Имена
Как любят Суханова люди – это ещё поискать!
Сегодня отмечает особый день рождения замечательный музыкант – уникальный баянист, которого знают, по-моему, во всех странах мира, вплоть до Африки, и во всех районах Башкирии; прекрасный педагог, воспитавший целую плеяду блистательных учеников, декан музыкального факультета Уфимского государственного института искусств, профессор кафедры народных инструментов, заслуженный артист России, народный артист Башкортостана Владимир Павлович Суханов.
Писать о Суханове легко, поскольку человек он чудесный, а вот говорить с ним трудно. Причина проста: рассказывать о себе Владимир Павлович не может в силу природной деликатности. О ком-то – да, безусловно, он готов дать характеристику своим многочисленным ученикам – только по специальностям «баян» и «аккордеон» Суханов выпустил в свет шестьдесят четыре человека, преподавательский стаж в родном вузе, который окончил в числе первых выпускников (класс профессора Белякова) нашего института, начинается с 1974 года… А сколько человек прошли через руки Суханова по классу ансамбля! Почти двадцать четыре года исполнилось инструментальному ансамблю «Метелица», созданному Владимиром Павловичем – сколько уже студенческих составов сменилось, а «Метелица» жива и продолжает радовать слушателей. Есть в числе сухановских учеников дирижеры симфонических оркестров и оркестров народных инструментов, концертирующие артисты и крепкие педагоги… «Мне есть кем гордиться!» - говорит Владимир Павлович, отдавая должное каждому своему питомцу… Сказал мне даже о том, что его ученик композитор Ришат Сагитов, заведующий музыкальной частью Национального Молодежного театра РБ, на днях защищает диссертацию в Магнитогорске…
Но охотнее всего он говорит о своем инструменте, даже оживляется немного. Это все тот же верный «Юпитер», с которым мы уже не раз фотографировали Владимира Павловича:
- Мы с ним уже сорок два года!
- А какой у баяна век?
- На мой хватит.
- А как Вы ухаживаете за ним?
- Есть специалисты, которые помогают.
- Кто, например?
- Настройщик Василий Иванович Слягузов, сейчас я с ним работаю.
- В одном из интервью Вы сказали журналисту «Вечерки», что можете провести с баяном сутки и даже больше…
- Это правда, и ничего не изменилось. Мы с ним откликаемся на тягу людей к музыке, к песне. Человек запел, а баян ему в этом подмога. Не случайно же мы затеяли фестиваль аккомпаниаторского искусства. Я через всю жизнь пронес любовь к песням советского периода, к тем произведениям, в которых был смысл, которые воспитывали в людях лучшие чувства. И стараюсь передать эти ощущения всем своим ученикам. Помню, когда отец заметил мое влечение к музыке, он с каждой получки стал покупать мне пластинки – я так благодарен ему за это! И доныне: люди запоют что-нибудь малоизвестное, а я знаю, могу сразу играть! Батюшки, мне говорят, ты же тогда пацаном был… А сами радуются!
…Сегодня в Шаляпинском зале в рамках Республиканского фестиваля аккомпаниаторского искусства пройдет юбилейный вечер Владимира Суханова (19.00). Конечно, виновник торжества и сам выйдет на сцену. Выступят участники феста, легендарная уже «Метелица», думаю, не обойдется торжество без поздравления певицы Алёны Завьяловой и, конечно, учеников и коллег, часть из которых поздравляют Владимира Павловича на страницах «Вечерней Уфы».
Илюзя КАПКАЕВА.
Фото Дмитрия МУХАМЕТКУЛОВА.
Фото Дмитрия МУХАМЕТКУЛОВА.
***
Володя Суханов пришел ко мне, когда ему было всего девять лет, десять ему исполнилось где-то через десять-одиннадцать дней. Я в те поры только вернулся из Курганской области, отработав там три года после окончания Башкирского государственного музыкального училища, устроился в Детскую музыкальную школу №3 в Деме, так что это был мой первый набор. Их изначально по таким позициям, как слух и музыкальность, приняли в класс скрипки, но педагог – молодая совсем женщина – ездила на работу на электричке из Черниковки и через месяц сдалась – устала от дороги. Ребят тогда распределили в класс баяна. И поначалу Володя был как и все другие ученики. Проявлять себя он начал с третьего класса – он просто, что называется, попер, и так до сих пор, во всем, касающемся исполнительского искусства, его преподавательской деятельности – он идет к той цели, которую наметил. Я вообще считаю, что все в руках ученика – учитель просто помогает своему подопечному идти по той дороге, которую тот себе избрал…
Владимир Константинович ВЛАСОВ,
педагог по классу баяна, первый учитель юбиляра по Детской
музыкальной школе №3.
педагог по классу баяна, первый учитель юбиляра по Детской
музыкальной школе №3.
***
Надо ли говорить, что Владимир Павлович Суханов – выдающийся исполнитель, Мастер с большой буквы. Ровно как и – выдающийся воспитатель молодых талантов.
Владимир Павлович – удивительно добрый и светлый человек. Глядя в его глаза, можно икону писать. Единственный его недостаток – не имеющая границ, порой самоуничижающая скромность.
Владимир Суханов беспредельно предан Международному Аксаковскому движению, очевидно, что он также беспредельно предан своей основной работе. Без него невозможно представить ежегодный Международный Аксаковский праздник, который в этом году прошел в 28-й раз. И ни один из них по какой-либо причине он не пропустил, хотя очевидно, что такие причины были, порой очень важные. Со своим баяном в программах Аксаковского фонда он участвовал не только на сценических площадках городов России и Белоруссии, но и спускался на плотах по рекам Башкирии, поднимался в концертных туфлях на вершину Иремеля, участвовал в сложных экспедициях на снегоходах по аксаковским местам Башкирии, Оренбургской и Самарской областей в рамках межрегионального проекта «Золотое кольцо Аксаковского Поволжья».
За выдающиеся творческие и преподавательские успехи, за многолетнюю преданность державному Аксаковскому делу и в связи с 70-летием со дня рождения Международный фонд славянской письменности и культуры наградил Владимира Павловича Суханова своей высшей наградой – медалью в память деяний равноапостольных Мефодия и Кирилла.
Михаил ЧВАНОВ,
писатель, председатель
Аксаковского фонда,
вице-президент
Международного фонда
славянской письменности и культуры, секретарь правления Союза писателей России,
почетный гражданин
города Уфы.
писатель, председатель
Аксаковского фонда,
вице-президент
Международного фонда
славянской письменности и культуры, секретарь правления Союза писателей России,
почетный гражданин
города Уфы.
***
Я Владимира Павловича знаю со студенческих лет, мои самые первые – еще в институте – выступления проходили уже с ним. И неслучайно, когда в 1987 году я поехал в Питер (тогда еще Ленинград) записывать свой первый диск-миньон, аккомпанировать мне в Северную Пальмиру отправились Владимир Суханов и Редик Фасхетдинов – записывали песни Рима Хасанова, народные… А дальше – все мои выезды и сольные концерты проходили в основе своей именно с ним и с созданным Сухановым ансамблем «Метелица». Вот еще любопытный момент – сколько уже составов поменялось в «Метелице», а Суханов остается, и это значит – «Метелица» жива, будет новый набор и новые исполнители, поскольку есть отец-основатель, а посему, мне кажется, «Метелица» будет вечной!
А сколько поездок у нас было с Владимиром Павловичем! И какие все замечательные – по России, в Москву. Но особенно запомнился двухмесячный тур в Финляндию, где я по просьбе местного татарского общества специально ставил программу «Вечерние посиделки». И Владимир Павлович был незаменим, он и сольно играл, и аккомпанировал, и помогал на всех репетициях… Мы жили с ним в каких-то специальных апартаментах, и когда я уходил по делам, а телефон звонил и звонил, не знающий татарского языка Суханов брал трубку, слушал и, уловив слово «Идрис», отвечал коротко: «Идрис юк» и нажимал на рычаг. Потом, когда все в финале выяснилось, наши финские друзья очень долго смеялись, и все до одного полюбили Суханова за его кроткий нрав, деликатность, искренность и, главное, за уникальный талант – он мог бесконечно играть им на баяне, исполняя народные татарские песни. Вообще, он очень тонко чувствует национальную природу песни, ценя в ней детали, любую, казалось бы, на взгляд непрофессионала, мелочь… Я даже посвящал Суханова в какие-то секреты, учил нашей мелизматике – он, главное, все это слышит, понимает, все вопросы к месту задает – уникальный музыкант! Потому для меня он и один из лучших аккомпаниаторов (еще я люблю работать с Гали Алтынбаевым), мне кажется, мы с Владимиром Павловичем идеально слышим и чувствуем друг друга… Он тончайший человек, такой искренний, думаю, он получает не меньшее удовольствие от песни, чем певец, глянешь на него внезапно в процессе выступления и видишь, что у него на глаза слезы навернулись… Вот что он за музыкант!
А еще он декан нашего музыкального факультета и все проблемы насущные стремится решать с преподавателями и со студентами деликатно. Он очень дипломатичен, воспитан, я вижу, что его иногда коробит от грубости жизни, каких-то жестких, чересчур откровенных вещей, но он во всех вопросах всегда остается Сухановым.
Идрис ГАЗИЕВ,
заслуженный артист России,
народный артист Башкортостана и Татарстана,
лауреат Государственной
премии РБ имени Салавата
Юлаева, профессор УГИИ.
заслуженный артист России,
народный артист Башкортостана и Татарстана,
лауреат Государственной
премии РБ имени Салавата
Юлаева, профессор УГИИ.
***
Мне в жизни вообще повезло с педагогами, перечислить я могу многих, но Владимир Павлович Суханов для меня первый педагог, с которым жизнь вела меня тринадцать лет, поэтому он особенный. Для меня он Человек с большой буквы, незаурядный Музыкант и Учитель. Думаю, не будет секретом или каким-то открытием, если я скажу, что его очень многие любят за исключительную порядочность и уникальный талант. Мне бы хотелось пожелать Владимиру Павловичу долгих и счастливых лет, равно как и его семье! Я благодарю судьбу за то, что на моем пути мне встретился такой наставник, как Владимир Павлович Суханов.
Раушан ЯКУПОВ,
главный дирижер Национального симфонического оркестра
Республики Башкортостан,
заслуженный артист Республики Башкортостан.
главный дирижер Национального симфонического оркестра
Республики Башкортостан,
заслуженный артист Республики Башкортостан.
***
Владимир Павлович, на мой взгляд, - гениальный человек и музыкант. Однажды мне довелось услышать в его исполнении «Кампанеллу», не тот вариант Паганини-Листа, к которому привыкли слушатели фортепианных концертов. Нет! Это была «Кампанелла» именно самого Паганини…
И я был потрясен тем, что баян Владимира Павловича максимально приблизился к звучанию скрипки!.. Как такое возможно? Не знаю… Достичь этого может только Суханов.
Когда я заканчивал учебу у него, Владимир Павлович сказал мне, что каждый артист всегда ищет своего режиссера. Возможно, он таким образом предлагал мне попытать счастья в Москве… Я тогда поразмышлял и понял, что лучший режиссер (читай – наставник) для меня - это сам Владимир Павлович Суханов. Я могу не появляться у него неделю, месяц, а потом прийти, и он в короткий перерыв между своими занятиями за пятнадцать минут даст мне столько, сколько иной не получит и за год! Мы можем говорить с ним о чем угодно – он для меня учитель и в музыке, и в жизни. В любые спорные для меня моменты я иду к нему, и он всегда даст самый верный совет.
Владимир Павлович Суханов – настоящий друг, человек, на которого всегда можно положиться. Повезло тому, у кого в жизни есть такой наставник. У Владимира Павловича нет плохих черт. О его доброте нужно просто упомянуть отдельно. Достаточно сказать о том, что когда я учился в школе, на меня мало кто ставил как на музыканта. Попал я к Владимиру Павловичу уже в седьмом-восьмом классе, и он невероятно долго и упорно возился со мной, так что музыкантом я стал из-за него. Помню, в свое время он дал мне книгу Когана, отметив в ней страницы, которые касаются окраски звука. Я увлекся, углубился в чтение и нашел в ней то, что Владимир Павлович отметил для себя самого. Коган писал – учитель должен стремиться к тому, чтобы как можно быстрее стать ненужным своим ученикам… А мне Владимир Павлович нужен и по сию пору – забежишь к нему поговорить о наболевшем, и он всегда найдет верное слово, какую-то изюминку, которая поможет иными глазами взглянуть на сложную ситуацию. И еще очень важно то, что он никогда не ставил запретов, каких-то границ, постоянно заставляя думать, внушая: ты свободен, если ты достиг очередной высоты в творчестве, то о каких запретах может идти речь, двигайся дальше!
Я могу беседовать с ним о чем угодно, вплоть до тонов и полутонов солнечного света, а еще нас объединяет большая страсть к рыбалке и ко всему, что с этим связано.
Я благодарю судьбу за то, что когда-то встретил Владимира Павловича Суханова.
Линар ДАВЛЕТБАЕВ,
художественный руководитель Национального оркестра
народных инструментов
Республики Башкортостан,
лауреат международных
и всероссийских конкурсов,
художественный руководитель и главный дирижер Молодежного симфонического оркестра
Республики Башкортостан.
художественный руководитель Национального оркестра
народных инструментов
Республики Башкортостан,
лауреат международных
и всероссийских конкурсов,
художественный руководитель и главный дирижер Молодежного симфонического оркестра
Республики Башкортостан.
27-11-2018 (0) Просмотров: 1 598 Номер: 95(13275) Версия для печати