Арифметика счастья Леоноры Куватовой,
или Полвека в Аксаковском народном доме
Сегодня отмечает юбилей народная артистка России и Башкортостана, лауреат Государственной премии РБ имени Салавата Юлаева, обладатель приза «Душа танца» журнала «Балет», обладатель премии «Легенда», художественный руководитель балетной труппы Башкирского государственного театра оперы и балета и Башкирского хореографического колледжа имени Рудольфа Нуреева Леонора Сафыевна Куватова.
- Я недавно задумалась, какой у меня юбилей? И поняла, что сегодня самая важная, самая ценная и самая счастливая дата в моей жизни - пятьдесят лет в Аксаковском доме, - говорит Леонора Сафыевна.
Двадцать пять блистательных лет на сцене Башкирского оперного театра, десятки прожитых в танце судеб, светлых и трагичных, поэтичных и героичных. Двадцать пять лет терпеливого, вдохновенного труда по созданию балетной труппы БГТОиБ, ныне крепкой, самобытной, соединившей большие традиции классического искусства и поиск нового. Пятнадцать лет из них - в качестве педагога-репетитора, десять - художественным руководителем.
Когда в 1990 году балет возглавил Шамиль Ахмедович Терегулов, сценический партнер и супруг Леоноры Куватовой, в труппе было всего лишь двадцать человек (а ведь только «лебединый» кордебалет состоит из двадцати четырех артисток). Им вдвоем предстояло пройди колоссальнейший путь, вернуть башкирскому балету былую силу, вдохнуть в него новую жизнь. И на двоих у них вышло тридцать лет. Тридцать лет творческих мук и радостей, вдохновения и самоотверженной, кропотливой работы.
…Такова арифметика счастья Леоноры Куватовой.
Моя гордость
- Тогда, в 90-е годы, когда труппы практически не было, мы с Шамилем Ахмедовичем очень много мечтали о большом коллективе с серьезным, широким репертуаром. И сегодня мне очень приятно слышать от коллег, критиков, зрителей слова восхищения именно нашим репертуаром. Это отметили и специалисты во время недавних гастролей балета в Перми. Сейчас количеству и наименованию спектаклей, идущих в нашем театре, могут позавидовать крупные российские труппы. К такому результату мы шли постепенно и долго. Все, о чем мечтали, сбылось. Я очень горжусь тем, что мне удалось поставить на уфимской сцене величайшие и сложнейшие авторские балеты Юрия Николаевича Григоровича – «Спартак» и «Легенда о любви». Это своего рода мощный аккорд в осуществлении наших с Шамилем Ахмедовичем некогда грез о репертуаре. И конечно, это признание уфимской труппы Мастером.
С Юрием Николаевичем мы уже не сотрудничали достаточно продолжительно, лет пять, когда я решилась ему позвонить с предложением поставить у нас «Спартак». Григорович отнесся к этой идее осторожно, ведь «Спартак» – огромное хореографическое полотно, технически и драматически невероятно сложное. Не каждый театр, даже крупный, сможет его осилить, да и сам хореограф чрезвычайно избирательно подходит к постановке своих балетов. С моей стороны это был смелый шаг. Но меня вдохновляло и то, что я увидела потенциального Спартака… в хореографическом колледже. Ныне премьер, а тогда еще ученик Рустем Исхаков на уроке актерского мастерства исполнял монолог Спартака. Это было очень убедительным заделом для будущей роли. Но на постановку «Спартака» Григорович согласился не сразу. Сначала решил проверить силы труппы «Корсаром». И после успешной премьеры хореограф доверил нам свой шедевр. А позже была прекраснейшая, непостижимая «Легенда о любви», в которую я сразу и безоговорочно влюбилась еще в молодости. К сожалению, станцевать этот балет, как и замечательную «Анюту» Владимира Викторовича Васильева, также пополнившую наш репертуар, мне не было суждено. Но я безмерно счастлива, что мою мечту воплотило молодое поколение артистов. Безусловно, украсила репертуар постановка балета «Аленький цветочек». Идея создания этой прекрасной сказки Сергея Тимофеевича Аксакова на сцене Аксаковского дома витала давно. Она нашла активную поддержку и живой отклик у директора театра Ильмара Разиновича Альмухаметова, а воплотил ее известный хореограф, руководитель театра «Кремлевский балет» Андрей Борисович Петров. В нынешнем сезоне он перенес постановку в Москву, на сцену своего театра.
Жемчужиной афиши вот уже на протяжении нескольких десятилетий является уникальный национальный балет «Журавлиная песнь», обновленный в прошлом году.
Сегодняшний репертуар, богатый, плотный, разнообразный, - моя величайшая гордость.
Моё призвание
- Я никогда не сомневалась в своем предназначении. Мне кажется, балет был во мне всегда, мне не надо было его осознавать или постигать. Даже в детстве не было мысли об иной профессии, нежели танец. Маленькой девочкой я часто видела своих соседей по дому - прославленных балерин Зайтуну Насретдинову, Майю Тагирову, Гузель Сулейманову. Тогда мне они казались какими-то нереальными, сказочными феями. Я очень хотела быть похожей на них, такой же красивой и волшебной. В семье неоднозначно восприняли мое возможное поступление в Ленинградское хореографическое училище. Мама-врач понимала, насколько это тяжелый труд, она не хотела отпускать десятилетнюю дочь в чужой далекий Ленинград. Папа-журналист придерживался более смелых взглядов, считал балет интересной и перспективной профессией. Все определило мое решительное «да». Мне очень повезло. Моими педагогами были автор известных методических трудов по классическому танцу Надежда Павловна Базарова, профессор Ирина Александровна Трофимова, у которой я выпускалась. Великая ленинградская школа классического танца стала моей сутью. Помню, когда мы с моими ученицами Наташей Сологуб, Риммой Закировой ездили на конкурсы, я, еще действующая балерина, вставала заниматься с ними классическим тренажом, ко мне подходили педагоги и говорили: «Вы заканчивали ленинградскую школу? Это сразу видно». Мне очень хочется сохранить преемственность поколений, передать всю красоту и благородство классической традиции ленинградского (петербургского) балета будущим артистам в хореографическом колледже и молодым танцовщикам в театре.
Моё вдохновение
Мое главное вдохновение - сын Булат. Он - мой друг, опора, моя душа. И конечно же, вдохновение я нахожу в своих артистах. Они очень отзывчивые, чуткие творческие личности, не боятся поиска и трудностей. Мне нравится наблюдать, как они растут. Помню реакцию Сережи Бикбулатова, только пришедшего в театр после колледжа, на предложение попробовать сделать Красса в «Спартаке» - весь сжался, слился со станком: «У меня не получится». Тогда ему это казалось чем-то заоблачным. А сейчас он вырос в уверенного, сильного, артистичного исполнителя одной из сложнейших партий в балете - Красса. Видеть, как вчерашние дети становятся Артистами на таких гениальных спектаклях, как «Спартак», «Легенда о любви», - величайшее счастье. Растут они благодаря нашим педагогам - Галине Георгиевне Сабировой, Людмиле Васильевне Шапкиной, Елене Юрьевне Фоминой, которые также преподают в колледже и знают артистов с детства, Вячеславу Игоревичу Журавлеву, работающему с мужским кордебалетом.
У нас молодая, удивительно красивая, слаженная труппа. В какой-то степени башкирская балетная труппа аутентична и уникальна. Она практически полностью состоит из выпускников нашего хореографического колледжа. Мы знаем ребят с детства, растим их, вместе переживаем трудные и радостные времена, видим их потенциал. Это единая семья. Наверное, поэтому в коллективе очень домашняя, теплая, доброжелательная атмосфера, нетипичная для театров. Я считаю, что только благодаря колледжу мы смогли сформировать и большой, полноценный коллектив, и богатый репертуар. К нам многие хотят попасть как раз из-за разнообразного репертуара, но в настоящий момент вакансий в труппе нет.
Я стремлюсь сохранять принципы большого балета, не опускать планку. Мне хочется, чтобы у нас появился, например, такой крупный балет, как «Раймонда». Ведь у труппы сейчас есть все технические и артистические возможности для исполнения сложных стилистически и технически спектаклей.
И конечно, одна из самых важных задач - сохранять национальное наследие. В планах - создание балета по башкирской легенде «Семь девушек».
Записала
Ольга ИНСАРОВА.
На среднем снимке: юные Леонора Куватова и Михаил Барышников в спектакле ЛАХУ имени А.Вагановой «Щелкунчик».
Фото Лилии ЗАГИРОВОЙ и из архива журналиста Нины ЖИЛЕНКО.
Ольга ИНСАРОВА.
На среднем снимке: юные Леонора Куватова и Михаил Барышников в спектакле ЛАХУ имени А.Вагановой «Щелкунчик».
Фото Лилии ЗАГИРОВОЙ и из архива журналиста Нины ЖИЛЕНКО.
Очень личное
- Что Вам снится?
- Когда танцевала, часто видела сны о том, что у туфли оторвалась тесьма, или на сцене песок, или выхожу в спектакле, а партнера нет. Сны, типичные для балерин. А сейчас… Мне как-то приснилось, будто захожу в класс, а там одни мужчины. Спрашиваю: «Где девочки?» В ответ слышу: «Ушли в декрет». Это уже сон художественного руководителя. Подобная ситуация была: пять опытных, крепких артисток кордебалета вдруг разом отправились в декрет.
- Вам приходилось обижать людей?
- Наверное. Но я стараюсь быть с людьми деликатной и аккуратной. Мы с Шамилем Ахмедовичем всегда очень переживали, когда приходилось отказывать артистам по тем или иным причинам. Например, элементарно артистка не подходит в номер по росту. Говоришь «нет», а самой больно. Да и как это расценивать - обида или профессиональная необходимость? В любом случае выбор делать сложно.
- Вы легко признаете свои ошибки?
- Да. Если я не права, я признаю это и извинюсь. И такое случалось не раз.
- Вы принимаете современный театр?
- Что вкладывается в слово «современный»? Я считаю, что любой спектакль независимо от его формы можно назвать современным, если он трогает зрителя, находит отклик в его душе.
- Что для Вас самое важное в искусстве?
- Искренность и профессионализм. И еще верность своему призванию.
Письмо длиною в целую любовь
- Я часто вспоминаю своих родителей. Они познакомились в 1938 году. Но предвоенное время не позволило им быть вместе. В 1939 году папу направили в Китай, где он три года под Харбином изучал китайский язык, а потом был переводчиком на Китайско-японской войне. Мама после медицинского училища отправилась на Великую Отечественную медсестрой. Они встретились только в 1946-м. Через год поженились. Целых семь лет они хранили свою любовь, жили письмами, мечтали о встрече и ждали друг друга. В сегодняшнем концерте в БГТОиБ будет очень трогательный номер «Письмо», поставленный нашим артистом и хореографом Саръяном Сулеймановым на проникновенную музыку Нура Даутова. И этот номер я хотела бы посвятить своим родителям. Это мое им письмо.
9-11-2018 (0) Просмотров: 2 305 Номер: 90(13270) Версия для печати