником в строительно-монтажном управлении.
В сентябре 1987-го приехал на прослушивание в Башкирскую государственную филармонию. В те годы художественным руководителем был небезызвестный Виль Сагитов, а режиссером – Иршат Сиражетдинов. «И вот настал поворотный день в моей судьбе – 25 сентября! – восклицает Рамил Мавлитович. – День рождения Дмитрия Шостаковича! По удачному совпадению, мой день рождения! И день, когда я был зачислен в штат филармонии на должность кураиста!» Сразу же выехал на гастроли, как сейчас помнит, в Баймак в составе бригады Рамазана Янбекова. Рядом – именитые артисты: Мавлетбай Гайнетдинов, Роза Аккучукова, Хадифан Сарваров, Фаниль Ишмуратов, Фарит Шайхутдинов. Так что профессиональное боевое крещение Гайзуллин прошел благополучно! Работал с Ильфаком и Асией Смаковыми, ансамблем «Ядкар». К слову, бессменным руководителем «Ядкара» на протяжении 25 лет был Гали Хамзин, с чьей подачи и началась профессиональная судьба Рамила Гайзуллина. Вот он и Танзиля Узянбаева научили молодого кураиста всем тонкостям и премудростям аккомпанирования протяжной башкирской мелодии озон-кюй. Теперь Гайзуллин может сходу сымпровизировать и подыграть любую, даже незнакомую мелодию – школа была хорошая! Работа в музыкально-литературном лектории принесла свои плоды – кураистом была создана моно-программа «Человек-оркестр». Это была интересная тема. Дело в том, что музыкант способен играть на нескольких музыкальных инструментах: это курай двух видов – деревянный и тростниковый, кубыз – металлический и деревянный, хайран (носовой варган), дуплфуруйя (венгерская двойная флейта), чоор (киргизская продольная флейта), сыбызга (татарская флейта), русская жалейка, ножная волынка, узляу (горловое пение). Даже обычная шариковая ручка шла в ход! К слову, хайран, по утверждению Гайзуллина, – совместное изобретение его и мастера из Архангельского района Гали Хакимова, правда, незапатентованное. Как заявляет сам мэтр, никто до него на хайране не играл. При этом с завидной регулярностью выезжал с выступлениями за рубеж – всего насчитывает 67 поездок по разным странам.
За это время Рамил Мавлитович окончил Уфимский институт искусств по классу курая, Башкирскую академию государственной службы и управления при Главе Республики Башкортостан по специальности «государственное и муниципальное управление», а также Челябинскую государственную академию культуры и искусств как дирижер. Итого в его багаже – три высших образования. Причем, по словам самого Гайзуллина, если бы он не создал оркестр, то последняя специальность ему была бы без надобности. Теперь – о главном! Как известно, Рамил Гайзуллин – создатель единственного в своем роде музыкального коллектива. Речь о Национальном оркестре народных инструментов Республики Башкортостан.
Впрочем, дадим слово маэстро: «Я много ездил по разным фестивалям, конкурсам, выступал на разных площадках по стране и миру. И когда на сцене выступали оркестры национальных инструментов, особенно наших сородичей – Казахстана, Кыргызстана, то становилось обидно за свою республику, свой народ. Так пришла мечта… Прекрасно понимая, какое это хлопотное и затруднительное дело – всё-таки оркестр! – я обратился за поддержкой к руководству республики. И неожиданно все получилось! В 2001 году создали 40 штатных мест для музыкантов. Худсовет отбирал лучших музыкантов Уфы. Оркестранты поначалу пришли со своими инструментами. Затем уже покупали. А насчет партитур, конечно, было сложно. Ведь это специфический оркестр. Представьте – симфонический, оркестр русских инструментов, джазовый – там уже все есть: традиции, ноты. А тут – ничего. Выручили композиторы Мурад Ахметов, Ильдар Хисаметдинов, Анатолий Кукубаев и Нур Даутов, которые дали свои произведения, и мы начали репетировать. Позже заказывали от филармонии, порой и свои деньги вкладывал, использовал дружеские связи из Москвы, Санкт-Петербурга, Казахстана… Целая музыкальная история!»
Оркестр быстро стал набирать обороты профессионализма, участвовал в крупных международных и всероссийских конкурсах. Трижды становился обладателем Гран-при, привозил первые места. Выступал в Концертном зале имени Чайковского, в Российской академии музыки имени Гнесиных. Объездил с концертами всю республику.
А как же пришла идея проведения масштабного конкурса-фестиваля «Зов Урала»? На счету у Гайзуллина – работа с 34 оркестрами за пределами республики и даже страны. Это разные оркестры – народные, академические… Казахстан, Кыргызстан, Тыва, Узбекистан, Туркменистан, Якутия, Москва, Санкт-Петербург, Красноярск, Казань, Челябинск, Белгород… «Многие музыканты мечтают о том, чтобы хотя бы играть в составе таких старейших ведущих коллективов, как Национальный оркестр имени Осипова, Русский оркестр имени Андреева или Казахский оркестр имени Курмангазы… – рассказывает Рамил Мавлитович. – А меня приглашали и солировать, и дирижировать! Помню один случай. На «Параде дирижеров» в Белгороде, где выступали 33 российских дирижера, ко мне подходит руководитель Осиповского оркестра Владимир Андропов и приглашает к сотрудничеству. Выступил с ними в Концертном зале имени Чайковского в Москве, после концерта спрашиваю, дескать, а где остальные дирижеры, которые выступали со мной в Белгороде, вы их не пригласили? Владимир Павлович ответил, мол, я единственный, кто ему понравился из всех них. Так что в концерте великого русского оркестра звучал башкирский курай! Это моя особая гордость!»
Гайзуллин часто выступал на различных фестивалях народных оркестров. И решил – почему бы не провести и в нашей республике подобный форум? Добро от руководства получил в 2012 году. Международный конкурс-фестиваль оркестров и ансамблей народных инструментов «Зов Урала» стал брендовым культурным мероприятием республики. Впервые он состоялся в марте 2012 года и собрал музыкальные коллективы из Челябинска, Белгорода, Кирова, Татарстана, Кыргызстана, Казахстана, Северной Осетии, Калмыкии, Узбекистана, Азербайджана, Турции, Китая… Второй и третий форумы прошли в 2015 и 2016 годах, где также участвовали оркестры и ансамбли народных инструментов из городов России и стран ближнего и дальнего зарубежья. В конкурсе-фестивале принимали участие профессиональные оркестры и ансамбли народных инструментов, а также оркестры и ансамбли народных инструментов средних специальных и высших музыкальных учебных заведений.
В исполнении разных коллективов часто звучали обработки башкирских народных мелодий и произведения башкирских композиторов. Это неудивительно, ведь проект включает в себя популяризацию уникальных реликтовых башкирских народных инструментов (курай, кубыз, кыл-кубыз, думбыра), технику исполнения горлового пения, а также знакомство широкой зрительской аудитории с ними. К слову, благодаря «Зову Урала» башкирские произведения звучат в разных странах. К примеру, ансамбль из Южной Америки включил в программу выступления «Вальс» Ильдара Хисамутдинова и «Девичий танец» Нура Даутова! Другой аспект – где бы мы услышали целую галерею высококлассных профессиональных коллективов из регионов и зарубежья? Это уже – обмен опытом и профессиональным мастерством.
О Гайзуллине можно рассказывать много – автор «Парада дирижеров» с участием российских и башкирских маэстро, артист, выступавший на одной сцене с Иосифом Кобзоном, Надеждой Бабкиной, Николаем Некрасовым, Николаем Калининым, Дмитрием Хохловым и другими, дирижер с кураем в руках, отец четверых сыновей… Человек многосторонний, одержимый собственными идеями, которые несут созидание!
Оксана ИВАНОВА.
14-09-2018 (0) Просмотров: 1 689 Номер: 74(13254) Версия для печати