$ - 102.5761
€ - 107.4252

ЧИТАЙТЕ В НОМЕРЕ

Горячая биография огнеборцев столицы

Пронзая столетья, зажигая сердца…

«Ещё книги – будут!»

Девятьсот пятьдесят шагов по улице Уфимской

Душа кочующего театра, или Праздник на нашей улице

НЕИЗМЕННЫЕ ВЕЛИЧИНЫ

Поэма без героя


Большинство из тех, кто заполнил субботним вечером фойе здания, формой своей напоминающего гигантский колчан для стрел, переходили 19 октября с площадки на площадку, старались успеть на все события, связанные с празднованием 100-летнего юбилея народного поэта Башкортостана Мустая Карима. Апогеем этих торжеств и стал вечер в Конгресс-холле «Торатау», участие в котором принял и Глава нашего региона Радий Хабиров.

Поэма без героя

А открыл встречу, главным в программе коей стал документальный фильм «Мустай», советник Президента Российской Федерации по культуре Владимир Толстой, зачитавший собравшимся приветствие Владимира Владимировича Путина:
«Мустай Карим был выдающимся писателем, драматургом, видным общественным деятелем и просветителем. Человеком мощного, щедрого дарования. Его вдохновенное творчество, проникнутое искренней, сыновней любовью к родной Башкирии, землякам, их самобытным традициям и обычаям, утверждало идеалы мира, добра и справедливости. Великую ценность единства нашего многонационального Отечества. Наследие Мустая Карима оказало огромное влияние на современников, стало настоящим явлением в литературе, неотъемлемой частью нашего богатейшего исторического, культурного, духовного достояния».
Напомню, что Указом Президента РФ торжества в честь 100-летия со дня рождения народного поэта Башкортостана Мустая Карима проводятся на федеральном уровне. Но приезд в Уфу в эти дни гостей, говорящих на самых разных языках, связан не столько с правительственным указом, сколько с тем, что Мустафа Сафич по-настоящему умел дружить и в круг тесного общения с ним попали и аварцы, и балкарцы, и казахи, и киргизы, и азербайджанцы, и еще множество представителей огромного количества народов как на территории России, так и за ее пределами… И задачей, которую ставили перед собой авторы фильма «Мустай» (кинокомпания «Мастерская», при поддержке Фонда имени Мустая Карима), было, мне кажется, ввести само творчество и образ Поэта в контекст бытования некогда мощной державы под названием Советский Союз, а ныне – уже новой России. Действительно, невероятный масштаб личности Мустая требует иных мерок, чем узко национальный мир одного отдельно взятого региона, в котором за званием «Народный поэт республики» претенденты выстраиваются в очередь, как некогда за продуктовыми карточками в ЖЭК… Потому-то с первых кадров документальной ленты «Мустай» тебя поражает голос британца Рэйфа Файнса, явившегося к нам впервые чуть ли не в образе пушкинского Онегина – денди, страдающего болезнью, которую сам Александр Сергеевич назвал сплином, короче, русской хандрой и охотой к перемене мест. Файнс, не слишком давно наведывавшийся в Уфу в поисках натуры и исполнителей своей картины о Нурееве, читает отрывки из дневников Мустая, глубокие мысли которого столь же логично звучат на английском, сколь и на родном для Мустафы Сафича языке. И то, что, делясь с миром опытом мудреца, родившегося в деревне Кляшево в Башкирии, Файнс сидит на источенных набегающей синью камнях какого-то острова в открытом море, является мощной метафорой: ведь наш Мустай и сам подобен омываемому волнами утесу в бескрайнем океане, быть может, литературы, быть может, философских трудов, а быть может, и просто жизни…
Мне понравился фильм режиссера Саиды Медведевой. Не скрою, что-то мне в нем показалось лишним, поскольку рядом с Чулпан Хаматовой, прекрасно читающей стихи Поэта, роль Алсу уменьшается в разы… Но это бог с ним, видимо, кому-то захотелось добавить красок в полотно, которое настолько выразительно, что уже не требует дополнительных взмахов кисти.
Неожиданно, но мне чрезвычайно понравились голос и манера Владимира Спивакова, читавшего основной закадровый текст. Это было очень необычно, серьезно и точно по попаданию. Благодаря воспоминаниям современников и даже сохранивших в своем сознании какие-то важные детали отпрысков тех, кто был в дружбе с Поэтом, перед нами рождается портрет того героя, которого мы, конечно, знали, но, возможно, и совсем не знали. Ведь кто может сегодня добавить в эту поэму без героя (в отсутствие оного) самую правдивую строку? Только тот, кто Мустая любил, понимая, как себя самого!.. Тот, кто не одолевал его просьбами о помощи, поддержке на уровне низкой бытовизны… Понять Поэта мог только равный ему – собрат по вдохновению, мысли и перу; тот, который сам дарил Мустаю не традиционные сервизы, а скалистые вершины, стихи и ароматы горных трав!..
Кажется, Никита Михалков, с отцом которого был тесно связан Мустафа Сафич, называет Мустая Карима и его великих друзей – Гамзатова, Кугультинова и Кулиева, нет, не «телегой», это уже давно известный факт. Нет, он называет их диссидентами в законе… Это тоже поразило меня – они были настолько свободны в своем творчестве, что никого и ничего не боялись. Иначе как можно расценить визит Расула Гамзатова и Мустая Карима, буквально накануне XX съезда КПСС, делегатами которого они были, к опальному Молотову – на дом, в квартиру, где прослушивался каждый чих… Не знали об этом? Думаю, они все прекрасно знали и понимали, правильно говорит Никита Сергеевич, не смогли в своем писательском азарте отказаться от такой возможности, попав за это к «товарищам», так сказать, на карандаш… Спасибо, получается, Брежневу, который цыкнул на «товарищей», докладывающих ему о бесчинствах литераторов: «Делать вам нечего!» В общем, умудрились азартные друзья пройти между Сциллой и Харибдой.
…А в воскресенье вечером, прямо в день рождения Мустафы Сафича, в Государственном академическом русском драматическом театре Республики Башкортостан тоже вспоминали Поэта. К переполненному притихшему залу вышел художественный руководитель ГАРДТ Михаил Рабинович и нашел, как мне кажется, самые верные, дошедшие до сердца каждого слова о Мустае, всех поздравив с этим особенным днем. А потом люди, затаив дыхание, смотрели поставленный Михаилом Исаковичем по повести Мустая Карима «Помилование» спектакль «Луна и листопад». И кто-то из зрителей, возможно, открывал для себя нового Мустая…
И когда в финале артисты вышли на поклон и зал в едином порыве поднялся со своих мест, на большом экране вдруг возник Поэт. Он немного поиграл со своим совсем еще маленьким внуком, сказал что-то неслышное, а потом остановил взгляд на зрителях и стал всматриваться в нас сегодняшних: «Кто вы?», «Какие вы?» А мы стояли и без единого слова продолжали аплодировать то ли актерам, то ли всему театру, то ли автору этой пронзительной истории, который продолжал смотреть нам прямо в душу…
Илюзя КАПКАЕВА.
Фото Булата ГАЙНЕТДИНОВА и из открытых источников.

Дата создание новости 22-10-2019   Комментарии (0)   Просмотров: 1 311     Номер: 76(13360)     Версия для печати

22 ноября 2024 г. №82(13826)


«    Ноябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 





ВАКАНСИЯ

Редакция газеты «Вечерняя Уфа» примет на работу корреспондента с опытом работы. Зарплата по результатам собеседования (оклад плюс гонорары). Резюме присылайте на почту ufanight@rambler.ru с пометкой «корреспондент». Обращаться по телефону: 286-14-65.



 
© 2011-2023, Редакция газеты «Вечерняя Уфа»
Использование материалов без письменного согласия владельца сайта запрещено.