К дню рождения
Спектакли, как солдаты, тоже могут возвращаться в строй
К Дню рождения народного поэта Башкортостана Мустая Карима вернулся в строй один из самых пронзительных спектаклей Государственного академического русского драматического театра Республики Башкортостан.
Я говорю о постановке художественного руководителя ГАРДТ Михаила Рабиновича «Луна и листопад», в основу которой легла повесть Мустафы Сафича «Помилование» (сценическая версия Ильгиза Каримова и Айдара Хусаинова). Вошедший в репертуар Русского академического в 2006 году, как раз накануне дня рождения Поэта – 19 октября, он уже не раз менял свой личный состав… Происходило это потому, что молодые артисты, исполняющие главные роли в спектакле – призванных на фронт вчерашних пацанов, скажем, лейтенанта Янтимера Байназарова, сержанта Любомира Зуха, а еще юной испанки, обретшей в довоенной еще Стране Советов вторую родину Марии Терезы, взрослели, а Михаил Исакович принципиально хотел того, чтобы безусых воинов периода начала Великой Отечественной молодежь, пришедшая на спектакль, воспринимала как своих ровесников, потихоньку начиная понимать, что Победу стране принесли такие же, как и они, сегодняшние, мальчишки, взявшие на себя ответственность за Родину и навеки оставшиеся девятнадцатилетними…
И вот накануне девяносто девятого дня рождения автора замечательной повести спектакль «Луна и листопад», по-моему, уже в четвертый раз возвращается к зрителю, который в час премьеры только что на люстрах не висел – зал был набит битком, причем пришли в основном школьники старших классов, студенты техникумов и вузов. Вели они себя довольно тихо, что уже приятный сюрприз, а потом аплодировали просто бешено, долго не отпуская артистов. Радостно, что театр попал в цель. Но еще более радостно то, что в репертуар вернулся уникальный по своей форме спектакль, в котором режиссер Рабинович и московский художник Вячеслав Виданов первыми в нашем регионе соединили сопредельные виды искусства – театр и кино. Это было глубоко продуманное решение, поскольку «Помилование», помимо того, что повесть Мустая Карима раскрывает нам неведомую доселе правду о войне, является к тому же еще и маленьким шедевром лирико-драматической прозы. И мощную лирическую составляющую этого произведения помимо, естественно, способов и приемов, характерных для театрального искусства, призвано было усилить именно кино, большой экран, ставший логичной частью этой постановки и органично соединившийся с тканью спектакля. Просто представьте, что действо, начинающееся на «белом поле» киноэкрана, плавно перетекает потом на подмостки и наоборот…
Завтра, в день рождения Поэта, в ГАРДТ вновь пройдет капитально восстановленная сценическая версия повести Мустая Карима «Луна и листопад» – помимо вводов – роль Янтимера теперь играет Михаил Веселов, Любомира – Виталий Илюшкин, Марии Терезы – Даша Толканева, Лейтенанта Ласточкина – Вадим Магасумов, были сделаны пересъемки (Вячеслав Виданов и Андрей Беляев); Михаил Исакович часами репетировал – «точил» с новобранцами каждую сцену, добиваясь правды характеров, добиваясь от молодых понимания того, какими были их сверстники в дни военного лихолетья… Помогали новичкам и «старожилы» спектакля – Ирина Бусыгина, Николай Рихтер, Григорий Николаев, Валентина Гринькова, Олег Шумилов, Александр Леушкин, Валерий Гриньков, Олег Сальцын, Илья Мясников…
Мустафа Сафич не видел этой сценической версии своего произведения, но мне почему-то кажется, что Поэту бы она пришлась по сердцу…
Илюзя КАПКАЕВА.
Фото Булата ГАЙНЕТДИНОВА.
Фото Булата ГАЙНЕТДИНОВА.
19-10-2018 (0) Просмотров: 1 602 Номер: 84(13264) Версия для печати